Живительная сила Раса
перевод с сайта электронной энциклопедии Wikipedia
В течение веков задолго до начала нашей эры, артисты и философы древней Индии задавались вопросами о главных художественных принципах в искусстве.
Что являет поэзия, драма, скульптура и живопись на информационном, интеллектуальном и эмоциональном уровнях?
Входит ли актёр, изображающий характер в драматическом представлении, в состояние bhava-jagat – эмоциональный мир того характера, который он или она играют на сцене?
Почему зритель, наблюдая игру актёра, наслаждается?
Каким образом актёр влияет на зрителя и его состояние?
Почему искусства способны передавать универсальные состояния и эмоции? Как объяснить, что разные виды искусства могут вызывать одни и те же эмоции у человека?
И тогда идея Раса возникла как один из способов ответить на все эти вопросы.
Bhava-jagat. Предмет искусства.
Классический индийский танец.
Согласно Индийским эстетическим канонам, bhava-jagat, имеющая человеческую природу, проявляется в поэзии, драме, скульптуре и живописи. Зритель или, как его называют, rasika, смотрит драматическое представление с тем, чтобы испытать rasa. Это слово используется для описания момента или сущности эмоционального состояния, которое создаётся посредством искусства. Оно происходит от санскритского слова, обозначающего сочную жидкость, как сок или сироп. Именно Rasa является сердцем Индийской эстетической мысли.
Развитие термина Rasa
Впервые термин Rasa, обозначающий сочную жидкость, появляется в Ригведе. В различных Упанишадах – Taittiriya, Kaushitaki и Isha, Rasa относят к значениям «эссенции», «аромата», «вкуса» или того, что оказывает сильное эмоциональное влияние. Taittiriya Upanishada рассматривает Rasa, как эссенцию или что-то, находящиеся за пределами разумного восприятия. Kaushitaki видит Rasa, как вкус гимна или мантры, которая называется в этом тексте ‘brahman’. Brahman, согласно комментариям к Ведическим гимнам, является термином, которым обозначают социальную принадлежность или касту в Индийском обществе, религиозное течение, а в Ведах использовался для обозначения мантры в стихотворной форме. Полагают, что Ведические Мантры или гимны являются самым прекрасным образцом поэзии, которая способна доставить эстетическое наслаждение. Isha добавляет, что Rasa – это то, что может взывать к сознанию и волновать его. Поэтому Rasa, будучи живительной влагой, обладает материальными признаками, но обнаруживая связь с песней или гимном (brahman), она является абстрактной или эстетической реализацией сознания (ума), которую мы находим приятной.
Выводы Бхараты
Именно мудрец Бхарата Муни в трактате Натьяшастра более детально рассмотрел предмет Rasa. Обладая глубокой психологической проницательностью, Бхарата практически исследовал душу человека и обнаружил различные эмоции и переживания. Бхарата также описал, как эмоция через актёра-посредника испускает Rasa, услаждая таким образом ум зрителя, вызывает сублимацию. Бхарата рассматривал Rasa, её инструмент, но не попытался дать ей определение. Такие вопросы как: «Что есть Rasa?» или «Почему она доставляет наслаждение?» устами Бхараты получают простой ответ: «Потому что ею можно насладиться». Очевидно, он смог только определить её роль, но не её сущность; возможно, потому, что абстрактное явление не может содержаться в словесной форме.
К Sthayi-bhava относятся следующие эмоции:
Rati (Удовольствие), Hasa (Радость), Shoka (Печаль), Krodha (Злость), Utsaha (Мужество), Bhaya (Страх), Jugupsa (Отвращение), Vismaya (Удивление). Эти восемь sthayi-bhava вызывают соответствующие восемь Rasa. Так, Rati является источником Shringara – Любви; Hasa – Hasya – Смех; Shoka – Karuna – Сострадание; Krodha – Raudra – Гнев; Utsaha – Vira – Героизм; Bhaya – Bhayanaka – Страх, Ужас; Jugupsa – Vibhatsa – Ненависть, Отвращение; Visamaya – Adbhuta – Удивление.
Тюленева Назира
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос