Самоучитель по Индии. Автобусы, правила пользования
Сколько в Индии автобусов?
К сожалению в Индии нет единого сайта ни для государственных автобусов, ни для частных.
Расписание государственных автобусов (локал басов) можно узнать на басстанде или на сайтах транспортных корпораций индийских штатов, но слепо в данные из интернета не верьте, они могут быть 3-х летней давности, все равно надо уточнять.
Что касается коммерческих - и туристических и локалов – некоторые фирмы вроде как и не выкладываются в инет информацию, но не все, про остальные узнать можно только по телефону, пока, надеюсь, скоро у всех будут интернет сайты. Так что самое разумное – или найти офис самой автобусной фирмы, или покупать билеты через тур-агентство (в последнем случае вопрос с нахождением на местности автобуса остается). Но турфирмы знают все телефоны и найдут вам подходящую автобусную фирму сами – вы вряд ли с этим справитесь, к тому же купить билеты онлайн нельзя все равно (пока еще)
Остановки автобуса: еда, вода и туалеты
Перед долгой поездкой на транспорте не наедайтесь и не пейте много. Приедете на место – отъедитесь. Не берите пример с индийцев – они-то знают, где найти сортир в случае чего. А вообще, на тех остановках, где бас стоит подолгу, на перекус, как правило – сортиры есть, и женские тоже. (Правда, даже женский может оказаться специфическим – специально выделенная часть забора, за которую зайти и присесть над канавой или обрывом – леди рассказывали, что бывало и такое. Если ночью – имейте фонарик. И смотрите под ноги. И будьте проще. Вы давно в деревне были? Да, а другая половина забора над той же канавой – может быть мужским сортиром. Между ними может быть перегородка или занавеска.). Только не опоздайте на автобус. Это очень просто! Да, и пописать, и опоздать. Об этом чуть ниже.
Если вы на остановке автобуса в пути отошли поесть, пописать и пр. – старайтесь не опоздать к отходу. Если вы один – лучше спросите водителя или кондуктора – сколько будем стоять, и уточните, успеете ли вы сделать то, что хотели. И вообще постарайтесь засветиться, чтобы вас запомнили и потом глянули, на месте ли белая обезьянка.
Следите за водителем вашего автобуса – когда он заканчивает обедать и начал с сытым видом откидываться на спинку стула и переводить дух, подгребайте к автобусу. И не забудьте, который ваш!!! Запомните или сфоткайте номер, цвет, надписи и пр. на автобусе. Номер надежнее всего. Потому что пока вы пили-писали-и-ели, ваш автобус может переехать, а на его место встал другой - точно такой же. Или ваш вообще уже уехал.
Обычно перед отправлением водитель пару раз бибикнет. Если не забудет. Часть пассажиров допрыгивают уже на ходу при выезде на шоссе – не советую. Вы рискуете остаться с понравившейся пачкой чипсов, но без автобуса – и без вещей. Будете наслаждаться чипсами.
Отправление автобуса
В расписании движения поездов и самолетов как правило время указывается исходя из 24 часов. Автобусы – когда как, вполне вероятно, что 12 часов АМ – РМ. Но!!! Имелись прецеденты, когда время на внутрииндийских авиалиниях в расписании указывалось исходя из 12 часов АМ – РМ, так мало этого, еще и только часы-минуты(из 12), ни АМ, ни РМ не указывалось, а в билете было напечатано «часы:минуты – РМ». Обязательно убеждайтесь, что вы поняли время правильно!
Незадолго до отправления автобуса (локала) кондуктор начинает истерически выкрикивать названия населенных пунктов, куда этот автобус следует. Это же продолжается и некоторое время после его отправления, а также происходит в тех случаях, когда автобус проезжает через город или через какие-то населенные пункты. Если вы сумеете разобрать, что он выкрикивает (что вряд ли), то это вполне может помочь вам найти нужный вам автобус. В принципе, если слиппер или вольво хочет добрать еще пассажиров, то может быть аналогично.
Возможно, лучше было бы сначала подробно разложить все по полочкам (это в Индии-то), что есть что… но мне кажется, естественнее в несколько неправильном порядке. Собственно, именно так вы и будете ездить. Так выйдет что-то вроде повторения пройденного материала.
В автобусе
Давайте вначале несколько общих моментов. Если вы едете ночью, то крайне желательно иметь при себе (а не в рюкзаке, который может оказаться где-то в багаже) спальник, который разворачивается в одеяло. Купите на мейне. Было 200-250, но сейчас может быть и 300. Где именно – в теме про Дели (ближе к жд вокзалу). Даже если вы едете в АС (кондиционированном). В нем даже особенно. Сейчас поясню, почему.
Собственно, все индийцы, рассевшись вечером в автобусе, в какой-то момент как по команде с ловкостью факира, извлекающего из панамки кролика, откуда-то материализуют по одеялу на каждого и, одним легким движением накинув его на себя с ног до головы, будто бы исчезают из салона автобуса – только такие холмики посапывают и похрапывают. А вы один, как идиот, торчите посреди этого спящего поля и все не можете решить – то ли одеть вам на себя еще один свитер, то ли так терпеть, то ли куртку на голову натянуть.
На мой взгляд, лучше брать неАС (non-AC) – и спальник с собой – всегда можно открыть окно, если будет душно, а заставить включить кондей – не так просто. И потом если укачает – гораздо удобнее блевать в окно, чем бегать к водилам и просить остановиться. Только если блюете на первом этаже – осторожнее, сверху кого-нибудь тоже наверняка укачало, старайтесь не так сильно высовываться.
Чтоб меньше укачивало - лучше брать места ближе к началу автобуса и на первый этаж. Или вообще сидячие. Хотя спать удобнее лежа… И всегда ложитесь ногами вперед – так укачивает меньше. И вообще, возьмите в Индию пару рулонов полиэтиленовых пакетов для бутербродов – в частности, очень пригодится при укачивании. У меня в слиппере Гокарна-Бангалор русская тур.группа мигом разобрала полрулона – они решили поехать в ашрам Саи Бабы, предварительно накушавшись в кабаке возле Гокарны морепродуктов. Я им очень советовал повернуть обратно, но они все-таки упорно добрались до Бангалора… Не знаю, там мы расстались. Одна тетенька чуть Богу душу не отдала. Дорога из Гокарны первые пару часов идет через перевал, а потом – все нормально. Но вот эти первые два часа – ой, серпантин. Вообще, горная гряда тянется почти вдоль всего западного побережья Индии, она не шибко высокая, но дорога и вдоль побережья, и от него идет через горы и получается весьма тяжелая…
Еще, несмотря на то, что вы оплатили автобус с кондеем, вовсе не значит, что он будет исправен и будет работать. В принципе, могут и соврать, что не работает. Но если чуть не со слезами (скандала и жалоб хозяину стараются избегать. Индийцы вообще не понимают скандалов – им просто непонятно, что происходит. Они почти никогда не скандалят и всегда стараются все решать мирно. Их эмоциональный разговор и жестикуляция – на самом деле не скандал, они очень экспрессивны в разговоре, а жесты заменяют им половину слов. Наши скандалы для них – что-то вроде какого-то бреда) клянутся, что ну что же делать – ну сломался он – тогда, пожалуй, и правда. Бывает наоборот – я ехал в Хальдвани на автобусе (сидел на заднем сиденье, последний билет взял. Обычно на горные дороги прошу место впереди – не так будет укачивать) – там вообще были выломаны все заслонки вентилятора, холод пер ужасный. Заткнул дырки всеми вещами, что у меня были. Помогло. А вот был бы с собой спальник… – было бы удобнее затыкать!
Кстати, еще момент посадки на слиппер-басы! (Или сидячие люксы. Обычно их называют все Volvo или Volvo-AC (с кондиционером, что дороже). Да, насчет кондиционеров в автобусе. Хитрые водители вместо кондиционера пытаются включить просто вентилятор (зачем солярку зря жечь), да еще, как я понимаю, с забором воздуха из салона (дабы на забивать пылью фильтры). Все начинают от духоты (плюс горный серпантин) дружно блевать (в вольвах-автобусах в горах иногда выдают пакетики. В локалах берите свои или садитесь у окна). Свежести это не прибавляет. Если в салоне есть белые и скандальные и к тому же хорошо англоговорящие (впрочем, вовсе на значит, что водители понимают английский. Но о чем речь – они прекрасно знают, хотя и делают вид моя твоя не понимай) учиняют водителям скандал. После этого кондей начинает подавать холодный воздух, блевать начинают меньше и дружественная атмосфера в салоне восстанавливается. До ближайшей остановки. Там двигатель глушится, а после запуска его и трогания все повторяется по новой. Так на каждой остановке. В конце концов все засыпают и водители спокойно экономят солярку. Такое бывает конечно не всегда, но бывает.
Багаж в автобусе
Во всех автобусах, кроме городских (да и там возможно тоже) вы будете куда-то девать свой багаж. Рюкзак. Чемодан. В локалах над сиденьями имеется сетка для багажа. Чтобы запихать туда рюкзак, его необходимо сложить как можно площе. Пусть ширше, но площе. Еще есть возможность запихать в сетку с торца – там даже толщее можно запихать. Но далеко его там не пропихнуть – два или три могут уже не влезть. Чтобы площее – в задний карман поменьше кладите. И помните, что если вы выходите не на конечной, вам надо будет его еще достать. Туда забьете пинками, а как потом впопыхах обратно пинать будете? И не забудьте, что при всей своей непривязанности к вещам, индийцы полагают обязательным путешествовать с какими-то жуткими хутулями (что они, весь свой скарб, что ли, с собой возят?!) Так что особо-то губу на сетку не раскатывайте. Еще есть место под сиденьями. Там тоже лучше упаковывать рюкзак не самым толстым образом. Но если очень длинный – тоже неудобно запихивать – будут мешать ножки от сидений. Короче, это требует некоторой сноровки. Имейте в виду, под сиденьями не очень чисто, кладите карманами вниз. Но и там может быть уже немало вещей. Кроме того, будьте готовы морально, что и наверху, и под сиденьями рюкзак может приходить в соприкосновение с различными жидкостями и предметами. Например, в Гоа хозяин кафе вез с собой ведерко с купленными у рыбаков креветками или рыбой… Кто-то вез какие-то то ли овощи, то ли растения на посадку… Кто-то мог что-то пить, есть – и разлить… Это ничего, что оно протечет на ваш рюкзак? А вот индийцы на такие мелочи внимания не обращают. А я вас предупреждал – не берите в Индию ничего ценного и сердцу близкого. Запачкается – простирнете. Разобьется – выбросите.
В ряде случаев в локалах имеется багажник. В Вольво и слипперах багажник имеется всегда. (Обычно это все сзади. Вообще, в индийских автобусах двигатель практически всегда впереди.) Туда можно положить большой рюкзак (могут за погурзку-выгрузку в багажник попросить 10 рупий. Кстати, иногда форины грузят сами – не доверяют. Но все равно там по приезде все будет перевернуто – тряска). Еще есть багажник наверху. Собственно, вся крыша – это багажник. Но там может не быть места – подбирают халтуру. Иногда погрузка-выгрузка мешков с-на крышу занимает до часа. Чаще всего это делается, когда пассажиры уже/еще в автобусе. Так, я не только про локалы, я про все автоубсы. Если вы считаете, что на комфортном Вольво не навалят на крышу пару тонн мешков – вы не были в Индии. По поводу крыши – там еще пыльнее. И обязательно желательно проследить, как (чтобы) ваш рюкзак привязали. В автобусах мои вещи на крышу не попадали. В джипах – обычное дело. Даже у многих тук-туков есть багажник на крыше. Проверяйте, что вещи привязаны. И если увидите, что с крыши на ходу что-то падает – потребуйте остановиться и убедиться, что упавшие вещи – не ваши. Если не ваши – можно ехать дальше. Если ваши – попробуйте еще раз погрузить. Может, второй раз будет удачнее.
Если вы садитесь где-то на проходящий локал (не на крупной остановке) или соответственно выходите на перегоне – воспользоваться багажником у вас не получится. Собственно, в последнем случае вы можете забрать в салон свои вещи на последней крупной остановке… А если вас большая компания – для вас пожалуй, откроют багажник – решайте вопрос с водителем и кондуктором. В принципе это же касается слипперов и Вольво. В Вольво в салоне особо класть крупные вещи некуда, а вот насчет слиппера… что-то мне вспоминается, что под нижними лежанками было место… не помню. Но в принципе в нормальном слиппере прилично места даже на лежанке, чтобы положить рядом с собой не слишком толстый рюкзак. Я в Пушкар ездил с плотно набитыми маленьким рюкзаком и приличной сумкой. Вполне лежали рядом со мной (я обратно выходил у метро). На двухместной лежанке – наверняка проблем не должно быть. Это еще при том, что если вы лежите… А если уже сидите – так и вообще. Теоретически на остановках, где кто-то забирает что-то из багажника, можете конечно поглядывать, но индийцы народ внимательный, и водители скорее всего запомнили, какие вещи ваши. Иногда на них мелом могут писать номер места, что ли.
Еще имейте в виду, что вещи кладутся в пыльный багажник, в поезде – на пол, при выгрузке из багажника могут лежать в песке (главное - следите, чтоб не лежали в навозе. Корова – действительно священное животное, попробую где-то об этом написать. Навоз – тоже. Это и строительный материал, и дрова, и удобрение на полях. Но только не на сумке или рюкзаке! Там он теряет значительную часть своей святости. Берегите же его святость!).
Я не знаю, надо вам говорить или нет, что не следует сдавать в багаж ноутбук, фотоаппарат и мобильный телефон. И вообще сильно бьющиеся предметы. Если они вам не нужны – можете сдать. Дело ваше. Я их кладу в маленький рюкзачок (чтобы еще и спальник влез, если ночью). Туда же – пакетики на случай укачивания, бутылку с водой, какой-то легкий свитерок… Ну то, что может понадобиться… Имейте в виду, в каких-то местах требуют, чтобы вы имели с собой еды-воды на сутки или на трое. Это про поездки в горы. Когда открыли дорогу на Бадринатх после обвалов – было такое требование (не заню, как в остальное время). Но никто не проверял. (Я опять же не знаю, надо ли говорить, что бутылку с водой внутрь рюкзака, особенно если в нем ноут или телефон.) Вот, пожалуй, пока про багаж в автобусах и все…
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос