Непал: Нагаркот, горняшка и Чангу Нараян

Нагаркот – этот горный курорт в Непале сильно напоминает сибирские леса, которые будто переместились в горную местность. Местами, между верхушками хвойных деревьев, можно увидеть белоснежные горные пики, взмывающие вверх откуда-то из облаков. Несмотря на всю живописность пейзажа и чем-то родную природу, Нагаркот дался некоторым из нас малой кровью.

«Рано утром, на рассвете»… постучала Ане в номер, телефон ее «умер» после Шанти ступы, потому будильником была я. Сборы были быстрые, я встретилась со своими попутчиками в холле отеля, и мы, недолго думая, поймали такси и отправились навстречу свежему хвойному воздуху.

Таксист оказался до ужаса приставучий – почувствовав запах денег, он предлагал отвезти нас во все уже посещенные нами места, и категорически не понимал вежливого отказа. В итоге, он довел Аню до того, что она, разражено, предложила ему заткнуться и дальше ехать молча. На некоторое время это угомонило навязчивого таксиста.

Дорога в Нагаркот пролегает по горному серпантину, местами довольно опасному аварийными участками. Могу назвать эту дорогу одной из худших, по которым мне приходилось ездить – 9 из 10 баллов. Горный серпантин оказался извилист настолько, что нас мотало из стороны в сторону, когда мы входили в каждый поворот, вывернутый каким-то неимоверно хитрым образом и под таким углом, который может проехать только очень опытный водитель.

Дорога великолепна до умопомрачения, горный пропитанный хвоей воздух, наполняющий легкие, будто нектар, ассоциируется с Алтаем, но никак не с Непалом. Появившееся ощущение нахождения дома, в родных Сибирских угодьях – не покидает. Периодически, меж ветвей мелькает знаменитая стена Гималаев, присутствие которой слегка смущает и одновременно дает понять, что край родной довольно далеко отсюда. Кроме того, чем выше подъем, тем ниже опускаются облака, оказываясь вдруг где-то внизу. Если в этот момент выйти из машины, создается впечатление, что находишься на вершине мира – на взмывшем вверх горном пике, который оставил свое подножие где-то далеко внизу и которого не видно из-за обилия густых облаков.

Не смотря, на всю эту радость, чем выше мы поднимались, тем хуже мне становилось. Сначала я думала, что виной всему хитрые зигзаги дороги, что меня просто укачало, чего обычно не бывает, когда я сижу на переднем сиденье. Оказалось, что самочувствие подвело не только меня, но и Мистера Икс, ему тоже стало дискомфортно.

Мы поняли, что приехали в Нагаркот, когда увидели что-то вроде местного автовокзала – множество автобусов в одном месте, в некоторых сидели люди в военной форме. Дальше появились домики, лавчонки, начавшиеся открываться, вывески гостиниц, кафе и, спешащие на уроки, школьники. Мистер Икс попросил таксиста остановить машину возле туристического центра, который он нашел на оффлайновой карте, и мы, наконец, вышли из машины.

Туристический центр был закрыт, об этом гласила табличка с часами работы на дверях. Мы прибыли слишком рано. Возле центра расположилось здание, которое по нашим меркам, является столовой, в нем находится туалет для туристов, о чем гласит вывеска на здании. Собственно, на территории возле этого здания свой лагерь раскинула общественная организация «Зеленые солдаты», прибывшие из Новой Зеландии. К ним выстроилась целая очередь на бесплатный массаж, в основном это были пожилые люди, инвалиды, дети с отклонениями в развитии. Проходящие мимо туристы тоже хотели было пройти «процедуру», но это удовольствие оказалось исключительно для местных.

Рядом с забором, огораживающим территорию занятую «Зелеными солдатами», расположен огромный информационный транспарант. На нем можно найти всю интересующую информацию о Нагаркоте: карта местности, дорога к смотровой площадке, маршруты треков, местоположение отелей, больниц, туалетов, и многое другое.

Покрутившись возле карты, Аня решила пойти на смотровую площадку. Посмотрев на меня, она сказала, что лицо мое желто-зеленого цвета. Все признаки горняшки – идти я была не в состоянии. Мистер Икс, как оказалось, мучился не меньше моего, хотя цвет лица у него был более нормальный, нежели у меня. Аня была единственной из нас троих, кто хорошо себя чувствовал. Оставив нас приходить в себя, она направилась на поиски смотровой площадки, дабы узреть заснеженные горные вершины, а мы расположились в такси.

Карта Мистера Икс показывала высоту 2200 метров. Горняшка, как известно, может начаться после 2000. Коротко обсудив этот факт, оставалось его принять, ибо других предположений не было. Постепенно, Мистер Икс уснул, а мне пришло в голову, что прогулка, возможно, поможет улучшить самочувствие. Я направилась прямо по курсу – вверх. Миновав отели, магазины, школу и прочие признаки цивилизации, я снова оказалась среди хвойных деревьев и, как ни странно, мне действительно стало лучше. Почувствовав прилив сил и нормализовавшееся состояние организма, я подумала о том, чтобы тоже «метнуться» на смотровую площадку, которая находилась в другой стороне. По моим расчетам, я должна была на своем пути встретить Аню, когда она будет возвращаться оттуда. Стоило мне вернуться к туристическому центру к заветной карте, как симптомы горняшки снова нарушили состояние моего организма, идти куда-либо было не реально.

Чтобы скоротать время, я, шатаясь, добралась до автовокзала, потом до небольшого пустыря, на котором что-то должно было строиться, и вернулась к такси. Мистер Икс к тому времени проснулся, мы некоторое время наблюдали за «Зелеными солдатами», отвечали на вопросы любопытных местных и обсуждали дальнейшие действия. Стало ясно, что высота «не наша», поэтому надо уезжать. Остановились на том, что поедем обратно, а по дороге заберем Аню. С нашего приезда прошло 2 часа, но лучше нам не становилось, а отравиться мы не могли, так как не ели одинаковой пищи.

Только мы собрались садиться в такси, как к нам подошла Аня. Мы изложили ситуацию, и она согласилась ехать назад, видя, что нам настолько плохо. Следовало ожидать того, что как только мы окажемся внизу, самочувствие наше – мое и Мистера Икс – улучшится. Поскольку так и случилось, я предложила заехать в Чангу Нараян, никто не был против.

Храмовый комплекс Чангу Нараян, изначально, привлек мое внимание тем, что входит в список мирового наследия ЮНЕСКО. По приезду на место, оказалось, что на этом достоинства Чангу только начинаются…

Мы вышли из такси и направились в сторону ворот. Купили билеты на входе, нам махнули куда-то вдаль, показывая направление, хотя дорога тут была только одна. Дорога к храму выложена каменными плитами, она представляет собой короткие, в несколько ступеней, лестничные пролеты, расположенные на небольшом друг от друга расстоянии. По обеим сторонам дороги – 3-4 этажные дома, построенные из красного кирпича. Первые этажи каждого дома занимают сувенирные лавки, в которых есть все от одежды до любых хенд-мейд изделий. В одном из таких домов находится местный музей, который, правда, мы впоследствии проигнорировали из-за обуявшего нас голода.

На территорию комплекса нужно подняться по лестнице, пройти через арку, на выходе из которой замирает все внутри и одновременно начинается восторженный трепет – перед глазами, во всем великолепии, предстает ОН, ослепляя золотым блеском. Двухъярусный храм украшен резьбой, на балках поддерживающих крышу можно увидеть десятую реинкарнацию Вишну и других божеств. Статуи животных с четырех сторон возле каждого входа: грифоны, львы, слоны и мифические звери, название которых я не знаю. В цветовой гамме храма преобладают красный и золотой. Разглядывая его в мельчайших деталях, вспоминается история том, что это место когда-то (а именно в 3 веке до н.э.) было магаполисом, а храм, по легенде стоял в его центре. Кстати, город в те времена назывался Чампапур Маханагар, и в нем было не менее 700 домов.

Другие достопримечательности комплекса:

- колонна с письменами на санскрите, датируемая 464 г. н.э., является самой старой из найденных в Катманду;

- гаруда ярого последователя Вишну;

- статуи короля Малла и его супруги;

- гаруда Нараян, 7 век н.э.;

- Шридхар Винну, 9 век н.э., изображение Вишну и Лакшми;

- скульптура многорукого Вишну, в ногах которого сидит Лакшми, 16 век н.э.;

- храм Чхиннамаста, посвящен Шакти, является одним из старейших в комплексе, крыша его будто вылита из золота (хотя я в этом сомневаюсь);

- Вишворуп – вырезанный в камне Вишну, находящийся в центре композиции, в целом же стела представляет собой изображение всех трех миров, 7 век н.э.;

- Вишну Викрант, 7 век н.э., скульптура передает содержанием мифа о Вишну и его возлюбленной Бали;

- Нарасимха, 7 век н.э., Вишну, изображенный полульвом-получеловеком убивает демона;

- Кайлешвор – традиционный двухъярусный храм с эротической резьбой.

Это далеко не все достопримечательности комплекса, есть и другие храмы, посвященные отдельным богам, есть и музей под открытым небом, за вход туда нужно платить отдельно, есть и старинный каменный водопровод и многое другое. Кроме того, мы оказались в храме тогда, когда молодой служитель делали свою работу – в одной руке у него был кувшин с водой, в другой – поднос с рисом.

- Прасад? – спрашиваю, показывая глазами на рис.

- Да, - кивает он и улыбается.

Чангу Нараян нужно увидеть, рассказать о том, что там есть можно, передать ощущения от увиденного… лучше их пережить, зарядившись энергетикой этого удивительного места.

Вечер, хоть был и банальным, зато веселым, мы с Аней гуляли по Тамелю в поисках подарков, которые купили не всем, болтали и ловили впечатления последних деньков в Непале.

осень, 2013

nessa-05

Несса, я конечно не

Несса, я конечно не специалист, но горная болезнь на высотах менее 2500 метров вроде как не бывает, тем более вы приехали не с побережья, то есть с 0, а из Катманду, если я правильно понимаю? Долина Катманду лежит на высоте около 1500 метров и выше.
К тому же горняшка не мигрень, она в одночасье не появляется, она развивается несколько часов...
Так что судя по всему причина вашего недомогания была совершенно другой....
Возможно Вишну вас хотел притянуть...

Я была в Чангу 2 раза и вот никаких особых впечатлений не оставил, вообще никаких, а у вас... такие слова, которые могут заинтересовать других людей... Имхо, часто Боги используют нас и для этого тоже.
Десятого аватара Вишну, грядущего, зовут Калки. А вот про гаруду я в контексте не поняла. Если вы не знаете - гаруда - это птичка-вахана, то есть транспортное средство Вишну в иконографии, а Нараяна - одно из имен Вишну, а Нарасимха - еще один его аватар...

Вот ведь вы счастливица, увидели Гималаи из Нагаркота во всей красе, а ведь это собственно говоря единственная его достопримечательность. Я вот в Нагаркоте дня 2 или 3 провела, на рассвете просыпалась что бы увидеть гряду, но все почти тонуло в туманах...У вас замечательные фото получились, спасибо, что поделились! Если еще 1 подобная осталась может выложите в галерею?
Да, кстати, в котором часу они примерно были сделаны?

у нас под рукой был интернет,

у нас под рукой был интернет, мы там и прочли, что горняшка может начаться на 2000 метров. ну не могут у двух людей одновременно быть такие симптомы. симптомы описывать не буду, думаю, сами знаете. допустим нас укачало, но как тогда объяснить улучшение состояния при подъеме и его ухудшение при возвращении к турист. центру? у нас не было других вариантов.

про гаруду знаю, но не совсем поняла сама на месте, возможно непальцы мне не совсем верную информацию выдали, что касается основных достопримечательностей, то у многих просто есть названия. не могу на 100% утверждать соответствует ли названию, ибо не знаю тонкостей мифологии, но надеюсь, что мне непальцы не наврали )))

Аня, я не знаю, возможно, вы тут правы и Вишну нас хотел притянуть, но то, что я почувствовала выходя из арки к храму, когда он вдруг вот предстает во всей своей красе - это непередаваемо и второй раз такого, возможно, не будет. это сродни кульминационному моменту в каком-нибудь фильме, из разряда того, когда волей-неволей хочется остановить момент, чтобы подольше пережить его. в некоторые моменты способны вырваться возгласы удивления и восхищения - это один из таких. к тому же, энергетически это место оказалось довольно сильным, положительным, я покидала его полная сил и мне попутчица сказала, что у меня лицо порозовело. пробыли мы там долго, я там во всех заброшенных строениях побывала. правда лезть туда не рекомендую, доски прогнившие, опасно.

есть еще несколько фоток Гималай, хотя очень хотелось увидеть Эверест, жаль не получилось. вообще мы были там утром, примерно с 8 до 10, фото сделано в этот промежуток времени. у нас были другие планы на Нагаркот, но боги, видно решили по своему.

Несса, у горняшки бывают

Несса, у горняшки бывают самые разные симптомы: головная боль, рвота, бессонница и беспробудный сон, нарушение координации, отеки, эйфория, двигательная активность, ощущение вылезания глаз из орбит.... и по себе знаю и по знакомым, которых она мучила. Вообще принято считать, что горная болезнь протекает в 2 формах: мозговая и легочная.
Вот как раз при наборе высоты симптомы горной болезни усиливаются, а никак не наоборот.
И опять таки время... симптомы появляются только через несколько часов, когда в организме нарушается метаболизм, за час-2 даже на больших высотах и с большим набором высоты горная болезнь не проявится, поскольку организм будет пытаться адаптироваться и не потратит еще весь ресурс на это.
Что касается 2000 метров... не знаю, где вы это прочли, эта высота считается напротив очень благоприятной для здоровья. Это курортная зона, вы сами об этом писали, а курортами называют полезные для здоровья места, а не опасные. К тому же 2 км это не горы, а предгорья, так что ... :) не запугивайте туристов - в Нагаркоте горняшка не водится, как нельзя ее схватить на других курортах предгорьев Гималаев, а так же при кратковременном наборе высоты, например, при экскурсионной поездке на пару часов из Джошиматха (1500) в Аули (3000м) и даже из Манали (2000) на Ротанг (4500м), 2-3 часа относительно здоровый организм выдерживает.

Вот именно ваш восторг от Чангу Нараяна меня и навел на мысль, что вам надо было туда.
А еще очень возможно, что в районе туристического центра было нечто, что вы не могли переварить.

ну тогда мне остается только

ну тогда мне остается только гадать, что же это с нами было. по крайней мере те самые, перечисленные вами, негативные симптомы были, но у каждого из нас в своей степени. не знаю к чему можно отнести это недомогание, может стоит обозвать его тогда псевдо-горняшкой? других предположений не имею. разве что только это место относится к негативным. есть сильные места в различных точках земли, где людям становится хорошо, либо плохо. может это одно из таких.

остается только гадать :) С

остается только гадать :)
С другой стороны можно и не гадать, боги часто играют с людьми, но люди редко понимают эту игру. А иногда используют нас так как им нужно, и мы этого тоже часто не видим. может это конечно и странно звучит, но я вот так думаю, просто из опыта.
Имхо главное итог, вас выперли из нагркота и вы посетили чангу, который вам видимо надо было посетить ;)
и в результате все получили позитива: вы восхитились, вишну получил ваше вау, я с удовольствием прочла интересный рассказ, а для кого то он станет и полезным, кого то он зацепит, поедет и обретет в чангу нужный ему опыт....

самое интересное, что эти

самое интересное, что эти места оказались для меня абсолютно противоположны друг другу - одно оказало на меня - на самочувствие, здоровье - плохой эффект, а другое - энергетический подъем, море позитива и положительных эмоций. я вообще достаточно часто замечаю в своей жизни плюс и минус, чтобы что-то обрести нужно что-то потерять, чем-то пожертвовать.