Ганготри - Гомукх 3. К истоку Ганги

Последний этап трекинга «на Гомукх» представляет собой тропу порядка пяти километров, которая проходит по нагромождению каменных глыб, чередующихся песчаными «полянами» напоминающими пересохшие озёра разных размеров. Видимо это и есть озёра, которые образуются от таяния снегов и дождей, но быстро сохнут, не имея постоянного притока воды.
Весь этот участок, от ночлега до ледника, уже совсем лишен растительности, за исключением отдельных кустов растущих на этих самых «озерах», в отличии от первой половины пути, где склоны долины покрыты разными деревьями, тополями, кедрами, березами, а так же кустарниками.

Я был впервые в подобном месте, и всё увиденное завораживало меня, одновременно с чувством разочарования. Возможно сказывалась высота и пасмурная погода, а может быть и то, что непонятно по каким причинам я ожидал увидеть всё что угодно, но только не «лунный ландшафт» дна какого то сюрреалистического карьера по добычи каменных валунов. Иначе я ни как не могу описать то, что предстало моему взору. Понятно, что ледник отступает, а после себя оставляет все эти камни разных размеров, раскиданные во всех направлениях.

Индия. Ганготри - Гомукх

Не могу сказать, что с момента моего прибытия в Боджбасу я испытывал бы какую то радость от происходящего. Наоборот, я вообще постоянно задавал себе вопрос, «какого» я тут делаю, и что я тут ищу? Это был не первый раз, когда моё ожидание чуда меня подводило. Но, всё же я смог совладать с собой, и переключиться с мыслей о разочаровании на принятие происходящего. И, чудо явило себя, сквозь пелену разочарования. Конечно всё зависит от того, что вы понимаете под чудом. Лично для меня, чудо уже то, например, что из семени вырастает дерево, с ветками, листьями и цветами, из которых в свою очередь произрастают плоды в которых находятся семена, точно такие же из которых выросло это дерево. Так же в этот разряд «моих чудес» можно отнести синхронность происходящего, которую можно проще всего описать как, “если подумал о чем то, и в считанные часы это, что то себя проявило во внешнем мире”

Чем дальше продвигаешься в сторону ледника, тем стены гор, по бокам долины, становятся всё более мрачными, какими то совсем не уютными, и всё больше появляется ощущение какой то нереальности происходящего, возникает чувство, что ты перешел некую границу, и оказался за гранью реального мира. И чем ближе ты продвигаешься к леднику тем сильнее становится это чувство. Облака ползут снизу вверх стелясь над самой рекой, обгоняя тебя и периодически ты проходишь сквозь них как через пелену тумана. Апофеозом нереальности происходящего, для меня стала большая поляна на пути, которая является геомагнитной зоной, “местом силы”. Но к сожалению, сила эта оказывала негативное воздействие на меня, и единственное чего хотелось, как можно скорее покинуть это место, которое я окрестил «долиной смерти».

Индия, треккинг к истоку Ганги

Но на этом «мистика места» не закончилась. Сам ледник виден уже из далека, по началу видна только его верхняя часть, которая ползёт дальше вверх по всё сужающемуся ущелью. Но, чем выше ты взбираешься по каменным тропам, от «долины смерти», тем всё больше проявляется внешняя стена ледника, непосредственный источник Матушки Ганги. И вот ты стоишь на одном из холмов, образованном валунами, а перед тобой на расстоянии каких то 250 метров виднеется гималайская святыня, которая манит к себе паломников уже не одну сотню лет. Чувства которые при этом тебя наполняют лучше всего описать как восхищение.

Индия, треккинг на Гомукх

Но нужно идти дальше, на встречу. Дорога становится всё трудней и опасней, и последние сто метров пути к самому Леднику не имеют уже ни какой тропы вообще, а представляют собой сплошное нагромождение камней округлой формы разной величины, по бокам глубокого русла быстрой, ревущей реки. Вобщем то, это уже чистейшая авантюра и это на самом деле опасно. Всё тут уже зависит от милости Шивы и только, потому что ты идёшь в доль самой воды, скача с камня на камень, а над тобой нависают стеной, огромных размеров, каменные глыбы непонятным образом держащиеся друг за друга, готовые съехать вниз в любой момент...

трекинг на Гомукх, к истоку Ганги

Сам водный поток так же представляется совсем не безопасным, так как он ледяной, глубокий, несущейся с очень большой скоростью, и с интервалом в 2-3 минуты по этому ревущему потоку проносятся огромные глыбы льда.

Но что то тянет тебя всё ближе и ближе к леднику. И этих, тянущих тебя вперёд, факторов как минимум два. Первый, это осознание того, что это место нереальное, хотя бы по сравнению с тем где находится твой дом, а второе это понимание того, что врядли ты ещё когда сюда попадёшь, и если сдаться вот так, не дойдя каких то сто метров, то потом ты себе этого никогда не простишь. И всё же, я был вынужден остановиться метрах в 25. Остановился я из за какого то сильного страха того, что если я пойду дальше то со мной случится, что то плохое. Выбрав для стоянки подходящий камень, я расположился на нём. Уж не знаю, было ли это самовнушением, но встав напротив ледника, и глядя на него я испытал сильное, ощущение «родных крайов», чувство как будто я оказался на финском заливе осенью.
Холодное дыхание ледника очень сильно, и чем дольше ты там стоишь, тем больше понимаешь, что ты находишься буквально в морозильнике. Но самое удивительное было не ощущение того, что ты очутился на родных берегах, а то, что там у меня прошли все симптомы горной болезни и вообще какие либо недомогания. Я в буквальном смысле слова, стоял там и «трезвел»...

Так как с погодой нам не очень то повезло, ледник почти всё время был окутан клубящимися облаками. Но в те моменты когда солнцу удавалось пробиться сквозь тучи-облака, и оно выхватывало отдельные участки ледяного массива, становилось видно, что лёд имеет фантастический синий цвет, прям таки ультрамариновый. Это очень диссонировало с тем, что весь ледник покрыт каменным ломом, пылью и грязью, и вобщем то имеет совершенно неприглядный вид. В пору было вспомнить поговорку, о встрече по одёжке, т тп.

Помедитировав на Гомук примерно с пол часа, мы двинулись в обратный путь. Который прошел незаметно.
День был на столько перенасыщен впечатлениями и переживаниями, что ни о каком возвращении в Ганготри речи быть не могло, и мы остались ещё на одну ночь в ашраме Лал бабы.

Гималаи. треккинг на Гомукх

Отоспавшись, позавтракав турецким горохом, лепешками и чаем, мы запаслись водой, которая отдавала то ли керосином, то ли ещё чем то, мы отправились в обратный путь.
Обратная дорога казалась совсем уж лёкгой, и простой. С каждым часом солнце припекало всё сильней, и вскоре от утреннего холодка не осталось и следа. Сделав небольшой привал у ручейка в тени берёзок, что бы снять тёплые вещи мы, за одно, напились воды из ручья и отправились в дальнейший путь, в сторону цивилизации, всё дальше и дальше позади оставались эти волшебные места.

Гималаи. Индия

Незаметно тропа довела и до пропускного пункта, где у нас всё же проверили пермиты, как мы не пытались улизнуть. И нам пришлось порядка двадцати минут спорить и ругаться с «контролерами» на тему того, что мы не собираемся платить за дополнительную ночь проведенную в Национальном парке Ганготри. Оказалось, что пермиты действительны только сутки, а дополнительные дни проведенные в заповеднике оплачиваются отдельно. Эти новости были расценены с нашей стороны как попытки вымогательства.

Поняв, что спорить с нами бесполезно сотрудник швырнул мне в лицо наш пропуск и мы со спокойной душой, и чувством выполненного долга пошли дальше по направлению к Ганготори.

Июнь 2013

Andrey Abramov

Да, точно, ужасно хотелось

Да, точно, ужасно хотелось оба раза подойти к пещере вплотную, заглянуть в ледник прям. Не дали мне...

Фото такие туманно-дождевые, даже странно, у меня последний треккинг был в ослепительно яркую погоду, и таким мне исток Ганги и запомнился.
А каменное плато перед Гомукхом.... имхо оно какое-то мистическое, я просто подвисла на нем, действительно нереальные там ощущения и место наверное тоже не простое. А вот во второй треккинг Ганга изменила русло и его вообще не было, в Гималаях рельеф меняется быстро... один оползень или разлив - и ты уже не узнаешь место в котором был

А вообще очень странно что пермит на 1 день, за 1 день 24 км вверх, из которых даже при хорошем раскладе часть - камнеломка, и потом вниз - это для очень крутых ребят

Пермит на сутки, да : ) И это

Andreich аватар

Пермит на сутки, да : ) И это откровенный развод. Но, большинство индусов так и ходят, ночуют в Бб. утром выходят на Гомукх, а оттуда сразу обратно.

Но до Бхуджбасы надо все таки

Но до Бхуджбасы надо все таки дойти от Ганготри, а это 19 км с набором высоты более 1 км. Так что в один день... гм...
Я когда ходила во второй раз мы с Настькой дошли до Бхуджбасы часам к 3-4, не торопяся. Утром я сходила на Гомукх, вернулась в обед и мы на закате уже подходили к Ганготри, так что 2 дня в принципе реально, но не 1 ведь!
48 км треккинга за 1 день это очь круто! я в первом треккинге видела 3 мужиков, один был стар, которым это было как мне покурить, правда, таких я видела только однажды, там, они как бы не совсем шли... люди в черном были, однако :)

Когда я пришел к Гомукху в

Borf аватар

Когда я пришел к Гомукху в первый раз, вода вырывалась в основном двумя потоками - из небольшой пещеры у левого берега и просто из-под стены льда у правого. Я подошел вплотную, оперся левой рукой о ледяную стену, а правую сунул под лед, навстречу воде. Ощущения были какие-то жутковатые, вдруг появилось четкое ощущение того, что я делаю что-то не то. Потому я быстро выдернул руку и отошел метров на 10 на галечную косу.
Здесь я, не особо о чем-то задумываясь, быстро снял с себя всю одежду (благо был я там в совершенном одиночестве), сделал пару шагов от берега и окунулся с головой. Когда я выскочил на берег, из меня сам собою исторгся совершенно дикий вопль. Это было непередаваемо! Пожалуй, это было одно из самых сильных переживаний в моей жизни.

Офигеть! Смело. Я же, встал

Andreich аватар

Офигеть! Смело. Я же, встал как вкопанный, метрах в 30 наверное, и дальше идти мне было просто страшно.

Мне тоже очень хотелось, но

Мне тоже очень хотелось, но не пустили в первые раз попутчик с гидом, а во второй был такой ветер, что не пройти по камням было низя, сдувало. А вот в ледяную воду я залезть так и не смогла даже на чуток, тока умыться и хватило.
Потрогать ледник с фасада.... круто! Круче, только сами Гималаи :) Ощущения наверное... энергетика там вообще бешеная...

А во второй раз я посмотрел

Borf аватар

А во второй раз я посмотрел на ледник сверху, увидел трещины недалеко от края и понял, что многотонный пласт льда может рухнуть вниз в любую секунду (что и происходит там постоянно - внизу всегда валяются огромные куски льда). Т.е. ледник не стаивает, а скалывается кусками.
И потом, когда уже спустился вниз, подошел к фасаду буквально на минутку - казалось, что пласт рухнет прямо сейчас))

И еще насчет рождения

Borf аватар

И еще насчет рождения Багирати в леднике. Это правда лишь отчасти. Когда поднимаешься
на ледник, то за скальным выступом видна речка, которая ныряет под лед. На глаз я определил, что расход воды в ней составляет примерно 2/3 от расхода Багирати, вытекающей из-под ледника. Уверен, что повыше есть наверняка и еще приток, может, и не один. Так что талая ледниковая вода составляет совсем небольшую часть Багирати. Так что рождение Ганги из ледовой пещеры - это красиво, но...
Но энергетика в этом месте действительно сумасшедшая!!!

По Таповану, высокогорной

По Таповану, высокогорной долине справа от Гомукха течет река, образующаяся из ручьев с Шивалинга и Меру, рядом с Меру кстати есть ледниковое озеро, красивое очень, Андрей давно его фото выкладывал.И на самом леднике я озерца видела сверху. С Нанданвана, который слева со стороны гряды Бхагиратхи наверняка тоже есть...
Но Гомукх - это всего лишь "пасть коровы", сам то ледник Ганготри был 24 км площадью, сейчас не знаю сколько, и речек и ручьев в него с окрестных гор стекает много.

Я сейчас в ожидании встречи с

Я сейчас в ожидании встречи с красотами Гималаев. Окажусь там в начале октября. Поэтому читаю ваши заметки с большим интересом .Знаю, что горы очень переменчивы в плане погоды. Что взять с собой из вещей? Нужен ли спальник?

Погода в горах действительно

Погода в горах действительно непредсказуема, а вот спальник лучше брать в любое путешествие, не так уж спальники дороги и тяжелы, что бы жертвовать собственной чистой постелью, ну кроме совсем уж жарких стран типа ЮВА, обзор спальников для путешествия по Индии см. https://indonet.ru/b...
Рекомендуемый список вещей в Индию см. в путеводителе https://indonet.ru/n...
Кстати один из наших авторов тоже в октябре в Гималаях, может вам по пути? см. объявление https://indonet.ru/p...

В это время будет холодно, а

В это время будет холодно, а по ночам в не отапливаемых помещениях очень холодно. Так что тёплые вещи и куртка обязательны.

Андрей, про "в это время"...

Андрей, про "в это время"... имхо оговорка лишняя, я была в первый раз на этом трекинге в августе, ночная температура в Бходжбасе была кажется 6 градусов, что примерно по ощущениям было как -5 в москве... высота + влажность = холодно всегда, если солнца нет :)

Соглашаюсь, соглашаюсь : ) Я

Соглашаюсь, соглашаюсь : ) Я был в июне, и в Боджбасе ночевал в одежде, термо белье и под жуткими ватными одеялами ашрама.