Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Деревья-мудрецы: пипал и баньян.

В Индии и Непале многие виды деревьев считают священными (например, рудракша, ним, сандал, ашока, манго), но два дерева из рода Фикус окружены особенным поклонением, и можно сказать, что индийцы не представляют свою жизнь без них. И мне эта «древесная религия» наиболее близка из всех культов Индостана. Кто-то верит в Шиву, кто-то в Кришну, а я верю в мыслящие фикусы. Куда бы я не приехала, первым делом я иду к мудрому дереву, посижу под ним немного и соберусь с мыслями, разберусь в чувствах.

Эти два чудесных дерева: Пипал или Дерево Бодхи (Ficus religiosa) и Баньян (Ficus Benghalensis). Люди обязательно сажают их там, где собираются поселиться, и когда дерево вырастает большим, строют под ним удобную платформу, чтобы можно было собираться на совещания, или просто отдыхать. Такие деревья с платформами вы увидите в любой индийской и непальской деревне, на многих перекрестках и во дворах городов.

Дерево Бодхи легко узнаваемо по его характерным листочкам в форме сердца с длинными «хвостиками». Оно священно и для хинду и для буддистов, и прославилось на весь мир благодаря Будде, который под ним достиг просветления. По легенде это произошло в местечке Бодх Гайа, где в наши дни находится крупнейший центр буддизма. Старое дерево Бодхи там и теперь растет, но это косвенный потомок «того самого». Первое дерево было уничтожено, но от него еще раньше был взят черенок и перевезен на Шри Ланку, и позже, от Шри-Ланкийского дерева новый черенок вернули в Бодх Гайю. А вот дерево на Шри-Ланке живо по сей день (Анурадхапур). Оно растет там с 288 года, и считается самым старым из посаженных людьми в мире. Его называют Джая Шри Маха Бодхи, и для буддистов это самое главное дерево в мире. От Джая Шри Маха Бодхи отсадили еще одно важное дерево - в монастыре Джетавана, в штате Бихар, в том самом месте, где сам Будда когда-то давал учения. Еще один отросток привили в Лумбини, в месте рождения Будды, возле пруда, в котором, по легенде, после родов омылась его мать. Сейчас это уже огромные деревья, под которыми сидят паломники со всего света.

Сам Будда настолько большое значение придавал деревьям, что его можно назвать «друидом». Когда он умирал, его ученики со слезами вопрошали его, к кому или к чему же им стоит обращаться с вопросами, когда тело учителя исчезнет, и Будда сказал им, чтобы они обращались к дереву. О своем просветлении Будда говорил, что он всего лишь вспомнил, как в детстве сидел под яблоней и наблюдал, как лепестки цветков падают на землю, воспоминание об этом моменте и вызвало у него вспышку реализации. В фильме «Маленький Будда» Бертолуччи создал впечатляющую сцену просветления, и то огромное дерево, под которым снимали Кеану Ривза в роли Будды, находится в пригороде Катманду, в заповеднике Гокарна.

Считается, что пипал дышит сильнее, чем другие деревья, то есть днем вокруг него больше кислорода, а ночью так много углекислого газа, что индусы боятся под ним спать, дескать, можно задохнуться.

В Индии и Непале принято сажать пипал рядом с баньяном. Хотя эти деревья относятся к двум разным видам, в народе считается, что это два пола одного и того же дерева, и они должны быть рядом, как муж и жена. Индийское название баньяна - «бар» или «баргад». Слово «баньян» придумали англичане, которые заметили, что торговцы касты банья проводят свои собрания под таким деревом. Интересно, что семена баньяна прорастают только на других деревьях, а не на земле. Поэтому его называют «душитель», по мере роста баньян задушит дерево, на котором пророс. Так же успешно семена баньяна прорастают в щелях человеческих построек. Поэтому баньяны оплетают все развалины в джунглях, как это можно видеть в храмах Ангкор Вата. В лесу баньян живет 100, максимум 200 лет, но с помощью людей он может жить несколько столетий, и, теоретически, если за ним ухаживать, он «бессмертен». Дело в том, что лесной баньян умирает, когда насекомые съедают его старый ствол, но когда баньян культивируют, зараженный ствол удаляют, и он оздоравливается. Баньян легко узнать по воздушным корням, свисающим с длинных боковых веток. Когда такие корни достигают земли и врастают, они утолщаются так, что их не отличить от главного ствола. Все дерево, разрастаясь, превращается в рощу, удивительный лабиринт из стволов и веток. Кора у баньяна гладкая, розоватая и его изгибы напоминают части тела людей, порой весьма сексуальные. Кажется, что тело баньяна дышит и вот-вот начнет двигаться. Ночью он производит пугающее впечатление. Неудивительно, что воображение индонезийцев в каждом баньяне видит обиталище опасных духов, которых нельзя сердить. Индусы же уверены, что в этом дереве живут сами верховные боги, Шива, Вишну и Брахма.

Самое большое дерево в мире, если считать по площади, покрываемой кроной, попавшее в книгу Гинесса еще в 1989 году - это баньян Тхимамма Мариману в штате Анхра Прадеш. Люди ухаживают за ним уже больше 200 лет. Почти такое же большое дерево-роща находится в ботаническом саду Калькутты.
Под баньяном ничего не может вырасти, даже трава. Поэтому йогам удобно сидеть на гладких площадках под баньянами. Некоторые даже строят себе небольшие хижины, пользуясь сплетениями воздушных корней, как опорой для стен. В сезон дождей баньян из всего тела выпускает сотни тысяч маленьких корешков, которые считаются лекарственным средством, их, например, жуют, чтобы укрепить зубы. Его плоды намного меньше, чем вкусные плоды его родственника фиги, и не сладкие, но зато он плодоносит даже в засуху, и может спасти людей от голодной смерти в неурожай.

