Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

По дорогам 5 штатов, часть 2

Начало
6 день. Озеро Ревалсар
Выезжаем на священное озеро Ревалсар.
По дороге посетили храм Шивы, где побегали босыми ногами по раскаленным плитам.
Дальше был продолжительный переезд. Прибыли на озеро к вечеру, но успели подняться к храму Дурги на холме. Это посещение не было запланировано, но Валера не удержался – захотел показать нам закат, который оттуда особенно прекрасен.
Храм маленький и такой домашний. Да можно просто увидеть закат и «не увидеть» его красоты. Для кого-то закат как закат, каждый день рассвет и закат. Но каждый день картина, которая является на небе – не повторится больше никогда в этой жизни. Поэтому такие мгновения хочется запомнить, особенно если ты на другом краю земли именно в этот день в этом месте, которого быть может не увидишь больше никогда…

Проводив солнышко и встретив первую звезду (с чувством выполненного долга), мы полетели вниз, к нижнему озеру, пролетев верхнее, которое уже погрузилось в сон. Но из наших спать никто и не думал. В тибетский монастырь, недалеко от нашего «отеля» (в котором останавливаются паломники), приехали монашки из Ладака. Началась вечерняя пуджа и мы не хотели пропустить такое.
Они специально приехали на один вечер, чтобы провести службу именно в этом храме (кстати его стены расписывали художники из Питера). Их было несколько десятков, молодых и красивых (при этом абсолютно лысых). Они пели молитвы, затем брали в руки то бубны, то барабаны, то горны и играли на них. Горели свечи. Я слушала музыку молитв и не могла отвести глаз от этого магического действа. Четверо монахинь суетились возле небольшой коморки. Они собирали угощения для всех собравшихся. Никого не обошли: конфеты, печенье, вино (или что-то подобное, но крепкое) разливали прямо в ладони. Я смотрела как завороженная... чуть про камеру не забыла. Не смогла удержаться, и подползла поближе туда, где сидел Валера, почти за спинами девушек. Сидела и мурлыкала почти в голос – невозможно было остаться равнодушной.
Потом мы пошли гулять к ночному озеру. Встретили обезьян, монашек, которые торопились в отель, ведь им предстояла поездка рано утром. «Джулей!» «…джулей, джулей..»: как эхо вторили девушки. Всю ночь пели и плясали в индуистских храмах паломники, потому всем и в том числе и нам было совсем не до сна. Зато я бы не встретила рассвет!!!

7 день. Ревалсар - Шераблинк
Наши окна выходили на озеро, и потому так защемило сердце от увиденной красоты! По всему берегу растянулись лианы молитвенных флагов, карпы хрюкали и давили собратьев за кусок хлеба, обезьяны уже лазили по балконам отелей и что-то приворовывали, перескакивали на молодые деревца и акации и ломали их тонкие ветки своими не мелкими тельцами. За все пребывание мы встретили породы три таких красавцев. Особенно мне понравились обезьяны из Дхарамсалы, в которую мы попали через несколько дней. Они были огромные, словно седые, лохматые с абсолютно черными физиономиями. Они не стеснялись и всячески позировали пред объективами своих «белых» братьев.
После завтрака мы отправились на утреннюю пуджу в буддистский храм (в тот, что были вечером). Службу проводили уже ламы монастырей Ладака.
Затем мы принялись осматривать индуистские святыни и посетили сикхскую Гурудвару, а заодно покормили священных карпов совершенно нереальных размеров. Встретили наших друзей. Эти хитрые создания довольно агрессивные. Крупный вожак едва не поранил Ирину, напрыгнув на нее для того, чтобы отобрать хлеб. В результате, его же семья осталась голодная. Носился потом за детенышами, чтобы отобрать последнее.
На Ревалсаре поразило то, что на таком маленьком пятачке земли мирно уживаются разные религии. Индуистский храм стоит стена к стене с буддийским, а недалеко и сикхская Гурудвара. И все это тесно нанизано вокруг озера и неподалеку от него. Ревалсар – паломническое место. На подъездах к нему мы встретили много паломников, которые медленно брили вдоль дороги. Но все чаще стали встречаться и туристы.
Зашли в еще один тибетский монастырь, где нам показали огромный камень с изображением глаза - «всевидящего око», посетили Гурудвару, где смотритель за небольшую помощь храму рассказал нам вкратце всю историю его религии. Побродив еще немного, мы отправились опять наверх, к пещерам женского монастыря. Их несколько и находятся они чуть ниже храма Дурги. Нас встретили традиционным тибетстким чаем с молоком. Пещеры очень необычные, с довольно сильной энергетикой. Там предусмотрены даже подушки, чтобы можно было сидеть на холодных плитах. Особенно ощутимо было внутри, где застывший лик статуй освещался лишь пламенем свечей. Это было не забываемо. Наедине с собою и вечностью. Потом мы с Валерой, пробрались сквозь паутину флагов, залезли на камни, свесили ноги и впитывали красоту, которая открылась нашему взору: верхнее озеро, ярусом ниже – нижнее (совсем как лужица с такой высоты), широкая долина в розовой жаркой дымке. Это небо, а буквально под ногами суетятся монашки, милые отшельницы… Мы попрощались с ними, каждому из нас подарили по белому шарфу и несколько добрых слов в дорогу.

Дальше наш путь лежал в монастырь Шераблинк. Прибыли вечером. Нас встречали восемь больших белых ступ, соединенных между собой стеной из 16 маленьких. Этой яркой белоснежной оградой окружен весь монастырь. Внутри большой парк, полный пиявок. ? Повсюду расползлись молитвенные флаги и умиротворенная тишина. Спокойно и безветренно. Последние лучи повисли над горами. Ночью нас ждала сильнейшая гроза с розовым прекраснейшим заревом. Причем местные сами были удивлены подобным фейерверком, который редко случается в этих местах. Здесь обычно влажно и безветренно. Я думала, что уже не бывает подобных мест. Здесь нет людей на несколько километров. Последняя деревня с созревающими рисовыми полями осталась позади. Даже несмотря на то, что в окна лупит дождь и ветки грозятся ворваться в окно – все здесь настолько спокойно, что даже страшно было подумать, что придется это место скоро покинуть.
Этот монастырь для туристов открыли совсем недавно, как года 2, даже местные не показывали никому сюда дорогу. Сейчас его посещают только паломники и немногочисленные туристы из разных стран, в основном единицы, которые ищут вдохновения для творчества – писатели и художники. Тем не менее, сюда не просто попасть, потому что желающих не мало.
Вечером нас ждал ужин у местных. Отец и сын живут тем, что принимают у себя туристов. Это не кафе – это отдельно стоящая кухонька с парой столиков под выносными зонтами. Здесь же у них и коровы-кормилицы, на молоке которых хозяин делает просто вкуснейшее сливочное масло. Но зато как все по-домашнему!!! Я так скучаю…
8 день.
Утром по дождичку отправляемся к храму Шивы в Баджнатхе. Это женский храм, помогает женщинам становиться здоровыми матерями. Храм очень старый и красивый, позади небольшой парк. Возвращаемся в монастырь.
Монастырь Шераблинк - храмовый комплекс школы Кагью. Включает несколько зданий с просторными помещениями и даже своеобразный карцер, куда запирали себя монахи, чтобы в уединении отдаться молитве. Красивая яркая роспись и скульптуры, в частности, огромная статуя Будды грядущего - Майтрейи. При желании можно принять участие в храмовых службах. Недалеко от Шераблинка в местечке Сидхпур находится резиденция Карма Па Семнадцатого. Он последний бежал из Тибета и лишь недавно получил вид на жительство в Индии. Возглавляет одну из богатейших и сокровенных направлений тибетского буддизма - школы Кагью.
9 день.
Завтракаем и отправляемся в Бир. Здесь располагается целый комплекс буддистских монастырей. Здесь их три. Все не похожи друг на друга, и каждый по-своему очень красив.
К вечеру вернулись в Шераблинк и были предоставлены самим себе до утра. Рано утром предстоял выезд в Дхарамсалу. Я не спала всю ночь – токая тоска напала…Я все же еще надеюсь когда-нить попасть туда снова. Шераблинк стоит того, чтобы туда вернуться!

10 день. Дхарамсала
Здесь, в Дхарамсале (1250 м), в студенческом общежитии живет ринпоче наших буддистских мест. Полтора часа продолжалась наша аудиенция с ним. Собственно, я мало понимала зачем нас туда привели. Переводчица Ирина (служит при ринпоче) переводила нам замысловатый тибетский язык в более доступные для понимания формы. Приятная беседа, чай с печеньем, фотография Андрейченко на стене (что удивило!), игрушки на столе. Приятный умный дядька с добрыми глазами.
Город просто наводнен туристами. Поэтому захотелось просто бежать оттуда и прямиком обратно, в Шераблинк. Осмотрели здание тибетского правительства в изгнании, музей медицины и астрологии. Здесь можно ознакомиться с производством тибетских лекарств, а также осмотреть танки, посвященные медицине и астрологии, древние тибетские медицинские инструменты.
Посетили летнюю и зимнюю резиденции Далай Ламы. Летняя резиденция Норбулинка выполнена в японско-тибетском стиле. Включает в себя Институт тибетской культуры (здание на воде), небольшой парк, огромную библиотеку, музей кукол, где можно познакомится со всей историей Тибета и культурой всех его провинций, и просторный двухэтажный храм с большой статуей Будды, у которого за спиной скрещены 2 меча. Зимнее здание включает в себя храм Будды, в котором находятся мумифицированные головы двух монахов (зрелище не для слабонервных). Они находятся под стеклом и при желании можно осмотреть поближе.
В Дхарамсале помимо большого скопления туристов, есть и небольшие купальни под открытым небом, большой водопад, большой рынок (большие цены) и большое скопление лжепаломников, которые ярко раскрасившись и необычно одевшись позволяют себя фотографировать туристам, а потом просто требовать за это бешеные деньги.

11 день. Озеро Мансаровар
Путь лежит на Мансар Лейк. По пути Соно не удержался и предложил нам посмотреть его любимый храм Шивы. А находится он глубоко в скале. Я не знала, что съемка запрещена и сделала пару фотографий. Потом радостная вылетела показать их нашим, что вышло, и случайно удалила. Потому теперь в памяти храню редкие снимки. Вот так – нельзя, значит «нельзя». Никого не обманешь!
Огромные валуны причудливой формы, сквозь которые прорывается небольшая речушка, которая начинается где-то под скалой. Сталактиты, сталагниты, каменные изваяния в стенах и пламя только одной свечи. Умасленная маленькая статуя незамысловатой формы и темнота… Пахнет сыростью, холодом (!!!) и благовониями.
Горы стали заметно лысеть, река мельчать, больше камней на дороге и частые завалы. На Мансаре нас хватило на вечернюю прогулку вокруг священного озера. Оно окружено индуистскими алтарями, посвященными божественным нагам и Шиве. Миленькое тихое местечко для семейного отдыха. В озере все священно: и черепахи и рыбы, которых можно кормить из рук. Расположено оно рядом с городом Джамму, зимней столицей штата Джамму и Кашмир. Наши, по прибытии, искупнулись в священных водах. Кто о чем, а мы с Валерой думали, чем будем забивать аромат “священной” ухи. Рыба так и просилась, чтоб ее поймали и съели. Но мечтать не вредно! Довольствовались сытным ужином, заботливо для нас приготовленным. Мы не решились накрыть стол на улице, т.к. огромные зеленые кузнецы просто кишили бы в наших тарелках. Мы попытались спрятаться в гостиной, но они так тянулись к свету , что никакие стены нас не спасали. Поужинав, намахавшись руками в попытках разогнать этих товарищей, мы решили с ними позабавиться. На раскладном столе, поделившись на две команды, мы пытались загнать появлявшихся “бойцов” на сторону противника. Некоторым даже удавалось подолгу не сходить с дистанции. Было так весело! И не трудно догадаться о чем думали индусы, которые наблюдали за происходящим.

12 день. Шринагар
Отправляемся в Шринагар (штат Кашмир) - летнюю столицу штата Джамму и Кашмир. На дороге встретили цыган, которые кочуют между штатами, живут небольшими семьями, держат буйволов, коз или овец. Марина сказала, что у них свои язык и культура.
Дорога сузилась, горы стали грозно нависать над нами, а наш Соно нехило маневрировал между военными грузовиками, которые направлялись вместе с нами в Кашмир. В этом штате военное положение, поэтому нам предстояло пройти блокпост и пролететь глубокий туннель сквозь горы. Горы здесь низкие, сухие и каменистые, но от этого не менее красивые. Река совсем высохла, но когда то была, наверное, огромной и бурной, потому как оставила после себя широкую каменистую долину. Казалось, что эти бесконечные пролеты никогда не закончатся. Но это единственная дорога, поэтому выхода не оставалось, как сжать горло и мило улыбаться военным, чтобы пропускали наш маленький джип.
Кашмир совершенно отличается от других индийских штатов. Сухой и грубоватый. На дороге встретили забавные совсем игрушечные автобусы и «картонно-палаточные» городки, в которых живет беднейшее население, уже остриженные рисовые поля, наших спутников орлов и редких военных в кустах,.. километры колючей проволоки. Почти всю дорогу сопровождает нас словно тень полицейская машина, потому мы безболезненно пролетаем все посты. Иногда обгоняя и, попращявшись с нами, отдав честь, уезжают прочь, а потом возникают из ниоткуда и снова следуют за нами.
Старые деревянные разваливающиеся, трехэтажные местами, дома, казалось, поддерживаются в вертикальном положении одним пыльным ветром.
Но вот начали встречаться большие платаны и женщины-тени в черной парандже. Въезжаем в самое сердце долины – город Шринагар. Он раскинулся по берегам реки Джелум. На озерах, особенно на самом большом из них - озере Дал, расположено множество хаузботов, так называемых отелей на воде. Добраться до суши можно только на шикхарах (лодках). На одном из таких хаузботов мы и зависли на пару дней.
Мои лапы ступили на землю (если лодку можно таковой назвать), но из-за долгой дороги все равно еще продолжали ехать и совсем не слушались. Есть не просто лодки, а целые многокомнатные гостиницы на воде. Их украшают резьбой и фонарями, поэтому каждая из них неповторима. Словом здесь маленькая Венеция. На воде торгуют, на воде отдыхают и живут. На воде стоит храм и лодка полиции. Все движение вокруг озера, потому начинает казаться, что это земли небольшой кусок, а вокруг – одна вода.
Дал почти до осени весь в лотосовом цвету. А к нашему приезду остались только заросли больших листьев лотоса и мелкие, но еще цветущие, кувшинки.
13 день.
На утро мы поспешили на землю обетованную и сразу по мечетям. Мне особенно понравилась большая мечеть, заключенная как бы в квадрат, внутри которого фонтан и небольшие каналы. Высокие потолки, колонны и ковры. Стоишь под крышей, поднимаешь голову, а там белоснежные голуби резвятся. Только здесь я смогла прочувствовать чуждую мне религию. Что после этого скажешь?! Короче, не хотелось уходить…
К примеру, Хазратбал из белого мрамора, хоть и уникальна по архитектуре, но не была столь дружелюбна. Моя душа там не запела - густое плотное пространство. Тем реально чувствуешь себя чужой... Здесь хранится волос пророка Мухаммеда. Нам даже разрешили посидеть внутри, но так хотелось убежать. В результате я разбиваю свою фотокамеру прямо в дверях. ?
В конце прошлого века, путешественник и шпион Николай Нотович обнаружил предание, вызвавшее скандал, согласно которому пророк Исса, а, попросту говоря, Иисус, умер в Шринагаре много лет спустя после распятия в Иерусалиме, и был здесь похоронен в действующей и поныне мечети Розабал. К сожалению ее закрыли, мы смогли попялится на стоящий там гроб через открытое окно, которое заботливо оставили для туристов.
Потом мы отправились смотреть то, что осталось от древнего храма после предпоследнего землятрясения. С сохранившихся стен еще смотрят на этот мир древние божества. Затем были парки в цвету и сухие фонтаны, которые полны живой воды только по весне, когда сходит снег с гор. У нас были два братца из сопровождающих, которые зачем то повезли нас на фабрику, где ткут шелковые и шерстяные ковры. Красивые конечно, но нам то туда не надо. ? Потом опять повстречали карпов в пруду в центре города, покормили как полагается, чем потешили и особо привлекли внимание местных.
Затем отправились на Пахальгам и Ару (одну из долин Кашмира). Здесь практически нет туристов, небольшие водопады и сосны. Почти у подножия гор находится деревня, в которой останавливаются те, кто не может жить без экстрима. Выпили чаю в кафе. Интересно, что сено они сушат прямо на деревьях, чтобы видимо кто-то его случайно не подъел. Попрощались с этой землей. Мне особенно запомнилась река. Мы ехали вдоль ее берегов, и уже с дороги было заметно, насколько она была чиста и прозрачна.
А под вечер забрались в Суфийский храм, похожий на пряничный домик. Вообще этот храм остался мной не замеченным… Как то совсем ничего о себе не оставил.
А самый главный эффект - медитация в движении, когда поднимаешься к нему по нескончаемой лестнице. Да, вид из храма на город весьма красивый. С этой высоты видно полюбившуюся мне квадратную мечеть со шпилями. Вернулись на Дал, прибарахлились шалями и серебром, покатались на шикхаре по озеру, ели шашлык и пили вино вечером на «крыльце».

14 день. Вылет из Шринагара в Дели.
Перелет занял час, т.е. сели, покушали и уже приземление. Но надо сказать особо бешенный аэропорт в Шринагаре. Столько степеней защиты!
Приземлились, запрыгнули в джип и давай осматривать Дели. Посмотрели Кутаб Минар и Храм лотоса - молитвенный дом «Бахаи», проповедующего веру в единого Бога, его чистоту и равенство всех религий. Храм Лотоса однако не впечатлил. Похож на выстовочный центр. Кутаб Минар я бы и не вспомнила, если б не фотографии. Мы валялись на траве среди попугаев и бурундуков, а мое сердце дрожало от перегрузки - я старалась прокрутить все увиденное в голове, чтобы ничего не забыть. Время шло и внутри все сжималось в прямой зависимости.
Посетили Лакшми Нараян - красивый храм со множеством зеркал и небольших отдельных построек. Немного сладковатый, но добрый. Много детей, шумно, все поют. К сожалению, снимать было запрещено (предварительно сдаешь камеру на хранение), и теперь не возможно увидеть всего великолепия.
Зашли в главную Гурудвару – большое здание с золотыми куполами. Место доброе. Здесь уже разрешено было снимать. Для начала нужно сдать обувь в специальную раздевалку. Потом омыть ноги. Перед входом в полу для этого была сделана не глубокая ванночка. И лучше, если все-таки туристы из уважения будут в нее ступать. Меня, например, сразу одарили улыбками, когда я ее преодолела. ? Потом я уже носилась там как папарацци и снимала.
Уже стемнело и у нас осталось время только на посещение главного торгового центра Дели. Немного закупились и помчались в гостиницу, приняли душик и поужинали. В основном старались не молчать, чтобы не было времени погрустить, о том что все это уже закончилось…Не случилось даже поваляться, потому как надо было уже со скоростью света лететь в аэропорт.
В машине Валера перетащил меня на переднее сиденье (до этого я все 2 недели ездила развалившись на сумках сзади, где было время построить глазки в широкое окно, через которое я фотала свое путешествие) и читал мне стихи Цветаевой. А я глотала слезы, чтобы ими еще больше никого не расстроить.
Потом был самолет... и Москва, совершенно серая и безликая после такой красоты.

колесо сансары озеро Ревалсар буддийский храм


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Мал_йзия: