Гималаи-2

Хочу поделиться с вами своими спонтанымми и обрывочными впечатлениями о своей второй поездке в Индию, недавно завершившейся. Целью этой поездки было посетить загадочные и красивые Гархвальские Гималаи, и некоторые священные места, связанные с ними.

Помимо уже знакомых мне городов Дели и Ришикеш, я побывал в таких труднодоступных и легендарных поселениях как Ганготри (исток священной реки Ганги) и Кедарнатх (где, по преданию, находится обитель Шивы). Кроме этого, я посетил еще два малоизвестных, но очень красивых места - Укиматх и Тунгнатх.
Вначале хочу выразить искреннюю благодарность Анне за ее гималайские очерки, так как именно они в немалой степени сподвигли меня на эту поездку и определели мои маршруты.

Итак, путешествие было таким. Прилетел в Дели, остановился знакомом на Мейн базаре.
Утром вышел на улицу и был неприятно сражен жарой и духотой. Вроде бы я всегда был привычен к жаре, но с таким столкнулся впервые. Плюс известная обстановка на Мейн базаре - шум, грязь, так что первый же день уже порядочно утомил меня... Съездил в Лоди Парк, Красный форт, Джама Масжид, Храм лотоса, парк оленей...
Я собирался было пробыть в Дели несколько дней, но уже к вечеру почувствовал, что больше не хочу:)) Успел купить последний билет до Ришикеша, и вскоре уехал. Почему именно Ришикеш? Тому было две причины. Во-первых, еще дома я написал портрет Бабы Кришны из Ришикеша, который и собирался подарить ему при личной встрече. Во-вторых, Ришикеш является базовой точкой для поездок к Гималайским святыням. Утром был в Ришикеше. Здесь, конечно, получше. Походил по окрестностям, на водопад, в Патну, покупался в Ганге. С трудом и даже по случайности нашел Бабу Кришну. Зато радости было очень много. Отдал портрет. Сейчас он
уже не живет в Ришикеше, уехал в маленькую деревеньку N, а в Ришикеше был бог знает по каким делам. Так что наша встреча была совсем случайной, и оттого более радостной.

Через три дня уехал в Ганготри. Для тех, кто не знает, Ганготри - место истока священной реки Ганги, а потому издавна почитающаяся как одна из святынь Индии. Собственно говоря, Ганготри - это еще не сам исток Ганги, а только последняя деревня на пути к нему. Сам исток именуется Гомукхом и находится в 20 км от Ганготри. Дорога из Ришикеша в Ганготри выдалась очень долгой и трудной. Ехали 15 часов, со многими остановками. Шел дождь, и несколько раз приходилось ждать, пока расчищут завалы. К ночи доехали. В первый день прошелся немного в сторону Гомукха, но не стал далеко уходить. Вечером болела голова. На утро пошел снова с целью дойти до него и вернуться назад в этот же день. Погода стояла отличная, +20...23. Тепло и солнечно. За
пять часов дошел до Гомукха, но самочувствие к тому времени было уже не очень. При резком повороте головы учащался пульс и
появлялась головная боль. Посидел у Гомкуха с полчаса. Идти на Тапован уже не было настроения, да и боялся что потом не дойду назад. Пошел вниз. Последние километры были очень тяжелые, но все-таки я дошел:) Три часа лежал и отдыхал, и вроде все прошло. На третий день уже чувствовал себя прекрасно, и просто прогулялся по окрестностям Ганготри, особенно на том берегу. Утром уехал назад в Ришикеш. Можно было сразу в Кедарнатх, но я решил отдышаться в Ришикеше. Пробыл там пару дней. Слезла кожа с лица и плеч, обгоревшая на Гомукхе - из-за малого атмосферного слоя (высота около 4000 м) там очень сильное солнце, так что если поедете, то обязательно носите шапку или легкие платки на голове.

Итак, Кедарнатх. Кедарнатх почитается как едва ли не самое святое место в Индии - как никак обитель самого Господа Шивы. До Кедарнатха нет и не было прямых автобусных дорог - максимум, что можно сделать, это добраться до Гаурикунда. А уже оттуда - 14 км до Кедарнатха, и только пешком. Итак, первым автобусом я уехал из Ришикеша в Гаурикунд. На этот раз ехали побыстрее, поэтому еще днем я был в Гаурикунде. Собирался было остаться там на ночь, но всебщая толкотня "аля мейн базар" не внушила мне оптимизма, и я решил рвануть в Кедарнатх. И хотя Кедарнатх на целых полкилометра выше Ганготри, но этот рывок дался мне на удивление легко, всего за три часа. Я почти без остановок добрался доверху. Остановился в гестхаусе Sunil GuestHouse за 300 рупий. Ночью холодно, местами между домами еще лежит снег. Но днем погода очень хорошая. Чистое, светлое небо, туман приходит лишь ближе к вечеру. Множество распускающихся цветов сияют под солнцем. Полазил по горам и получил кучу удовольствия. Света там, конечно, почти нет, и телефоны ISD не работают. Пробыл там три дня и утром ушел назад вниз в Гурикунд.

Далее мне нужно было в Укиматх. На народном джипе за 30 рупий доехал в Гуптакаши, а оттуда на автобусе за 10 рупий в Укиматх. Там и остановился в замечательном чистеньком и тихом отеле за 200 рупий. Укиматх - ничем особенным не примечательная деревенька, абсолютно без туристов, а потому тихая и простая. Эта простота компенсируется исключительно красивой природой - леса и ущелья там просто сказочные. Походил и по самому Укиматху и по его окрестностям. Дошел до озера ДеориТал, что находится высоко на горе над Укиматхом,
километрах в семи. Оттуда открывается потрясающий вид на Гималаи, где видны пики Кедарнатх и Чаукумба (Бадринатх). Из Укиматха я совершил однодневное путешествие в Чопту. Доехал на первом утреннем автобусе за полтора часа и 50 рупий. Чопту даже и деревенькой-то назвать нельзя, в ней всего-то с десяток домиков и ресторанчиков под открытым небом. Выше Чопты находится еще один древний знаменитый храм - Тунгнатх, и для обслуживания паломников, идущих туда, Чопта и существует. Я не стал останавливаться в самой Чопте, а сразу пошел в Тунгнатх. Он расположен в 5-6 километрах выше по склону. Погода была хорошая, дорога легкая и интересная. Жаль только, что рододендроны отцвели уже. Но и так все прекрасно. Хотя сама вершина
Тунгнатха плавает в тумане, отчего кажется более волшебной и волнующей... Посидел там с час и пошел вниз. Внизу снова тепло и ясно:) Решил прогуляться дальше по дороге, в сторону Чамоли. И не зря. Дорога очень захватывающая, ущелья и леса там просто потрясающие! Особенно впечатляет бескрайняя долина, открывающаяся к югу. И все очень так похоже на Россию... Запах осени, песни кукушек и стук дровосека в лесу... Вернулся в Чопту. Надвигалась гроза и я решил вернуться в Укиматх. Автобус был переполнен, и тут,
вдруг, по дороге нас тормознул полицейский джип, и заставил всех "лишних" пассажиров выйти, в том числе и меня:) Я пошел пешком, и насладился прекрасными пезажами чоптинского леса. Пробыл еще в Укиматхе один день, в долгих раздумьях, ехать ли теперь в Бадри или нет... Но все-таки усталость победила:) К тому же мои новые ботинки, купленные перед отъездом, совсем пришли в негодность, и я уже не мог в них ходить. Уехал ранним автобусом прямо до Ришикеша, пробыл там еще день, а затем в Дели. Еще один день в шумном и жарком Дели, и, обменяв билеты, улетел в Москву. Тут не обошлось без одного малоприятного происшествия. За пару часов до отъезда в аэропорт, у меня на Мейн базаре разрезали сумку, очень сильно, по всей длине. И надо
же такому случиться, что именно в этом отсеке у меня лежали авиабилеты, паспорт + 500$. Все это не выпало только по счастливой случайности. Выпал только ключ от отеля, который и привлек мое внимание (Я никогда не ношу ценные вещи прямо в сумке, и только в этот день положил их туда. И этот день чуть не стал роковым:)) Так что, дорогие путешественники, всегда будьте начеку и не оставляйте мошенникам ни единого шанса.
В целом, поездкой я доволен, особенно, отдохнув, и прийдя в себя. Жаль, что не получилось посетить Бадри и долину цветов. Быть может, я это сделаю в следующем году, хотя снова возвращаться в эту жару не очень-то хочется. Мягкий климат Дарамсалы мне больше понравился, и именно туда мне хочется вернуться более всего.
Во время этой поездки я сделал множество шикарных фотографий Дели, Ришикеша, Ганготри, Кедара, Чопты и Тунгнатха, и все желающие могут увидеть их на моем сайте. Адрес сайта - http://migranov.ru