Почему же пипал и баньян такие особенные? Нет ни одного индийского йога, который бы пренебрегал медитацией под ними. Йоги говорят, что эти деревья умеют общаться с человеком - учитывая то, как человек продляет баньяну жизнь, может баньян и вправду в этом заинтересован! Они работают как антенна, которая подключает человека к вселенской мудрости. Кришна в Бхагавад Гите говорит, что через баньян можно постичь Веды. Когда под священными фикусами проводят собрания, люди быстрее приходят к согласию. У этих деревьев просят хороших мужей, здоровых детей, всяких материальных благ, и искренне верят, что деревья могут помочь. Считается, что в сложных ситуациях надо размышлять над проблемой под мудрым деревом, тогда найдется лучшее решение. У корней баньянов и пипалов часто устраивают мини-храмы, ставят мурти (статуи божества), приносят им подношения во время праздников. Иногда обвязывают стволы этих деревьев белыми нитками в знак молитвы.

У меня в жизни было немало интересных случаев, связанных с этими загадочными деревьями. Ко многим из них я возвращалась не раз, как к старым знакомым, и рассказывала им о своих приключениях, чувствуя, что они собирают человеческие истории. Приходилось мне и месяцами жить и спать под баньянами, постепенно проникаясь убеждением, что это могущественные сознательные личности. Уж не потому ли, думала я, медитация так процветает в Индии, что здесь люди дружат с этими деревьями? Уж не они ли вообще научили первобытного человека медитировать?

Даже если разговор с деревом кажется вам чудачеством, и вы не готовы поверить в их разум, мудрые деревья могут вам помочь. Они служат социальным проводником. Если вы чувствуете себя чужаком и туристом, и не знаете, как наладить контакт с местными вне коммерции, остановитесь под таким деревом, присядьте на платформу под ним, положите к корням какие-нибудь приношения, и к вам обязательно подойдут добрые люди, познакомятся, спросят, чем помочь. И вы уже станете частью местной жизни. На вас посмотрят как на человека, которого привел под дерево Бог, а не как на ходячий кошелек. Хотя для некоторых церемоний брамины срывают листья этих деревьев, и многие их части в аюрведе считают лекарственными средствами, будьте осторожны, пытаясь отодрать что-то от баньяна или пипала, принадлежащего общине. Откуда ни возьмись может выскочить ревностный защитник дерева, готовый драться за маленький листик, чтобы не дай бог чужаки не причинили оскорбления покровителю всего района.

Автор и источник публикации: 

Rishicat


Комментариев : 5

Здорово, что ты подняла эту

achadidi аватар

Здорово, что ты подняла эту тему! Многие люди, проходя мимо деревьев, совершенно не обращают на них внимания, считая какой то неживой природой. А ведь еще славянские предки наши знали, что разные виды деревьев - это как разные народы, со своими особенностями и энергетикой. Есть даже присказка: в березняке влюбился, на осине удавился.

И у каждого дерева как и у человека душа. И деревья могут помогать, лечить, исцелять прикосновением, если они конечно сами здоровы, сильны и счастливы - они поделятся и ответят, и так же как и люди растения болеют и страдают сами. К сожалению в городах люди уничтожают природу, ломают деревья и мучают их, почему то забывая, что деревья дают нам жизнь, кислород, без которого мы жить не можем, в отличие от автомашин и парковок для них.
Может быть читатели задумаются, и посмотрят на деревья с любовью, нежностью, состраданием, чего так не хватает нашему миру вообще, и от этого души людей потеплеют и оживут ...

да, этот индийский культ

да, этот индийский культ деревьев прекрасен. так интересно обнаружить разные характеры пипалов и баньянов. а еще я не могу забыть это ощущение, которое охватывает, когда въезжаешь в долину и ущелье предшествующее ганготри. что же такое особенное происходит там? - думала я, а потом пришла к такой версии, что это воздух становится волшебно вкусным - там ведь растут гималайские кедры.

кельты и славяне почитали дуб

кельты и славяне почитали дуб как тело божества )) а любимая наша берёза называется едино во многих индоевропейских языках (birch, bjork...), но каково же было мое удивление, когда на гомукхе про карликовую горную березу индусы сказали мне что она на хинди называется бер. я думала они заимствовали это слово из инглиша, ну какая может быть в индии береза??? ведь известно даже, что ее семена прорастают только после проморозки. в субтропическом теплом климате она не растет, в индии встречается только высоко в горах. потом я выяснила, что это слово из санскрита. чуешь, какая за этим интересная версия? племена ариев, пришедшие со своей таинственной прародины в жаркую индию, не успели забыть белое священное дерево севера, и его название!

Да, про березу знаю. Еще в

achadidi аватар

Да, про березу знаю. Еще в химачале на трекинге к малане ее обнаружила, то есть целую березовую рощу с одуванчиками и земляникой (это в августе то:). Там химачальцы говорили берех или береч\ берес, ну ты ж знаешь какие у них звуки, но типа бересты в общем, на наше похоже. Тоже подивилась, они еще сказали, что береза священное дерево. Почему священное? Так тагор говорил. Я тогда не подумала, что в бенгале берёз поди и нету, но ссылка на авторитет ;)

химачальский язык (кажется,

химачальский язык (кажется, пахари они его называют?) сохранил еще более близкую к русскому форму слова чем хинди! вот это да!

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
странни_: