Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индия. Практические советы

Индия. Практические советы

Недавно сбылась моя мечта. Я и мой друг побывали в Индии. Первый раз. Дикарем. Поездка была успешной. Во многом благодаря чтению статей на этом сайте. Большое спасибо всем, кто не поленился и поделился своим опытом! Я решила написать свою статью с нашими наработками, стратегиями, осознаниями, советами. Чтобы вернуть миру то, что он дал мне. Может, кому-то пригодится то, что здесь напишу и чем поделюсь.

Итак. Поездка состоялась в октябре 2019г. Организовывали все сами. Маршрут: Киев, Мумбаи, о.Элефанта, Аурангабад, Эллора, Аурангабад, Джханси, Кхаджурахо, Агра, Дели, Халдвани, Найнитал, Халдвани, Дели, Киев.
Киев – Мумбаи, Дели – Киев, конечно же, летели самолетом. Остальное - поездами и местными автобусами.
На мой взгляд, поездка была успешной на 60 % за счет подготовки и на 40% за счет спонтанности, наблюдательности и коммуникативных навыков. Объясню в виде советов.

Подготовка к путешествию в Индию

Понятное дело, что эти советы будут интересны и уместны только для тех, кто подготавливаться привык или, прочитав, увидит смысл в этом занятии.
Подготовка 1.
Выберите маршрут. Определитесь с бюджетом. Здесь никак не смогу помочь. Скажу только, что если с деньгами проблем нет, то в Индии можно отдохнуть комфортно, безопасно и с удовольствием. Но дорого. А если хотите потом рассказывать, как вы дешево отдохнули в Индии – читаем дальше.

Подготовка 2.
Выберите сайт, например, индонет :) и начните читать все материалы, где даются практические советы. Что делать, что не делать, на что обратить внимание, что важно, ошибки. А также все существительные, связанные с поездкой: отели, города, поезда, жд станции, аэропорты, подарки, разводы. Плюс названия мест, куда вы едете. Начнете читать, одно будет цеплять другое. Записывайте, сохраняйте в закладках, нажимайте на ссылки и читайте, читайте, читайте, пока информация не начнет повторяться. И не наступит сытое осознание «наелся»!

Далее, читая информацию, примеряйте ее на себя: свой маршрут, свои потребности и привычки, свой бюджет. И делайте практические выводы – что взять с собой, как себя вести. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Это мое убеждение. Если вы согласны, значит вам мои советы покажутся полезными. Обращайте внимание на мелочи. В них дьявол успеха, комфорта и безопасности.

Например, если пишут – «в гостиницах была одна розетка» – берите тройник (очень нам пригодился). Если говорят, что ночью в поездах может быть холодно – берите одеяло или спальник. Ночью в некоторых жарких районах куча комаров, и нет сеток на окнах – берите фумигатор (без него нас бы в некоторых местах просто зажрали). Если рекомендуют женщинам строгий дресс код (никаких декольте, маечек, шортиков, коротких юбок) – отнеситесь к этому серьезно или готовьтесь принять последствия своей самоуверенности, о коих много написано статей. В Индии серьезная проблема с сексуальным преследованием женщин вообще и особенно европеек! Проверено на опыте.
И далее в том же духе. Ниже поделюсь своими наблюдениями.
Итак, начитались. В голове куча всего, кашка малашка, вот и супер! Будет из чего строить план и стратегию. А также это пища для понимания и делания выводов на основе наблюдения уже в самой Индии. Там многое отличается от привычного нам, а потому, если будете знать что-то заранее, быстрее поймете, что происходит, и приспособитесь.

Подготовка 3.
Транспорт в Индии. Вы определились с маршрутом, деньгами. Как собираетесь путешествовать?
Обладаете средствами? Самолеты в Индии, туристические автобусы (услуги турагенств) и такси для вас. Также есть первый класс поезда, стоит как перелет на самолете. Зато, говорят, там даже душ есть. Основная масса туристов европейцев, как нам сказали, путешествует по Индии именно так. Потому мы с моим другом были гвоздем программы на жд станциях, в поездах, на бас стендах и в местных автобусах. В смысле, мы там постоянно на нашем пути были единственными европейцами. На нас, естественно, пялились со страшной силой и искренне спрашивали: «А почему вы едете поездом, а не летите самолетом? … Почему едете автобусом, а не на такси?» Приходилось объяснять, что есть такое явление, как небогатые европейцы.

Если же бюджет у вас эконом класса (как у нас), то совет следующий – купите заранее билеты на поезд на весь свой маршрут. Огромное количество проблем свалится с ваших плеч, и огромное же количество нервных клеток, наоборот, останется внутри вас. Плюс время. Поезд удобный, быстрый, популярный вид транспорта в Индии, если мы говорим о больших расстояниях. А в Индии расстояния очень большие. Цена зависит от выбранного вагона. Описания всех их разновидностей легко можно найти в интернете. Мы путешествовали, в основном, слипером. Он первым раскупается, потому что дешевый и, конечно, лучше общего класса. Ньюансы поездок поездом читайте ниже.
Как купить билеты заранее. В этом поможет сайт IRCTС. Распечатанные электронные билеты, купленные на этом сайте, без проблем прокатили нас в окт 2019г по нашему маршруту (купили 7 билетов). Но стоит кое-что учесть.
- Продажа билетов начинается за 4 месяца до даты поездки. Не надейтесь, что никто не будет покупать билеты так заранее. Будет. И на ваше направление может не быть билетов (или подходящих вам по цене и комфорту) уже даже за 3 месяца. Этот сайт доступен для всего мира. Так что начинайте регистрироваться за 4 с половиной месяца до первой поездки. Зачем еще две недели – ниже.
- Алгоритм процесса регистрации на сайте IRCTC есть в интернете и на сайте индонет. Он не сложен при наличии элементарных навыков электронной регистрации и знании английского. Но! Вашу регистрацию нужно подтвердить двумя ОТП кодами - через электронную почту и мобильный телефон. С электронной почтой нет проблем, а вот с телефоном есть. В августе 2019г, когда мы регистрировались, код не приходил ни на один номер телефона (разных операторов), которые мы регистрировали на IRCTC (платя каждый раз по 100 рупий). Даже на номер индийской сим карты (знакомый индиец был в Киеве). Т.е отп код просто не доходил в Украину ни на какие номера. Эта проблема не только в Украине, люди из других стран (Великобритания, Сша, Канада, Франция) тоже писали, что не могут получить отп код на телефон. Выход есть! И не один.
Итак, как получить ОТП код на телефон при регистрации на IRCTC

Выход 1. Начните регистрацию пораньше (вот для чего нужны те 2 недели), наберитесь терпения и каждый день отправляйте запрос на получение отп кода на зарегистрированный мобильный телефон (есть возможность отправить запрос 4 или 5 раз в день). И в один прекрасный день (понятия не имею почему) код придет! К нам пришел ровно через неделю (на украинскую симкарту). И не только у нас такой трюк сработал, судя по отзывам людей в инете. Настойчивость города берет. После получения кода подтверждения вводите его на сайте и вуаля! Можете покупать билеты онлайн.

Выход 2. Один человек описал похожие проблемы с регистрацией на IRCTC и проблемой получения ОТП кода на телефон. Он предложил свой выход – виртуальные бесплатные номера в интернете для получения ОТП кодов. Пишет, что погуглил, нашел этот сервис, зарегистрировал бесплатный номер в Канаде, ввел его в систему IRCTC и получил код доступа.

Выход 3. Если есть знакомый индиец, у которого есть причина захотеть ради вас попросить своих родных или знакомых в Индии дать вам их телефон. Вы этот телефон введете во время регистрации на IRCTC. Владельцу телефона придет в Индии отп код, он позвонит вашему знакомому индийцу, даст этот код ему, индиец вам, а вы введете его в регистрационную форму и зарегистрируетесь. Это не сложно. Сложно найти знакомого индийца, если у вас его нет. Мы так и зарегистрировали первый аккаунт.
Еще один момент. Если вы регистрируете индийскую симкарту на своем аккаунте на IRCTC, то платить ничего не нужно, но придется выдумывать какой-нибудь адрес в Индии, смотреть его точный индекс. Это обязательная опция, и ваш настоящий адрес (например, у нас - в Украине) не прокатит. Номер симкарты индийский? Значит должОн быть и адрес индийский, по мнению разработчиков сайта IRCTC. Но это все решаемо и довольно быстро – интернет в помощь.

И учтите, друзья, один нюанс. Каждый раз при покупке очередного билета, сайт будет требовать у вас введения номера телефона (обязательно). Туда придет смс о бронировании билета. Система, конечно, предложит вам тот номер, что вы использовали при регистрации. И если вы использовали при регистрации чужой номер, хотите ли вы, чтобы туда приходило смс каждый раз, когда вы покупаете билет? И опять же, если ваш аккаунт зарегистрирован на индийскую симкарту, номер телефона мобильного оператора вашей страны не подойдет, только индийского оператора.

- Еще одно по поводу IRCTC. На один аккаунт вы сможете купить только 6 билетов в месяц. Потому мы, после регистрации на индийский номер, продолжили попытки получить отп код на свой номер телефона. Они, как я писала выше, увенчались успехом через неделю, и я купила 7й билет. Т.е мне понадобилось 2 аккаунта для покупки билетов. Или же, если вам тоже нужно более 6 билетов, можно купить сначала билеты на самые горячие, популярные направления (где билеты раскупают раньше и быстро). А остальные билеты купить через месяц. Как-то так.

- В один билет можно внести 6 человек. Это важно, если едете компанией. Т.е не на каждого отдельный билет, а один на всех (до 6 человек). Цифра 6 на IRCTC магическая, видимо. 6 билетов в месяц, 6 человек в билете.

По поводу IRCTC все. Если вы купили все билеты заранее – распечатываете электронный билет дома, приезжаете в Индии на вокзал заранее, узнаете на какой путь (колею) придет ваш поезд, садитесь на него, показываете билет кондуктору и едете спокойно.

Кроме поездов мы пользовались местными автобусами – local bus. Дешевый (в 10-15 раз дешевле такси) вид транспорта в Индии, удобный для переездов из города в город (1-2 часа). Например, Аурангабад – Эллора (ок 1ч) – 40 рупий. Халдвани – Найнитал (1ч.40) – 60 рупий. На эти автобусы сесть проблемы вообще не было, ходили часто. Буквально через 5-10 минут после прихода на станцию (bus stand) мы садились. Людей может быть много, но они выходят и места освобождаются. Мы большую часть времени сидели. Билеты продает кондуктор в автобусе. Заходите, садитесь, он потом подходит с чековым аппаратиком. Но он может надурить с ценой, спрашивайте заранее у пассажиров, сколько стоит проезд.

Подготовка 4.
Вам понадобится местная симкарта. Без нее вы в Индии будете без интернета и без связи. Не надейтесь на wifi. Его либо нет, либо для него нужна индийская симкарта (подключение к wifi происходит через пароль в смс только для индийских номеров). Роуминг стоит непростительно дорого. Индийская симкарта дешево. Но с ней проблемы.
Итак, как купить симкарту в Индии, и что стоит учитывать.

1) Вы решили купить симкарту легально, с заполнением заявления, предоставлением своего фото, визы. Помните:
Вам нужно оставаться В ТОМ ЖЕ ШТАТЕ, где вы ее купили (а лучше всего в том же городе), по крайней мере, один день, чтобы ее активировать. Активация происходит в день покупки после 9 вечера, так сказал нам агент по продаже симкарт. Причем это при условии, что продавец карты передал ваши данные мобильному оператору в тот же день. Активировать симкарту самому не так легко, как может показаться. Активация мобильным оператором и активация на вашем мобильном это могут быть две разные операции. И нужно знать механизмы. Они несложные, но о них не догадаешься сам. Придется спрашивать, звонить везде и всюду, пытаться понять индийский английский операторов колцентра и тд. Лучший вариант – остаться на сутки и подойти к чуваку, который продал вам карту, на следующий день, и тот вам быстренько ее активирует. Или же вы ему напомните, чтобы он передал ваши данные мобильному оператору (а прийти тогда уже придется еще через день).

Далее, мобильная связь в Индии привязана к штату, в котором вы купили и подключили симкарту. Именно поэтому очень важно, чтобы вы ее активировали именно в том штате, где вы ее зарегистрировали. Более того, выезжаете за пределы штата – нужно включать роуминг, ваш тариф (который был при подключении) меняется. Единственно, что остается неизменным это интернет.
Например, мы купили симкарту в Каджурахо. Тариф – безлимит звонков на все операторы по всей Индии (входящие и исходящие) плюс 2.5гб интернета (4G) в день. Но мы то путешествуем по Индии! Поэтому выехали в другой штат через два дня – пришла смска включить роуминг, включили – тариф поменялся. Безлимит только на входящие звонки. Интернет, правда, остался без изменений. Можно внести деньги на счет и выбрать другой тариф. Но
а) вы же потом снова быть может поедете куда-то в другой штат, а там могут быть свои тарифы (запутанно у них все с роумингом),
б) Если вы купили симкарту в штате А, то с пополнением счета в штате Б могут быть проблемы. Вам для пополнения может понадобиться карта пополнения вашего оператора именно в штате А. А ее в штате Б может и не быть. Разве что вы переведете деньги на симкарту непосредственно со своего банковского счета. Вот так все у них запутано.

2) Кроме легальной покупки карты есть нелегальный – подходите к ларькам (стендам, торговым лавкам) со всякой всячиной и спрашиваете активированную симкарточку (activated sim card). Нам повезло с первого раза. 500 рупий. Цена ерундовая, в общем то. Это за симкарту и тариф (читай вверху) на 28 дней. Можно представить, сколько стоит карточка и тариф легально - 200-300 рупий? За 5 минут все подключили. Без фотографий, заявлений, визы. Переезжая из штата в штат, мы общались с кем нам нужно только по интернету.

Интернет, как и у нас – где-то есть, где-то нет. По опыту их 4G хуже нашего 3G :) Видео смотреть из интернета – совсем беда! Зависает везде и постоянно.
В аэропорту симкарту не покупайте – переплатите раза в 2. И опять же – нужно будет остаться хотя бы на день.
Wifi в гостиницах, где мы останавливались, не было нигде. На жд станциях и в аэропортах wifi бесплатный только для индийских симкарт (нужно дать номер телефона при подключении, смской приходит пароль, вводите и вуаля!). Иностранный номер либо не принимает вообще, либо смска с паролем к вам не доходит. Но wifi на станциях и в аэропортах очень хороший – видео из интернета загружал без задержек.
Про мобильную связь все.

Подготовка 5
Если вы собираетесь ходить пешком по местным достопримечательностям, вам понадобятся карты и gps. Разные карты, потому что на одной карте есть одно, на другой другое. Лучше гугловские, они более полные, но, насколько я понимаю, для них нужен интернет. Но интернет может быть не везде (например, в горах его может не быть). Очень помогла офлайн карта OsmAnd. Но она неполная (не все дороги и тропинки прорисованы). В OsmAnd gps работал без интернета, но работал бы он без индийской симкарты? Читала, что нужно первоначально выйти в интернет, а потом gps будет работать уже без него. Но я не уверена. Я не знаю таких тонкостей. У нас были даже распечатанные карты гугл тех мест, что мы планировали посетить. Они помогли. OsmAnd определял где мы, а по гугл карте мы смотрели куда идти (если инета не было).

Спонтанность, наблюдательность, смекалка, коммуникативные навыки и позитивное мышление.
Говорят «будьте осторожны с высказыванием категорических убеждений, жизнь всегда найдет способ доказать вам обратное». Так вот, если вы уверены, что у вас в жизни все под контролем, рутинно, ожидаемо, предсказуемо и тд, Индия будет тем местом на планете Земля, которое от души и абсолютно неосознанно докажет вам обратное. Конечно, деньги смажут шестеренки сервиса, отдалят опасности, смягчат культурные различия, загородят от рисков, заретушируют неприятные явления, приглушат, погасят, притенят, убавят, уменьшат, притупят, припудрят, отмоют, загладят, отполируют … Короче, подымут уровень сбычи ожиданий. Но ведь это уже будет не Индия! Это будет все равно, что вы в интернете программу о ней посмотрели, лежа дома на диване.

Поэтому если хотите познакомиться с Индией, а не ее манекеном, вам понадобятся
• осторожность, знание и соблюдение базовых правил поведения и безопасности (про это много статей на индонете), элементарная вежливость,
• наблюдательность, внимательность, ожидание того, что все может быть совершенно не так, как вы привыкли, хотели бы, думали, планировали,
• точное понимание чего вы хотите в данный момент, что главное в этой ситуации для вас,
• любопытство, общительность, умение задавать вопросы и просить о помощи,
• терпение, еще терпение, некая доля смирения, приспосабливаемость, умение отпустить ситуацию и переключиться,
• чувство юмора, умение находить позитив и пользу в любой ситуации,
• знание английского. Готовность к тому, что ваш прекрасный английский не поймут, а вы с вашим прекрасным английским не поймете их,
• баланс между брезгливостью и пофигизмом,
• твердость, настойчивость, умение сказать нет,
• умение выразить нужную эмоцию на лице. Язык жестов.
Как-то так…

А теперь конкретные наблюдения и советы по ключевым моментам.

Отели (гестхаусы, homestay) в Индии.
В комнате может не быть никакой другой мебели, кроме кровати. Или только стулья (плюс к кровати). Или только тумбочка. Буквально кружку некуда было поставить иной раз, кроме как на пол, крошечный умывальник или подоконник. Не говоря уже об одежде. И крючков даже может не быть (куда можно одежду повесить). Мы все вещи распределили по большим пакетам. Достаешь пакеты из рюкзака, кладешь на пол вдоль кровати и роешься в них. Когда уезжаешь, кладешь в рюкзак не отдельные вещи, а пакеты. Быстро, удобно, гигиенично.
Комната закрывается везде на висячий замок, его выдают при заселении. Мы брали свой замок. Он пригодится и в отеле, и в поезде (багаж пристегивать к нижней полке, чтобы не стащили) и в камере хранения (там обязательно нужен замок).
Кровати, как по мне, везде были супер. Железная основа, на ней доска заводская, а сверху 10см жесткий поролоновый матрасик. Для моей больной спины что надо! Широкие, иногда и три человека спокойно лягут. А вот простынь берите свою. Подозрительные пятна на отелевских простынях. Подушки плоские и маленькие. Одеяла всегда были. Полотенца не предлагали, у нас были свои. Шампунь и мыло предложили только в одном месте. Мы брали свои, поэтому ничего не требовали от них.

Ванная комната и туалет.
Наличие душа и горячей воды зависит от цены комнаты. Горячая вода в теплых районах это вода, которая нагрелась от солнца в огромном баке на крыше дома. Мы, в основном, мылись прохладной. Только в горах был бойлер, и комната стоила 20 долларов за ночь. Ванная дешевого номера (до 10 долларов), исходя из нашего опыта, содержит кран в стене на уровне пояса, ведро и большую пластмассовую кружку. Подразумевается, что вы нальете в ведро воды (прохладной), возьмете кружку и будете обливаться. Готовы? Если нет – платите больше за комнату с душем (тоже с прохладной водой) или берите свою кружку, которой будете набирать из крана воду и лить на себя. Или хотя бы помойте имеющуюся у них кружку с мылом несколько раз. Если нужно стирать, то это придется делать под краном или их ведро мыть. Мы мыли ведро и в нем стирали. Даже если вам дают комнату с душем, проверьте душ, он может не работать или очень плохо работать. Тогда или просите скидку или другую комнату. Никакой кабинки для душа, как вы, наверное, уже догадались, там нет. Вода течет прямо на пол и стекает в сток в полу. Так что берите вьетнамки. Мало ли какая инфекция там на полу живет и размножается.

Туалет.
В гостиницах, где мы останавливались, были европейские унитазы. Иногда слив поломан был, смывали водой из ведра. А вообще индийский туалет – на уровне пола, дырка в полу с рифлеными местами для подошв. У нас тоже такие есть, типа сортир.
Туалетной бумаги нигде нет! Есть краник с кружечкой (даже в общественных туалетах) или душик БД. Индусы попу не вытирают, они подмываются. Так что берите с собой туалетную бумагу. В маленьких деревнях вы ее точно не купите. В городах придется поискать, думаю. Мы не искали, но и нигде не видели. А насчет влажных и бумажных салфеток даже не знаю, слыхали они о таком? Может, где в мегаполисах в аптеках? Женские прокладки и тампоны можно найти только в аптеке. Но с аптеками там тоже плохо. Нам нужны были капли для глаз. Так мы аптеку в Мумбаи днем с огнем искали, еле нашли. На нашем пути от ворот Индии до вокзала Виктория была только одна маленькая Chemist (аптека). А в Джханси так и не нашли. В Эллоре и Каджурахо их просто не было. В Агре много. Мой совет, не искушайте судьбу, берите туалетную бумагу, салфетки и прокладки (тампоны) с собой. А заодно и лекарства все, что вам нужно. Правда, капли глазные, что мы купили, были в три раза дешевле, чем в Киеве. Хорошие.

Важный момент. Мы выходили рано – в 6-7 часов утра. И в двух местах у нас была проблема – не могли выйти, т.к на ночь они закрывают (опускают, задвигают) решетку на входную дверь (от обезьян?) Так что, если тоже планируете выходить рано, и видите решетку над или сбоку от двери (входа) – договаривайтесь с хозяевами заранее, чтобы они ее вам открыли пораньше.
Умывальник прямо в комнате у них обычно находится. Очень маленький, как правило, даже мыло в мыльнице негде положить.
Воду из-под крана пить очень не рекомендуют! Даже зубы ей лучше не чистить. Интимную гигиену делали ею. Обошлось.

Кондиционер.
Если нужен кондиционер, то при заселении нужно говорить «AC room (air conditioner)». Наличие кондиционера в комнате подразумевает более высокую цену за комнату. Но! В каждой комнате на потолке висит огромный вентилятор. Так вот, по нашему опыту, вентилятора и открытого окна вполне хватит, чтобы спастись от жары, еще и под утро холодно будет. Но для открытого окна нужен фумигатор от комаров, потому что не на всех окнах есть сетка. А кровососов в теплых регионах полно.
Вентиляторы на потолке очень распространенный элемент интерьера в Индии. На вокзалах, в поездах, в офисах, магазинах, лавках. И очень эффективно спасает от жары, надо сказать. Правда, помогает приобресть простуду.
Про одну розетку в комнате уже писала. Очень частое явление. Нам помог тройник. Ночью – два мобильника и фумигатор.
Мы также брали кипятильник. Делали чай, мивину и даже кипятили воду, чтобы голову помыть. В жару покупаться прохладной водой приятно. Но застудить голову не хотелось.
В комнате куча выключателей. Возле каждой розетки выключатель – включает розетку и выключает ее. Зачем? Вынул вилку и всех делов! :) Розетка типа D, но адаптер для розеток в Индии не нужен, европейскую вилку без проблем можно вставить в их розетку везде (в отелях, на вокзале, в поезде).
Еще один момент. Если будете стирать, берите с собой веревку. Вешать негде. А на улице грязно, обезьяны и жадные до чужого добра люди. Нам веревка помогла. Утром постирали, растянули веревку (к чему привязать всегда находилось), повесили, включили вентилятор и пошли гулять. Пришли – все сухое. Мыло и порошок купить можно без проблем.
Про отели все.

Жд станции и поезда.
У нас, как я уже писала, были билеты на все наши поезда. Поэтому как купить в Индии жд билет на месте и на сегодня я вам не подскажу. Но поделюсь разработанной нами рабочей стратегией поведения на станции.

Приходите на станцию за час. Сканируете багаж на входе (пускаете по ленте в скан аппарат), ловите его с обратной стороны. Устраиваетесь на лавочке где-нибудь. Далее один сидит с вещами, другой узнает, где что находится – где информационное табло, объявляющее приезд и отбытие поездов. Может на табло уже ваш поезд и номер пути, куда ожидается его прибытие или время его опоздания?
Где находятся пути (1, 2, 3…), как к ним лучше пройти (надземный переход – sky walk). Если вы пришли совсем рано, то поищите комнаты ожидания (waiting room). Вот о комнатах ожидания я нигде в интернете не читала, обнаружили их наличие случайно. Далее, где информационное бюро для иностранцев (такое часто было). Это будка на платформе или офис, внутри чиновник, который хорошо говорит на английском и ответит на все ваши вопросы честно. Где офис администрации, где столовая или стенды с едой. Потом разведчик присоединяется к охраннику вещей и все ему рассказывает. Далее они решают, что им делать, в зависимости от имеющегося времени, потребностей и полученной информации.

На станции (да и на улице) ведите себя уверенно. Если вам не нужна помощь, не смотрите людям в глаза, отшивайте вежливо, но твердо помощников в штатском. Если помощь нужна, обращайтесь к работникам станции – в офисах (прямо заглядываете внутрь и задаете свой вопрос), в информационном бюро для иностранцев, в будках с вывеской «помощь детям или женщинам», в кассах и у касс. Чиновники обычно одеты в белую рубашку, галстук, с бейджиком. Они удобоваримо говорят по-английски и не врут. Дворники и уборщицы не говорят по-английски.
Ничего не давайте нищим. Набегут, приползут, пришкандыбают полчища. Это бизнес. Деньги все равно им не пойдут. Местные тоже ничего не дают.

Комфортнее всего ожидать поезд в комнате ожидания. Там светло, чисто, прохладно (или тепло), стулья, розетки с подставками для телефонов, туалеты бесплатные и даже душ (работал)! И мыло бывает на умывальнике (туалетную бумагу не дождетесь нигде, повторюсь). Но! Будьте внимательны. Комнаты ожидания бывают разные. Отдельно для мужчин и женщин. Или отдельно для высоких классов вагонов и для слиперов. Над входом написано, для кого комната. И там бывает проверяющий, он проверит ваш билет - действительно ли вы едите поездом сегодня с этого вокзала? В некоторые комнаты ожидания можно зайти только за определенное время до прибытия поезда, например за два часа. На вокзале Нью Дели была комната люкс с почасовой оплатой. В комнате ожидания обычно висит табло с информацией о поездах – название, номер, путь прибытия, время. Объявление поезда по громкой связи идет постоянно, на хинди и английском, но в большинстве случаев ничего непонятно.

Немного о коммуникации.
Забудьте ваш сложный красивый английский. Общайтесь с индийцами простыми предложениями, простыми словами и структурами. Если можете, переходите на акцент, так им понятней становится, чем с хорошим произношением. Видимо, потому что они сами говорят на страшно ломаном английском. Никаких «Excuse me sir, could you kindly tell me please (do you mind telling me, I wonder if you know)…» Они сконфузятся от такого большого количества незнакомых слов. Сразу переходите к делу. «Hello! Cloak room? (камера хранения)» - спрашиваете вы с вопросительно-просительной интонацией, глядя в глаза индийцу. Он тут же кивает и показывает куда идти. «Thank you!» - не забываете говорить вы. Эти слова они хорошо знают. И идете в указанном направлении.
Чтобы вас поняли в Индии нужно называть все правильными словами, теми, к которым они привыкли. Даже если человек не знает английского, он уловит знакомое слово и поймет по вашему виду, что вы ищите это. И покажет вам куда идти. Другие слова, означающие то же понятие (например, «камера хранения»), индийцы, скорее всего не поймут. Проверено на опыте много раз. Поэтому читая статьи перед поездкой, запоминайте и записывайте как что называется. Или уже в Индии включайте любопытство, ходите вокруг, наполняйте глаза и уши индийским миром, читайте что написано, слушайте и запоминайте, как что там называется.

Если нужна камера хранения (сloak room), то опять же спрашивайте где она у чиновников. Они вам покажут вокзальную камеру. Потому что еще есть частные, там дороже. И местные водилы тук туков (они же по совместительству Остапы Бендеры) с удовольствием вас приведут именно в частную, потому что им причитаются комиссионные с клиента. А про вокзальную камеру соврут, что она по каким-то причинам не работает сегодня или прямо в этот момент. Камера хранения на вокзале работает круглосуточно! Если она есть, конечно. В Халдвани, например, не было. Только работники камеры хранения очень скверно говорят по-английски. Выкручивайтесь языком жестов и знанием процесса сдачи багажа. Понятно, что если вы пришли с рюкзаком в камеру хранения, то вы хотите его туда сдать. Приготовьте билет (обязательно), паспорт (id) и замок (lock) на багаже.
Дождитесь пока на вас посмотрят, покажите на замок на багаже и билет с паспортом у вас в руке. Он (она) заберет документы, спишет вашу персональную инфу к себе в тетрадочку (квитанцию), налепит на ваш багаж клеем бумажку, покажет вам куда поставить, даст вам квитанцию и попробует объяснить на ломаном английском, что эта квитанция очень важна, и чтобы вы ее берегли как зеницу ока. Может, скажет, сколько стоит или ткнет в квитанции на цифру.
И все! Вы освободились от своего рюкзачного мамонта и можете идти гулять по городу. Стоило это нам 40-60рупий за обоих. Оплата при получении багажа обратно. Только в Мумбаи нас попросили предварительно просканировать багаж, сдаваемый в камеру хранения. Это называется security или scan. На входе на вокзал, где сканируют багаж, говорите чиновнику, который там на экран скана смотрит: «label for cloak room» (ярлык для камеры хранения). Пускаете рюкзак по ленте, ловите с обратной стороны. Вам дают липкий ярлык (label), вы им обматываете замок на багаже и несете все в камеру хранения. Про замок. Обязательная вещь. Без него не принимают багаж. Проблема была с замком – не знала, куда его привесить на рюкзаке. Выкрутилась так. На рюкзаке (моем, по крайней мере – 80л) спереди и сзади верхнего клапана есть петли (за них хватаешь и вынимаешь рюкзак откуда-нибудь). Вот я эти петли натягивала сверху верхнего клапана, соединяла вместе и цепляла замок. Прокатило!
Не покупайте билеты (если есть возможность) на поезда со словом «mail» (почта) в названии или где-то рядом. Они жутко опаздывают. Наш опоздал на 6 часов. Хотя назывался експрессом. Где-то читала, что если на жд путях в Индии проблема и образуется затор, такие поезда (почтовые) пропускают в последнюю очередь.

Посадка на поезд.
Наконец, вы дождались, и ваш поезд появился на информационном табло. Обращайте внимание на номер поезда. Название поезда в билете может отличаться от названия на табло жд вокзала, а номер всегда один. Смотрите, на какой путь его подают, и идите туда. К сожалению, поезд в последний момент могут подать не на тот путь, о чем будет объявлено (но вы вряд ли поймете) и будут произведены изменения в инфо на табло, но оно есть только на первом пути (на самой станции). Такие дела. Мы разработали следующую стратегию для таких случаев. Приходим на объявленный путь за 10 мин до обещанного прибытия. Становимся посередине платформы. И кто-то из нас стоит с вещами, а второй начинает спрашивать стоящих рядом индийцев «Такой-то поезд приходит сюда?» Спрашивайте у нескольких человек, расположившихся недалеко от вас, и спрашивайте громко, чтобы люди рядом тоже слышали. Потом ждете, с озабоченным видом оглядываясь. Смысл в том, что если путь прибытия поменяют, об этом объявят, и индийцы это услышат (или как-то узнают по-своему). И, помня что вы тоже на тот же поезд, подойдут и скажут вам куда идти. У нас так было. Благо поезд подали тогда на соседний путь. Кстати, если на соседний путь пришел поезд в то же время, что и ваш, не поленитесь, сбегайте и проверьте, не ваш ли. Это Индия, все может быть!

Поезд прибыл. На каждом вагоне написан номер и название поезда. Но, помните, обращайте внимание на номер, название может отличаться от того, что у вас в билете. Плюс не помешает у нескольких человек из этого поезда поспрашивать то ли это, что вам нужно.
На платформе бывают табло, где высвечивается название прибывающего туда поезда и время. Также по всей длине пути развешены маленькие экранчики, где условными обозначениями показано где какой вагон остановится (GС1, GС2,…S1,… A1,…H1, …B1…, C1, … AC… ). Смотрите условное обозначение вашего вагона в билете. Но это хорошо, если эти экранчики будут работать. Можно попробовать их «включить». Мой друг на станции Кхаджурахо пошел в офис менеджера вокзала и уведомил его, что табло не работает. Менеджер засуетился, позвонил куда-то, и все включилось! И тут же люди на платформах подхватились и забегали. Проактивность и коммуникативные навыки рулят!
В поезде. Итак, вы зашли в свой вагон. Никаких проводников на входе не будет. Заходите, ищите свое место и занимаете. Кондуктор придет позже, проверит билеты, иногда попросит паспорт (id) и убежит.
Во всех поездах есть розетки. Правда, в слипере могут барахлить или не работать. В слипере одна розетка на каждое купе и одна на два боковых места. В остальных вагонах одна розетка над каждым местом. В сидячих вагонах одна на три места.

Слипер вагоны.
Многие люди писали, что у них был культурный шок от слипер вагонов. Как по мне, так обычный плацкарт. Даже лучше. Потому что не жарко – на потолке мощные вентиляторы. Тараканов видели. Постельного белья и одеял не выдают. Окна открыты и зарешечены, но можно опустить стекло или жалюзи, или и то и другое. Но, конечно, все равно поддувает из щелей. Ночью холодно – берите спальник, свитер или одеяло легкое. Лучше покупать места на средние и верхние полки, потому что на нижних, рядом с вами, кто-нибудь обязательно усядется. Зато под нижними местами продуманы скобы, чтобы «приковывать» ваш багаж висячим замком. А на верхних полках придется багаж под голову класть. А то уволокут. И обувь прятать стоит по тем же причинам. Видели, как люди обувь на вентилятор под потолком клали. А еще в слипере могут люди из общего класса заапгрейдиться. Просто придут и лягут, например, под нижней полкой или разлягутся на полу по всему вагону. Или, как я уже писала, присядут к кому-нибудь на нижнюю полку. Но если средняя полка разложена, то на нижней сидеть невозможно. Такие дела.

Очень важный момент! Никто вас будить на вашей станции не будет. Поезд может опоздать на вашу станцию прибытия или даже прийти раньше. Поэтому совет такой. Распечатать заранее расписание вашего поезда и список всех станций, через которые он идет (информацию можно найти на сайте https://erail.in/ или http://www.indianrai...). Потом, если ночью прибываете, то заводите будильник на за 15 минут до времени прибытия на вашу станцию. Встаете. Собираетесь. Поезд прибывает куда-то, останавливается. Вы либо у тех, кто выходит, либо у людей, стоящих на станции, спрашиваете какая станция. И ищите в своем расписании, где она, когда вы туда должны приехать и, соответственно, высчитываете, когда будет ваша. Если вы едете днем, то просто вычеркиваете каждую очередную станцию в своем списке, пока не будет ваша. В общем, следите за продвижением поезда. Спрашивать нужно у нескольких людей. Один может не понять вас и просто кивнуть.

У нас один раз поезд прибыл на станцию раньше. Дело было ночью. Мы проснулись за 15 минут. Смотрим – поезд стоит на станции какой-то. Ну, думаем, вряд ли наша. Не время еще даже прибыть туда, не то чтобы стоять. Собрались не спеша. Решили, таки, поинтересоваться НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ. Выглядываем из вагона (ночью в вагоне может не у кого спросить, все спят), спрашиваем у людей на станции: «Джханси?» Они кивают. Мы говорим: «Уверены?» Они: «Да!» Мы давай выгружаться! И правда наша станция была! Так что спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте! Несколько раз и у разных людей. НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ. Это Индия, здесь все может быть. И не забывайте благодарить индийцев. Они, правда, в большинстве своем очень отзывчивые.

Вагоны с кондиционером (АС) гораздо дороже слипера. АС3 – в два раза, АС2 – в три. Там почище, 4 места на купе, розетка на каждое место, пассажиры культурнее (на пол очистки от арахиса не плюют, в окошко стаканчики одноразовые не выкидывают, одеты прилично, знают английский, на женщин европеек жадными глазами не смотрят). В АС2 висит шторка, отгораживающая полку, и выдают постельное белье. От кондиционера холодно, но можно выключить.
Про поезда и жд станции все.

Еще несколько наблюдений, советов и акцентов.
В Индии, к сожалению, проблема с сексуальным домогательством женщин вообще и европеек особенно. Любят тамошние мужчины женщин со светлой кожей. В лучшем случае будут окружать и пялиться, улюлюкать, следовать за вами, предлагать сфоткаться, пожать вам руку, приобнять. В худшем лапать и предлагать секс. А если женщина блондинка, то внимание к ней удвоится.
Видели информационный плакат на одной жд станции: «Досаждение женщин – пристальное рассматривание, насмешки, подтрунивание, улюлюканье, прикосновения, обидные замечания, жесты, любое нежелательное внимание являются формами сексуального преследования и наказываются до 2 лет лишения свободы». Также постоянно замечали на улицах плакаты: «Бесплатная телефонная линия помощи женщинам».
Если женщина одна, особенно европейка, то она рассматривается, как жертва, и последствия могут быть как минимум унизительные, максимум – плачевные.
Я была в сопровождении мужчины. Тем не менее, я такой «популярности» давно не испытывала. Окружают и смотрят, откровенно рассматривают, некоторые нагло, в упор шарят взглядом по телу. Жутко. Особенно неприятный взгляд у мусульман. Пронзительный, жесткий, полный презрения. А если рядом с женщиной мужчина, они демонстративно игнорируют ее попытки завязать деловой разговор (купить что-то, поменять деньги, спросить дорогу) и общаются только с мужчиной.

Поэтому, женщины!
1) Берите с собой мужчину :) Хотя бы один на несколько женщин. Если женщина в сопровождении мужчины, то будет то, что я описала «в лучшем случае». Если мужчины с вами нет, будьте готовы к худшему.
2) Некоторые, скажем так, нормы одежды женщины, путешествующей по Индии (по моим наблюдениям):
• просторная (не облегающая);
• прикрытые плечи. Футболка подойдет, майка нет. И выглядывающих бретелек от лифчика лучше не надо;
• прикрытая грудь, глубокое декольте не для Индии;
• максимально прикрытые ноги, хотя бы до чуть ниже колен. Свободные льняные штаны, бриджи или длинная юбка подойдут. Не обтягивающие джинсы - само собой, но в них жарковато;
• легкий шарфик (дупатта). Это и в храмах пригодится (входя туда, нужно накрывать волосы) и от жары спасет, и мужчины там по-другому относятся к женщинам, у которых голова прикрыта.
3) Спрашивайте дорогу у женщин, с мужчинами пусть общается ваш мужчина.
4) Не ходите по ночам, избегайте компаний мужчин и стремных мест, ни в коем случае не садитесь в машину к мужчине, если передвигаетесь автостопом.
5) Ведите себя и смотрите уверенно, твердо отшивайте, отказывайте в нежелательных действиях.

Общение с торговцами и туктукерами.
Здесь вам пригодится умение говорить нет и точное понимание (знание) чего вы хотите. А также умение торговаться. Туктукеры (таксисты) это в основном просто водилы (владелец туктука кто-то другой). Насколько я поняла, у них с владельцем туктука договоренность насчет того, сколько ему пойдет денег за поездку в определенном направлении. Например, от жд вокзала до Кхаджурахо – 100 рупий. А все, что сверху – водителю. Поэтому им выгодно накручивать цену. Они сразу говорят – «180 рупий!» Всегда торгуйтесь. Особенно когда они, как муравьи, со всех сторон на вас насели. Говорите: «Даю 140. Кто согласен?» Найдутся желающие. Если он один и не уступает, откажитесь и с отстраненным видом начинайте отходить и оглядываться в поисках кого-нибудь другого. Очень часто срабатывало, они уступали. Или мы находили кого-нибудь другого. Туктуков и такси валом. Пока они вас будут везти до места, готовьтесь к мощной атаке словесного поноса рекламного содержания и на плохом английском. Индийцы хорошие психологи. Умеют влезть в душу. Про себя расскажут (если хорошо знают английский). Вас порасспрашивают: откуда, куда, где поселитесь, который раз в Индии, сколько дней, что будете смотреть, какие планы на завтра, послезавтра. Найдут что-то общее между вами и ими и подчеркнут этот факт (что сближает). Покажут вам фидбек предыдущих клиентов (в тетрадочке). А потом станут предлагать свои услуги. Туда – столько то, туда – столько то. Если вы не знаете куда идти, у вас нет плана, и есть деньги, то это хорошая альтернатива. Они действительно повозят, расскажут, подскажут, помогут. Но возьмут денежку. Иногда может быть и так: «Езжайте туда-то! Там так классно! Все туда едут!» Вы соглашаетесь, приезжаете – там фигня какая-нибудь. Поэтому стоит знать, куда едете и что хотите увидеть в том месте.

У нас было два развода с туктукероми. Первый. Договорились за 60 рупий. Приехали на место, даем одной денежкой 100р. Дает нам сдачи 20р и говорит, что больше мелких денег у него нет! У нас, как вы понимаете, тоже. Подарили ему 20 р. Сильно сомневаюсь, что у него по правде не было. Так что всегда имейте мелкие деньги на всякий случай.
Второй. Договорились за 160 р. Он говорит: «Сейчас!» Уходит. Подходит другой туктукер. Садится и везет нас. (У них это нормально. Они все друг друга знают, заменяют, подвозят, помогают. Могут сесть два. Вначале один везет, потом в каком-то месте он высаживается и идет домой. А второй довозит нас до нужного места). Так вот, приезжаем на место, даем 200 р, он нам сдачи 20р. Говорим возмущенно: «160!!» Он качает головой: «Нет! 180р!» Выжали еще 10р из принципа и ушли. Что ты поделаешь! Короче – лучше всегда иметь полный карман мелочи, тогда у вас будет под расчет, и на коне будете вы.
Зато были и другие туктукеры. Помогали, звонили, спрашивали, бегали. В общем, приняли нашу проблему как свою.

Насчет супермаркетов и торговцев в лавках.
Запланировали это мы в Мумбаи зайти в супермаркет (еще в Киеве запланировали). Нашли в интернете карту с супермаркетами в районе жд вокзала Виктория. Приехали на вокзал. Пошли искать. Нет супермаркетов! На карте есть, а в жизни нет! В Дели нашли по ходу движения один небольшой гастрономчик. И все! В Агре на нашем пути нигде их не было. В Джханси тоже. А о Эллоре, Кхаджурахо и Найнитале я вообще молчу - деревни. Зато лавочек частных – море-океян! Идешь мимо лавок – торговцы подбегают, зазывают, уговаривают: «Зайдите в мою лавку!». Мы устали говорить: «No, thank you!» А зайдешь - как начнут рассказывать, рекламировать, объяснять, убалтывать. Жесть! Стыдно уйти. Поэтому очень важно планировать покупки и точно знать, что вам нужно, что нет. И не поддаваться на уговоры. И потом, они могут жутко надурить. В три дорога продать что-нибудь. От всей души. Со скидкой даже! :) Но в три дорога.

Онлайн резервирование отеля.
Заказали отели заранее. Неприятность случилось только в одном месте – Найнитале. Приехали, там во всех отелях переполнено, куча туристов. Пришли в наш, где комнату заказали. Нам говорят – нет комнат! Показываем распечатку с booking.com. Спокойно сидим, ждем. Они туда-сюда забегали, куда-то стали звонить, что-то между собой «хиндить». Пришел менеджер (хозяин), тоже смотрит на распечатки, на нас, вопросы какие-то задает. Мы отвечаем. И нашлась комната, вы знаете! Не знаю почему, но распечатки с доказательством регистрации (номером заказа, адресом отеля) помогают. И не только у нас так было, наши друзья рассказывали то же. Трясете бумажками, сокрушаетесь «Как же так! Мы же надеялись! Что же нам теперь в обратной связи на сайте написать!» И может помочь.

Противоинфекционные процедуры.
Возьмите какой-нибудь противобактериальный спрей или антибактериальные салфетки - руки вытирать. В такую жару да при такой, порой, грязищи реально не знаешь, что у тебя на руках там уже завелось. Пришли, например, в кафе, нам принесли меню. Состояние этого листа бумаги было в настолько плачевном состоянии, что до него дотрагиваться страшно было – грязное, липкое, жирное, порванное. Мы, конечно, ушли. Уличная еда делается руками. Кто их знает, мыли они их? Мы не ели. Правда, можно найти места, где прямо на улице продается рис бирияни в два - три раза дешевле, чем в кафе – 50р большая порция. И подают ее половником в одноразовую посуду и дают ложки пластмассовые. Это мы ели. Вкусно! Еще один случай. Мейн Базар Роуд в Дели. Нищие дети бегают с ужасно выглядящими болячками на руках. Попрошайничают. Вас трогают этими руками, чтобы привлечь внимание к себе… Дальше рассказывать? :) Да и в целом – грязно очень в Индии. Народ там привык и выработал иммунитет, а вы нет. В общем, берите с собой что-то дезинфицирующее.

Хочу пожаловаться.
Цены на осмотр достопримечательностей в Индии очень повысился за последний год-два.
В октябре 2019г - 600 рупий за одного человека (пещеры Элефанты, пещеры Эллоры, храмы Кхаджурахо, Красная крепость в Агре, Кутуб минар в Дели). В то время как индийцам – 40 рупий. В 15 раз! :( 300 рупий (крепость Лакшми Баи в Джханси), Тадж Махал был 1200 рупий.

В очень многих местах, где мы были, люди не говорили по-английски, и указатели (информация) были только на хинди. Нам очень помог онлайн гугл переводчик. Там есть опция – сканировать текст. И получаешь моментальный перевод. Или сказать можно по-русски, он переводит на хинди и озвучивает. И наоборот. Но это только в режиме онлайн (с интернетом). Дорогу у местных жителей, не говорящих по-английски, спрашивали коротко: «Джама Масджид?» «Bus stand to Aurangabad?» Знакомые слова и вопросительная интонация делали свое дело. Нам показывали рукой направление. Можно использовать слово «каха?» («где?» на хинди) в конце вопроса. «Джама Масджид каха?» А вообще, хорошо бы читать научиться на хинди. Это нетрудно, там все логично с правилами чтения, процесс займет недели две и очень поможет во время бюджетного путешествия по Индии, тк на автобусах (и в небольших селениях, в горах) например, названия только на хинди.

Большим открытием для нас была фиксированная цена на пакетированную, фабричную еду. Она (цена) написана на упаковке. Берете товар и ищите цену на этикетке или коробке (чай, чипсы, печенье, сладости…). И никаких разводов и торгов. Сложнее с фруктами и самодельной едой. Там нужно знать, сколько они стоят в среднем, потому что с торговцев станется запросить с вас, как иностранцев, в два раза дороже. Но тут нужно вначале пробовать торговаться в разных местах, сбивать цену, чтобы понять, сколько же оно в реальности стоит. А потом уже, если с вас запросят больше, сразу называть истинную цену. Они соглашаются без проблем.

Вот, пожалуй, все про наши наблюдения, советы, наработки.
Надеюсь, было полезно, и что я отдала долг перед теми, кто писал те статьи на этом сайте, которые помогли нам подготовиться к нашей поездке. Еще раз спасибо сайту и его основательнице.
Про разводы, с которыми мы столкнулись, про воду, отношение к чистоте, правилам дорожного движения, религии, жизни в деревне и многое другое в другой статье.

Время путешествия: 
Октябрь 2019г
Автор и\или источник публикации: 

Кожевникова Анна


Комментариев : 1

И Вам спасибо от меня и от

achadidi аватар

И Вам спасибо от меня и от имени читателей сайта, которые не умеют писать слово спасибо :-)
Классно, что есть такие люди, как Вы, понимающие, что помогать другим и делиться инфой нужно. Жаль только, что в России их уже не осталось похоже....

С большим интересом прочла и позволю себе немного дополнить и исправить.
Про мобильную связь тут довольно много написано с тегом телефон, лично писала как 2 способами пополнить баланс индийского мобильного. Самое важное изначально правильно выбрать оператора, лучше всего покупать симку в Дели на Мэйн базаре, там большой выбор и помогут с активацией. В маленьких городках не всегда можно найти оператора с покрытием по всей Индии или с интернетом без роуминга.

Регистрироваться на сайте железных дорог Индии уже не обязательно, по популярным направлениям можно купить билеты через консолидатора, в первом путешествии люди чаще всего ездят по протоптанным туристическим маршрутам, я подробно писала про плюсы и минусы таких билетов в статье билеты на поезд в Индии

Карты open street map с программой OsmAnd работают без интернета, главное загрузить базовую карту мира или материка и карты нужных штатов, без базовой программа потребует интернет что бы ее скачать. ОСМ карты доступны для редактирования и поэтому дополняются пользователями, в них иногда можно найти то, чего в гугле нет, сравнение карт тут делала, правда давно, но для тех, кто с программой не сталкивался будет полезно. А еще есть мой топ-10 полезных программ для путешественника

"Спрашивайте дорогу у женщин" - совет для молодых девушек и женщин, конечно, правильный теоретически, но часто не рабочий. Женщины в Индии 1) могут не говорить на английском, и 2) могут стесняться говорить с иностранкой.
В крупных городах, туристических центрах женщине можно спрашивать у женщин цивильного вида, европеизированных девушек и у детей, потому что они учат язык в школе и знают его часто лучше других.
Если вы видите пару - лучше обращаться к ней, нежели к одинокой индианке или индийцу.
В остальных местах, особенно в глухомани, надо всегда спрашивать у стариков, чем старше, тем лучше. Не важно, что он вас априори не понимает, главное, что вы обратились к старому, а значит уважаемому человеку. Чисто восточная, а значит и индийская специфика. Старик сам кликнет того, кто понимает английский, если такие есть, или соберет консилиум для решения вашего вопроса. В этом случае не придется опрашивать 10 человек в надежде найти того, кто вас поймет, это первое преимущество. Второе, в том, что обращение к дедушке при наличие вариантов моложе демонстрирует окружающим, что вы ищите помощи у человека, который в силу почтенного возраста самый знающий, то есть соблюдаете неписанную субординацию, в Индии это важно.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
М
Р
С
а
Н
Введите код без пробелов, учитывая регистр