Самоучитель по Индии. Транспорт. Джипы
В продолжение темы об индийском транспорте перейдем от автобусов к джипам. Джипы в Индии делятся на букинг джипы, то есть вы оплачиваете машину полностью, это подходит если вы едете с попутчиками, и шэред джипы (Shared jeep), машина, в которой едет несколько пассажиров, каждый платит сам за себя, шэред джипы - это частный общественный транспорт, который в Индии повсеместно распространен и очень удобен для самостоятельных путешествий.
Если не попали на автобус, можете поехать на шэред джипе. Это не намного дороже автобуса. Обычно раза в полтора. Есть много маршрутов, где ходят только джипы. Где мало пассажиров, либо дорога такая, что автобусу не пролезть. Фактически, это аналог нашей маршрутке. Но только по функции.
В плане удобства – он значительно неудобнее. И нашей маршрутки. И индийского автобуса. Правда, он едет быстрее. И трясет сильнее.
Индийский джип вообще большой, длинный, в нем помещается 12-15 человек, а то и больше. Но как они помещаются! Рядом с водителем сиденье чуть шире обычного. Вы думаете, что на него помещаются двое? Нет, трое. На заднее сиденье – казалось бы нормальный легковой автомобиль. Но влезают четверо. Если имеется еще один или два поперечных ряда – на них садяться тоже по четверо. Иногда – после второго ряда сидений по бокам идет продольные (туда обычно садятся с задней двери). Не помню, но вроде по 4 на каждое. Если все поперечные – во втором ряду обычно откидывется одно сиденье. Туда еще можно как-то пролезть. А дальше вместо одного сиденья – табуретка. Через нее надо перелезть… Дело в том, что почему-то с каждым рядом сиденья получаются все выше и выше. Я могу садиться только в первом (лучше не стоит, кто-то же должен рулить…) или во втором. Собственно, уже во втором я почти достаю головой до потолка. На кочках получается очень интересный эффект. А на третьем ряду я не смогу не только сидеть. Я даже не смогу перелезть через ту табуретку. Еще спина немного побаливала… Короче, индийцы все никак не могли решить – то ли меня туда дальше пинками пропихивать, то ли попробовать обратно выдернуть…
Как я уже писал, джип по сути дела аналог мелкой маршрутки. Соответственно, солярки ест меньше, отсюда и цена не намного выше (раза в полтора, а то и такая же), а доедете значительно быстрее.
Обычно шеред джипы едут оттуда же, что и автобусы, водители ходят и собирают пассажиров. Примерно как у нас таксисты на остановках в пригород. Иногда у них какие-то свои площадки (например, в Джошиматхе). В принципе, если вас человек 7 и более, можно на компанию нанять целый, то есть букинг джип на нужный маршрут. Догадываюсь, что цена будет неожиданно ниже, чем можно ожидать на первый момент, если вас мало, то экономически это невыгодно. Если много…
Вот если будете нанимать джип, лучше всего гляньте на него перед этим. Или хоть как-то выясните – пусть хоть покажут что-то аналогичное. Все утверждения агента, что в джипе столько-то мест, можете смело делить на полтора. Иначе будете сидеть на половине попы. Но если нанять с умом (кстати, джипы бывают разные – и по уровню комфорта, и по вместимости, так что сможете подобрать), то будет вполне комфортно. Багаж в джипе кладется наверх – на багажник на крыше – и… привязывается веревкой. Я уже писал по этому поводу. Ваш багаж, вы и проверьте, как привязано.
Если нанимаете джип – то если останется место, можно багаж и внутрь кинуть. Если вы наняли на компанию слипер бас – он все равно днем простаивает, так что если будете переезжать только по ночам, но цена за дневной простой незначительная. А вот джип приносит доход весь день. Это может сказаться на цене. И вряд ли вы сможете переезжать на джипе по ночам. Во-первых вам будет тяжело (и неинтересно). Во-вторых, водители слипер-басов привыкли ездить по ночам. А джипы по ночам обычно не ездят. Ну это так… Еще – если нанимаете джип на свой маршрут, то скорее всего придется заплатить ему и за обратную дорогу (если ваш марштрут не кольцевой). Независимо от того, сумеет он подхватить пассажиров, или нет. Разве что найдете джип, который как раз возвращается в нужное вам место.
Во всяком случае бытует манера – особенно у русо-туристо – поскольку все очень боязно, и такие страшные хищные коровы бродят вокруг, то нанимать джип, который, сняв чуть ли не с трапа самолета, отвезет сразу куда-нибудь в Ришикеш и высадит прямо в двери отеля, минуя тигров и коров. Ну и соответственно – обратно в обратном порядке. Сочувствую.
Вернемся к тем, что ездят на маршруте. Еще имейте в виду: поскольку некоторые сиденья иногда расположены боком, а то и задом наперед (а почему бы нет?), а скорость в горах на серпантинах больше, чем у автобуса, то и укачивает не в пример сильнее. И вообще автобус по комфортности отличается в лучшую сторону. Там все-таки сиденья рассчитаны на широкого человека. Я уже писал - в джипе на второй ряд садится четыре (на мой взгляд, там некомфортно сядут трое), рядом с водителем – 3. Если задние сиденья не продольные, то на задние ряды придется пролезать через второй ряд (обычно одна спинка откидывается – или стоит табуретка). Но там выше, чем первые два ряда… Как у вас с ростом?! Если вы не уверены, лучше в суете не экспериментируйте, потому что пока вы будете застревать и решать, отказываться вам от поездки, или нет, вас сзади уже подопрут другие пассажиры, которые будут стремиться пролезть мимо вас… Короче, сначала разберитесь, где вы там можете ездить, а где лучше не стоит. Если вы уже после конца асфальта убедитесь, что крыша ниже вашей головы, то менять средство передвижения будет поздно – придется терпеть всю оставшуюся дорогу. Еще обратите внимание, что крыша от середины к бокам чуть понижается – учитывайте и этот факт. Я не занудствую, если у вас с ростом все нормально – вот сядете, тогда поймете. К тук-тукам насчет понижения крыши к бокам – тоже актуально.
В Шиллонг (штат Мегалайя) из Ассама по-моему автобусы вообще не ходят, все сообщение – джипами. Их полно. И на каких-то маршрутах по самой Мегалайе (в Черрапунджи) – ходит куча джипов… Автобусы городские видел, много. И пару раз какие-то пригородные. А так – сплошные джипы. Полная аналогия с маршрутками под Питером. Еще наблюдается (там же, но не только, это много где) попытка мелких такси косить под такой подрастающий джип. Они могут подрабатывать на коротких дистанциях (не только!). Обычно Марутти и Тата – мельче, собственно, в мире и не водится. Ну теоретически они стараются набивать помногу, но думаю, что у них не очень получается. Из Мавшамок такой катается в Черрапунжи (убеждал, что берет по 7 пассажиров – вы Марутти видели?). Еще аналогично подсели на такой вместо автобуса, когда ехали из Хальдвани в Найнитал (были втроем, он нашел четвертого пассажира. Причем еще наши рюкзаки влезли в багажник – все-таки ничего Марутти!). По цене – не знаю точно, думаю раза в два дороже автобуса. Но зато не ждали ни минуты. У меня впечатление, что частник просто ехал к себе в Найнитал. Ну и в таком духе. Собственно, такое и у нас нередко встретишь – когда набирают несколько человек попутно по цене маршрутки. Не зевайте.
Исключительно только джипы были и на участве Джошиматх – Бадринатх. Из Хальдвани в Кхайдакан. Много где. Думаю, они все частные, государственных нет. Но не уверен.
Еще на всякий случаю поясню – джип в российском понимании что-то очень проходимое. В Индии джип – самый обычный заднеприводной длинный такой универсал. Иными словами – что-то вроде такого минибаса с торчащей вперед мордой двигателя, как у всякой легковой машины. Машинка рабочая, без выпендрежа. Бывают джипы частные – покомфортнее, для работы на заказ, но они на маршрутах не ходят. Но может подвернуться попутный – водители, как правило, стараются подработать по дороге, когда перегоняют машину.
Комментариев : 1
Лично я от джошиматха в
Лично я от джошиматха в бадринатх ехала на обычном локалбасе, правда это было давно, но не значит, что автобусов на этой трассе нет
Напишите отзыв или вопрос