Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Из Сибири в Индию - 3. Джайпур

Джайпур.
А поезд бежит по рельсам, за окном Индия проплывает, преимущественно поля, всё распахано, посеено и колосится. Среди полей мелькают жилища крестьян и что удивило по первости это небольшие храмы между полей, ухоженные, очень часто мелькают и ещё видно на полях местами большие, метров по десять лингамы возведены, символ плодородия, заботливо выкрашенные в телесный цвет. Значит очень важно крестьянам поклоняться своим богам если они столько времени уделяют своим семейным храмам и выполняют полевые работы. Рано утром мы ещё в поезде едим, только рассвет затевается а крестьяне уже потянулись на поля, женщины одеты ярко, прямо как цветы в полях светятся.
К восьми утра прибываем в Джайпур, нас встречают, садимся в машину и в отель устраиваться, потом экскурсии по городу, город старинный, много чего есть посмотреть.
Устроились в отель, немного отдохнули и вперёд, в город, на экскурсии.
Второй раз в Джайпуре а всего всё равно не увидеть, говорят что он 58 км в диаметре, что очень даже может быть. В Индии, по крайней мере в северной населённые пункты слиты в какие то большие конгломераты, мне кажется, т.к. едешь на машине, а указатели дорожные европейского вида в основном на больших автомагистралях, а на старых дорогах или маленькие или их нет. Только что ехали по одному городу, а оказывается уже едем по другому и разрывов между ними не было.

Едем в новый храм посвящённый богине Лакшми, очень красивый храм с одним недостатком- не разрешают фотографировать, только из далека но здесь ничего не поделать, храм частный и хозяин устанавливает свои порядки. Храм ещё в стадии завершения строительства, но внутрь уже пускают. Он сделан и белого мрамора в индусском стиле, отделка- резьба по камню а снаружи, на стенах храма вырезаны изображения разных богов, святых и ещё кого то, есть изображение Христа, Будды, Заротустры и т.д. Сфотографировать не удалось, хотя попытки с моей стороны предпринимались но охрана- полицейские вежливо но настойчиво напоминают о запрете а на индийцев свистят в свисток и кричат грозно.
При храме есть семейный музей, вход бесплатный и мы решили зайти в него. Оказывается хозяева храма и музея очень знатная и известная семья, на фотографиях изображены члены семьи вместе с Индирой Ганди, Хрущовым, маршалом Жуковым, членами английской королевской семьи и т.д. Выходим оттуда и теперь нам понятно почему здесь охрана полицейские, и всё же я не удержался и пока они отвлеклись на индийцев сделал несколько фотографий на память.
После осмотра храма идём смотреть другие, уже старинные храмы Ганеше.
Потом нас везут на какую то мелу (фестиваль, ярмарка) чему то посвящённую, в Индии какие то праздники, спрашивать бесполезно, коротко отвечают и всё, вроде как само собой разумеется. На этой самой меле интересно, конечно и торговля тут но как то по спокойней что ли. И по моему мнению торгуют не только торговцы но и сами мастеровые, потому что цены умеренные и прилипчивости продавцов нет, артисты пляшут и поют, музыка кругом и очень много народа. Покупаем сувениры и на выход, пока доберёмся до отеля будет девять вечера и вот так допоздна каждый день, утомительное дело однако.

Да ещё жара, теперь уже настоящая! Даже в самой лёгкой одежде плавимся как снежинки на руке. Вспоминаем опыт телеведущего Кожухова, он в каждой стране одевается в национальные одежды этой страны и мы это оценили в полной мере, когда сами заказали портному себе одежды из местных материалов и местного фасона т.к. готового на нас не нашлось, мелковат по сравнению с нами индийский народ, да не обидятся они на меня за эти слова. Я вам честно скажу что в индийской одежде гораздо легче переносится жара и я её больше не снимал до конца путешествия, только оденешь нашу рубашку самую летнюю из льна, сразу же плавишься. А ещё головной убор обязательно надо носить не снимать, в полдень даже индийцам жарко, водичку пьют, потеют, что же про нас сибиряков то говорить.
Мы тоже на водичку бутилированную налегаем, две бутылки всегда с собой в рюкзачке катаются. По опыту уже знаем что на жаре нельзя пить воду из холодильника, заболит горло а это никому не надо.

На следующий день едем в Амбер палас но не сразу, сначала решили покататься на слонах, их вокруг Амбера много, всё организовано, маршрут чётко установлен, такса для туристов- 450 рупий с носа, да ещё слону Боби на котором ездили 100 рупий на обед в качестве компенсации, наказано погонщику строго, Боби слышал а они говорят существа памятливые.
Ощущение езды на слоне- лично мне не понравилось, да ещё коробейники прилипчивые до не возможности , сначала бежит рядом и кричит «РУС купи» и откуда только узнают, цена за 3 сандаловые резные фигурки слонов 1000 рупий, через минуту-800, даю ему отказ на всех языках которые знаю, всё равно бежит рядом, цена уже 500, но я уже злой и готов послать его по-русски да что то сдерживает, он бросает пакетик со слониками прямо на верх, я сбрасываю его вниз на асфальт. Так и бежит рядом весь этот километр пути снижает цену ещё ниже но меня уже достала эта сверх назойливость. Сходим со слона и идём пешком в Амбер палас тоже с километр, коробейник идёт рядом и всё снижает цену, его тоже видать заусило , идёт с полкилометра и тут я останавливаюсь гляжу ему в глаза, до него доходит без слов что так можно и по башке получить и он отстаёт, а отдавал уже за 100 рупий. Но здесь дело принципа, нет значит нет! Правда этот парень был единственный такой настырный, если хочешь отказать то не надо качать головой как это делаем мы, как раз у них этот жест согласия, одобрения а надо повести рукой в сторону, ладонью наружу и вот этот жест они чётко понимают, это я пронаблюдал как индийцы отказывают своим, проверил, работает.
А мы тем временем топаем по жаре по пологому подъёму в Амбер, подъём пологий и без ступенек потому что это дорога для слонов, по ней раджа выезд в город или на войну делал. Говорят что слоны не любят переступать через что либо.

Дворец находится на вершине горы и возвышается над городом как и полагалось дворцам королей. А дворцов королевских в городе несколько, есть даже водный посреди озера но туда по моему не пускают туристов, ведь королевская семья живёт в этих дворцах или пускают только в определённую их часть. Что же интересного во дворце? Он большой и очень похож на крепость, а настоящая крепость Амбер форт расположен ещё выше на горе метров так 500-600 будет. Между ними под землёй есть проход тайный и якобы раджи не раз им пользовались в случае не предвиденной опасности, переходили всем своим большим семейством наверх и там пережидали невзгоды.
В Амбер паласе просторно, есть место где раджа вёл дела с чиновниками и простым народом –дарбар называется, красивое тенистое место из красного песчанника. Но больше конечно комнат для 12 любимых жён и еще сотни номинальных жён и наложниц. Как же он управлялся с таким большим общежитием? Каждая любимая жена имела собственные небольшие покои, прислугу и привилегии, все эти покои соединены проходами напоминающие тоннели и ходить по ним разрешалось только радже, причём только в определённом направлении к примеру с права на лево и ни в коем случае наоборот и вот почему, тоннели узкие, темнеет рано, освещение через небольшие оконца, видимость внутри плохая. А в этих тоннелях есть сбоку небольшие ниши в которых стоят тайные стражники, берегут честь раджи, ежели кто захочет пройти по этим тоннелям в женские покои и пойдёт не так как надо, сразу и без разбора удар клинком (тайгер называется, раздвигающиеся клинки) на смерть. Как правильно ходить знал только раджа и куда пошёл он и где сегодня ночует, у какой жены тоже никому не ведомо. А что же другие сто жён? Говорят что недостаток мужского внимания всем раджа восполнял дорогими подарками, устраивал им различные развлечения там даже есть зеркальные танцевальные залы, зеркалами маленькими типа мозаики отделаны потолки и стены, танцевали в темноте с зажжёнными светильниками очень красиво наверно. Есть даже посреди двора женской половины просторная беседка на которой по определённому времени жёны выясняли между собой отношения , раджа думаю в этот момент был где то в сторонке, на верху а то ведь не посмотрят что раджа, намнут бока. Охраняли это общежитие евнухи, много евнухов, все с кинжалами т.к. желающих посмотреть на красивых женщин собранных со всего Раджастана и не только было много. Лазили даже по крепостным стенам а там высоко и даже если не сорвались со стены, то умирали от преданных радже евнухов.

Что ещё примечательно во дворце так это система кондиционирования воздуха за счёт его естественного движения , охлаждения во внутренних прохладных проходах, сбор дождевой воды, она тоже участвует в охлаждении воздуха и никакого тебе электричества.

Амбер форт это большой оборонительный комплекс и огорожен многокилометровой стеной по типу китайской стены построенной по горам и замыкается в круг, это первая линия обороны. Внутри крепости есть водоёмы для сбора дождевой воды, наподобие озера, на случай долгой осады.
Но думаю хватит про крепости, поехали вниз, там тоже есть что посмотреть. А внизу, в городе на центральной улице расположился Дворец Ветров, это тоже из разряда развлечений для жён построенный что бы они могли смотреть парады, шествия и другие праздники проходящие по центральной улице Джайпура и при этом никто не мог видеть их лица. Построен он из розового песчанника с узорными кренделями и с улицы смотрится очень даже ничего, а внутри так себе, стоячая трибуна. Метрах в 400 от этого дворца есть ещё один дворец где они раньше жили, там и сейчас резиденция действующего раджи. Потом поехали осматривать часть этого дворца, на нём поднято два флага, значит раджа во дворце но посетителей пускают. Всё конечно красиво, величественно но больше всего удивил не дворец а древние и современные выездные экипажи, когда мы их осматривали гид обратил наше внимание на современные легковые автомобили на которых ездит раджа – все индийского производства и ни одного Ройлс-Ройса, мерседеса или чего ни будь в этом роде. А ведь не бедный раджа, мог бы и купить но в Индии говорят национальная идея использовать только то что сделано в Индии, если сами не могут изобрести то покупают лицензию, сами производят, сами покупают, ездят, смотрят и т.д.
Думаю что вот это и называется патриотизмом. Приходилось наблюдать как индийцы строят чего ни будь, к примеру бетон таскают или другие стройматериалы на себе, как муравьи цепочкой несут и тут возникает мысль неужто подрядчик не может заказать кран или бетононасос? Думаю что не так уж и дорого это было бы. Потом приходит понимание что вот это наверно и есть социальное партнёрство в обществе, ведь нанимая сегодня работников работодатель обеспечивает сегодня их семьям пропитание, оплату каких то услуг, уплату ими налогов и т.д. а не кладёт всю прибавочную стоимость себе в карман и в обществе более спокойно и капиталист с какой то прибылью.

Еще про Джайпур

Время путешествия: 
октябрь 2010 г
Автор и\или источник публикации: 

автором являюсь я

Хава махал, Джайпур Слоны и туристы. Амбер Храм Лакшми в Джайпуре Вид на Джайпур Горный храм Ханумана.Джайпур  Павлин-мавлин


Комментариев : 1

Амбер мне тоже

achadidi аватар

Амбер мне тоже понравился, вообще система проходов, лесенок и корридоров, по которым ветерок гуляяет даже в самую жару очень интересна и не характерна для других частей Индии.
А вот Джайгарх, так зовется форт в Амбере, что-то не произвел впечатления.

Жаль что вы не попали в Пушкар на мелу, там не только поют и танцуют, там еще и жители деревень Раджастана собираются, в праздничных нарядах с семьями, имхо самое интересное.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
медитац_я: