Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Амитабх Баччан

СЕРДИТЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ИНДИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА.
15 февраля 1969 года, долговязый молодой человек 27 лет, необычно высокий для индийца, а особенно для типичного индийского актера, приехал в Бомбей, твердо решив добиться успеха в кино, и в тот же день получил шанс. Тот фильм провалился, но успех не мог повернуться к нему спиной; он пришел к нему спустя четыре года с фильмом, который стал новой вехой в кинематографе, и в скором времени звезде предстояло перевернуть Болливуд.

Тем молодым человеком был Амитабх Баччан. Весьма заманчивое и посильное занятие – писать историю Болливуда, начиная с 1973 года, когда вышел первый успешный фильм Баччана «Zanjeer» («Затянувшаяся расплата»), с Баччаном же в главной роли. С 1973 года, в киноиндустрии был и есть только один актер. Даже сейчас, в шестьдесят четыре года, его влияние в Болливуде таково, что когда он решил сыграть роль учителя глухонемой девочки в картине «Black» в 2005 году, она не только имела оглушительный успех, но и дала ему фильм, очертивший новое поле деятельности и для него самого, и для Болливуда в целом.

Шьям Бенегал сказал мне: «Нет личности, даже отдаленно сравнимой с ним, не только в Болливуде, но и ни в одном театре или киноиндустрии мира нет фигуры, равной ему. На сегодняшний момент нигде на планете нет звезды крупнее, чем он, нигде в целом мире. Как актер, он уважаем за превосходство игры в той же мере, как Оливье или Гилгуд в Британии».

Интересно, что роль, которую Баччан сыграл в самом первом своем успешном фильме «Zanjeer», в какой-то мере отражала политический стиль, который госпожа Ганди с таким успехом переняла в 1969 году. Это была роль человека, который являлся частью правовой системы и одновременно был настроен против нее. Фильм послужил образцом для многих последующих фильмов Баччана, и кратко и точно назвал картины 70-х годов декадой сердитого молодого человека – бунтаря. Баччан играл роль угрюмого одиночки, у которого почти не было времени на песни и танцы, и который ни минуты не колебался взять закон в свои руки, чтобы свершить правосудие, которое не смогла обеспечить правовая система, над заслуживающими того преступниками.

Мастерство Баччана, по словам кинорежиссера Говинда Нихалани, заключалось в том, что его игра обобщала настрой всего народа, как это ранее делали фильмы Раджа Капура: Любой образ, приписываемый исполнителю, как например Сердитый молодой человек, относится не только к самому актеру, но и к обстановке, которая царит в данный период истории, в который люди работают. Тем не менее, как отражение времени, в котором он родился, он чуть было не получил имя Инкилаб (революция), родившись 11 октября 1942 года, в самый разгар движения «Вон из Индии!». Отец Амитабха, Хариваншрай Баччан, хотел назвать сына Инкилабом, но согласился на имя Амитабх, предложенное поэтессой Сумитрой Нанда Пант, образованное из имен Амит и Абха. Семейство Баччанов также было тесно связано с зарождающимися привилегированными слоями Болливуда. Его семья близко дружила с Капурами. Хариваншрай ходил на выступления Притхвираджа, а затем, на закулисных встречах, декламировал свои стихотворения, которые нравились Притхвираджу. Но когда в 1969 году Амитабх приехал в Бомбей в поисках работы, он не стал делать карьеру на студии Раджа Капура, «R.K. Studios», предпочтя попытаться добиться успеха без протекции, как выражаются индийцы.

Амитабх был строго воспитан, что объясняет его застенчивость и неумение выполнять простые вещи, как например, зайти в ресторан в одиночку. Эта застенчивость только принесла ему проблемы, и на ранней стадии карьеры ему пришлось побороться. Однажды ему предстояло встретиться с актером Маноджем Кумаром по поводу роли в фильме, и Кумар пригласил его на студию «Фильмистан», где в тот момент проходили съемки. Целую неделю Баччан ходил на студию только для того, чтобы помяться у входных ворот, не в силах переступить свою застенчивость и войти внутрь. Что удивительно, несмотря на свой статус суперзвезды, большой опыт киносъемок и выступлений вживую, он до сих пор признается в жуткой застенчивости и интровертированности - чертах, которые часто принимают за высокомерие.

Семью нельзя было назвать богатой. Старший Баччан зарабатывал около 500 рупий в месяц, и у них дома не было ни холодильника, ни вентилятора на потолке, и это в изнуряющей жаре северной Индии; его мать поливала пол водой, чтобы хоть как-то охладить комнату и ставила кубики льда перед шатким настольным вентилятором, чтобы спастись от полуденной жары.

Баччаны вспоминают, что у них никогда не было слишком много денег на развлечения, однако родители четко вели детей к своему пониманию полезных увеселений. В Калькутте у него было гораздо больше возможностей для участия в любительском театре. Именно его брат Аджитабх поддержал желание Баччана сниматься в кино и сделал несколько снимков на фоне Мемориала Виктории в Калькутте, послав их затем на конкурс талантов журнала «Filmfare» – Madhuri. Но эта затея ничем не окончилась, и казалось, жизнь Баччана будет состоять из череды постоянных неудач; ведь человек, обладающий, пожалуй, одним из лучших голосов в Болливуде, провалил экзамен на должность диктора на Всеиндийском радио, как на английском языке, так и на хинди. Вечной проблемой было то, что он был «долговязом», просто слишком высоким для индийского актера, чтобы какая-либо из ведущих актрис захотела играть с ним в паре. В жизни он оставался хорошо воспитанным школьником. Он постоянно декламировал стихи своего отца, привычка, которой Мадху объясняет тембр голоса Баччана. Когда в фильме «Shatranj Ke Khiladi» Сатьяджиту Рею потребовался закадровый рассказчик, он обратился к Баччану, и его баритон стал одним из героев фильма.

Баччан сознательно решил сыграть роль доктора, который ухаживает за умирающим от рака больным, Анандом, роль, исполненная Кханна в фильме «Anand». Баччаном двигал тот мотив, что если он сыграет второстепенную роль вместе с суперзвездой, то обратит на себя внимание. Махмуд, чей брат Анвар Али близко дружил с Баччаном – именно через него Баччан стал снимать комнату в доме Махмуда и познакомился с самим Махмудом, снявшемся в ленте «Bombay to Goa» – посоветовал ему: «Построй свою игру вокруг Раджеша Кханна. Представь, что он умирает... это же невероятно ... страна будет рыдать». Именно это, по словам Баччана, и произошло. «Одно то, что я играл вместе с Раджешем Кханна, величайшим кумиром, дало мне ощущение собственной важности и уважаемости».
В последней сцене Баччан, угрюмый, чуткий доктор, наблюдает за тем как Кханна, переносивший мучительные страдания с улыбкой на лице и выказывавший могучую силу духа, умирает.

Игра Баччана принесла ему его первую награду журнала «Filmfare» за лучшую мужскую роль второго плана, но, несмотря на то, что критики наконец заметили его, и даже похвалили его работу, никто из них даже подумать не мог, что он будет сильнейшим характерным актером, в лучшем случае Балраджем Сахни 70х годов. Но, по крайней мере, это было какое-то изменение по сравнению с беспрестанными нападками Бикрама Синха, кинокритика газеты «The Times of India», который, по словам Баччана, «постоянно талдычил про мое изможденное лицо и неуклюжесть».

Это был первый настоящий успех Баччана, где он продемонстрировал бесспорный актерский талант. Съемки фильма сопровождались проблемами. Пран, игравший роль Патхана, злодея, подружившегося с полицейским, когда тот искал правосудия, был во многих отношениях основным выигрышным моментом фильма, будучи общепризнанной звездой. Но в самый первый день съемок он пригрозил выйти из проекта, узнав, что по сценарию ему предстоит исполнить песню. Его не ознакомили с песней и словами заранее, а поскольку он играл роль вечного злодея Болливуда почти три десятилетия, в кинокругах было хорошо известно, что Пран Сахаб (господин Пран), как его называли, не исполняет песни, не танцует, и не бегает вокруг деревьев. Мехре пришлось броситься домой к Прану, чтобы уговорить его остаться, сказав, что фильм не пойдет, поскольку Амитабх как герой не был гарантированно выигрышным кассовым предложением. Но именно фильм «Deewar» ознаменовал начало самого успешного периода в его карьере. Пусть Баччан создал образ сердитого молодого человека в ленте «Zanjeer», но действительно взлетел на вершину в «Deewar».

Автор и источник публикации: 

Републиковано из Индия Перспективы 1`2009. Выдержки из книги Михира Босе «Болливуд: история», издание «Lotus Colleсtion-Roli Books», Нью-Дели, 2006 г.