Последний день. Катманду: дворец-музей Нараянити
Во дворец Нараянити я попала далеко не с первого раза. Это место, пожалуй, самое охраняемое из тех, что мне довелось увидеть в Непале. Даже местный парламент кажется более открытым и доступным, чем дворец-музей.
Последний день в Катманду хотелось провести с пользой и увидеть то, что еще не довелось посетить. В моем случае – музей Нараянити. У моих попутчиков были другие планы. Мистер Икс с самого утра куда-то исчез, а мы с Аней пошли завтракать в один из местных ресторанов, где она поделилась со мной своими планами на день грядущий. По ошибке Аня удалила часть фотографий и хотела отправиться в Пашупати, дабы восстановить «фото-пробел».
- Я приглашаю тебя в Пашупати, - выдала Аня.
- Я бы с удовольствием, но я оооочень хочу посетить дворец, - я извинилась и вежливо отказалась от приглашения.
После завтрака каждая из нас отправилась по своим делам. В такую рань дворец оказался закрыт, и я, от безделья, решила просто побродить вокруг Тамеля. Занесло меня, правда, абсолютно в противоположную сторону от изначально намеченного курса, но прогулка была довольно занятной, с высматриванием интересных деталей быта местных жителей.
Нараянити распахнул для посетителей свои врата ровно по расписанию, поэтому к моему возвращению «в точку А», народа в кассы было много. Я стояла, растерянно глядя на толпу и не понимая, где заканчиваются очереди и куда/за кем мне нужно встать. Мою растерянность увидел один из стражей - молодой парень в форме с забавным цветным пером на берете.
- Мадам, идите за мной, - обратился он ко мне.
Я просияла и просто почувствовала себя принцессой – страж шел впереди меня, через толпу, что-то говорил на непали, а толпа расступалась предо мной. Без очереди меня провели к кассе, я поблагодарила за помощь, и мой «провожатый», улыбнувшись, растворился в толпе посетителей. Я купила билет и, счастливая и довольная, пошла искать вход. Меня «тормознул» один из военных, охранявших территорию, сказал, что надо сдать рюкзак в камеру хранения, которую я даже не заметила. Пришлось вернуться.
Камера хранения доверия не внушает, поэтому рекомендую носить с собой маленький навесной замочек, которым можно скрепить замки на рюкзаке. У меня рюкзак всегда закрыт на такой замочек, а вот у американки, которая испуганно взирала на свой рюкзак, сотрудников камеры хранения и меня, рюкзак был на шнурках-затяжках.
- Я им не доверяю, - обратилась она ко мне, - у меня там камера.
- К сожалению, камеру брать нельзя, - посочувствовала я ей, сдавая свой рюкзак.
Фотоаппараты, видеокамеры и мобильные телефоны с камерами брать с собой нельзя. Недоверие вполне заслуженно, ибо камера хранения в музее представляет с собой обычные ячейки, которые ничем не закрываются. За свой фотик, не смотря на закрытый на замок рюкзак, я тоже волновалась.
Итак, я сдала рюкзак и пошла искать вход на основную дворцовую территорию. Пройти туда можно через металлодетекторы и ручной обыск, при котором забирают все жидкости, зажигалки и прочие опасные предметы. У меня в напузнике был «Деттол», но меня с ним пропустили, непалка, что меня досматривала, приложила палец к губам и сказала шепотом:
- Прячь и иди, только тихо, пока не видят.
Я и пошла.
Территория, на которой расположен дворец (с садами) довольно велика – 38 гектар, площадь самого дворца тоже не маленькая – порядка 41000 кв. футов. Дизайн дворца довольно современный – этакий неоклассицизм вкупе с пагодным стилем. К тому же, как выяснилось, автором проекта здания является американский архитектор.
На мой взгляд, внутреннее убранство дворца более шикарно и роскошно, нежели его фасад. В здании всего 52 комнаты, но только 19 открыты для публичного посещения. Каждая комната имеет название, будь то холл, столовая, спальня или кабинет.
Поднявшись по мраморным ступеням к входным дверям, начинаешь тихо «подбирать с пола челюсть» - двери художественно оформлены металлическими украшениями в форме зверей и птиц, отливающими золотым цветом, который просто ослепляет при той яркости, которую дарит солнце в этот день. От долгого разглядывания искусно выполненных деталей начинают болеть глаза. Называются ворота Гауришанкар гейт, высота их составляет 20 футов.
Стоит переступить порог здания, как на билет всем посетителям ставят штамп – повторно сюда не зайти.
Холл Каски – именно здесь оказывается всяк входящий, стоит ему переступить порог и войти внутрь здания. Этот огромный холл с чучелами тигров, стоящих на задних лапах, в другом конце комнаты, являлся местом встречи гостей – высокопоставленных чиновников, послов и прочих важных лиц. В другом конце холла расположена лестница, ведущая на верхние этажи, красная дорожка – ее неотъемлемый атрибут. Посреди холла «распласталась» шкура огромного белого медведя с разинутой пастью и стеклянными глазами.
Мьяджди – чайная комната, которая опять же использовалась для времяпрепровождения короля с высокопоставленными господами.
Парбат – именно в этой комнате главы государств, послы и прочие высокие гости ставили свою роспись при подписании важных документов.
Рукум – холл для ожидающих аудиенции.
Ролпа – комната для проведения встреч с главами различных государств. Коридор, ведущий от этого места в сторону комнаты под названием Байтади – фотогалерея, на стенах которой огромное количество снимков короля и королевы в компании президентов (королей, премьер-министров и т.п.) разных стран, из узнаваемых – Жак Ширак, Билл Клинтон, королева Великобритании.
Дайлекх – гостевая спальня для гостящих во дворце глав государств.
Байтади - спальня для их первых леди.
Ачам – спальня для других членов семьи, прибывших с визитом с главами государств.
Баджура – столовая.
Джумла – данная комната использовалась как комната отдыха до и после приема пищи. Для меня сей факт остался непонятен.
Горкха Байтхак – тронный зал размером 6х4х8 футов (длина, ширина, высота), в нем королевская семья проводила церемонии коронаций кронпринцев.
Долпа и Танахун – комнаты, расположенные радом с тронным залом, откуда можно было наблюдать проходящие в нем церемонии (в том числе через стекло). Первая комната была предназначена исключительно для членов королевской семьи, вторая – для прочих гостей.
Мугу – королевские частные коллекции хранились именно здесь.
Ламджунг – банкет-холл. Предназначение комнаты говорит само за себя.
Гулми – королевский кабинет.
Дхадинг – королевская комната отдыха.
Дханкута – спальня короля и королевы.
Дхануша – холл для проведения праздника тики, собственно тут и отмечали дасайн (дашеру).
Все доступные посетителям комнаты, если верить информации, которую сообщают сотрудники музея, представлены в том, состоянии, в котором они находились при жизни королевской семьи. Помимо чучел тигров и медвежьих шкур, можно увидеть чучела голов буйволов, львов, крокодилов и прочих животных, король был заядлым охотником. Для меня видеть такие вещи было неприятно, даже жутковато.
Стены дворца изобилуют прекрасно выполненными в полный рост портретами членов королевской династии, встречаются так же пейзажи и изображения божеств. Я не признала Лакшми и спросила у двух непалок-посетительниц, несущих за спиной своих детей, «кто это?». Удивителен тот факт, что они, не зная английского, поняли меня и спросили музейного служащего, который уже в свою очередь мне ответил на инглише.
Многие комнаты можно осмотреть, только заглянув в них, ибо ограждения ограничивают доступ. Зато в саду можно гулять сколько угодно, есть несколько лавочек, куда можно присесть. Сад охраняется военными, старающимися прятаться в тени деревьев. Помимо прекрасной флоры, здесь можно увидеть небольшой пруд, в котором плавают золотые рыбки, фонтаны, а так же табличками помечены места, где были найдены убитыми члены королевской семьи.
Шик и роскошь дворца-музея произвели на меня неизгладимое впечатление, посещение этого места заняло несколько часов. Пребывая в состоянии некой эйфории я вернулась в гостиницу, где наткнулась на Аню. Остаток дня мы гуляли и делились впечатлениями, а утром следующего дня встретились в холле отеля, ожидая такси.
Проблема непальских таксистов в том, что они не очень хорошо знают английский. Аня накануне вечером «поймала» таксиста, которого попросила отвезти нас в аэропорт этим утром и даже написала ему время. Знание инглиша у него было насколько плохим, что она сомневалась в том, что таксист все понял, но все же на это надеялась. Когда он так и не приехал, стало ясно, что надо искать такси (ага, в полпятого утра!). Возле отеля стояла машина с надписью «такси», водителя не было. Я, недолго думая, применила «русский способ» выявления водителя – попинала авто по колесам. На улицу выскочил хозяин гостиницы, оказалось авто принадлежит ему, и если бы он не вызвал по телефону водителя, неизвестно, как бы мы добрались до аэропорта. Мораль: о способах добраться в аэропорт надо думать заранее и, желательно, подумать запасные варианты, если основной сорвется.
nessa-05
Комментариев : 18
Ого, настоящий путеводитель
Ого, настоящий путеводитель по дворцу Нараянити! Как вам удается запоминать названия комнат только :)
Несса, а каковы часы работы и цена билета на вход в музей?
Жаль конечно, что фото запрещено... :(
цена на билет для белой
цена на билет для белой обезьяны - 500 рупий, для местных - 100, для местных студентов - 20, для китайцев и прочих представителей азии - 250.
работает музей зимой с 11 до 15, в другие сезоны - с 11 до 16 часов. билетные кассы работают на час короче. музей закрыт для посещений во вторник и среду, и, конечно, в праздники, когда все отдыхают. например, пока праздновали дасайн музей был закрыт для посетителей.
Аня, обычно я не расстаюсь с ручкой и блокнотом, все важное записываю. )) хотя в музее я ничего с собой не брала, ручку бы забрали, т.к. расценили бы как острый предмет.
в общем, от дворца пребывала я в восторге, эйфории и вообще мое сознание где-то парило в другом мире.
Несса, спасибо за
Несса, спасибо за дополнение!
Как приятно с вами общаться - куча полезной инфы, да еще и эмоции положительные, что всегда повышает настроение у читателя ;)
не за что )) всегда рада))
не за что )) всегда рада)) конечно, дворец, вызывает определенные ассоциации, которые берут корни в детстве, и представляла я себе совершенно все по другому, но в любом случае мое мнение - это место безусловно стоит посетить. непередаваемо ощущение, когда спускаешься по лестнице (по красной дорожке, кстати) в главный холл. чувствуешь себя так, будто попал в сказку. это чудесно и удивительно))))
Пожалуй... если в Катманду
Пожалуй... если в Катманду занесет, зайду.
В прошлый раз даже мысли не возникло, хотя тогда маоисты с красными флагами бесчинствовали, я даже не помню был ли открыт в 2009.
Жаль, вы не были в королевском Катманду, и вообще Непале. Вот сравниваю за 2004 (королевский) и 2009 (уже нет) Непал и.... В 2004 Катманду был сказочным, по нему можно было просто бродить, это было как медитация, ничего не хотелось больше делать, потом это ощущение прошло, стало суетно, много митингов, флагов и атмосфера чуда просто испарилась.
что-то медитационное есть в
что-то медитационное есть в Тамеле, у него совершенно особая энергетика. а последние ваш слова характеризуют сам город, именно поэтому он мне не очень понравился. зато когда попадала в Тамель, настроение сразу меня лось на глубокий ом ))
Я не только про Тамель, я
Я не только про Тамель, я вообще про Катманду, я обожала шляться по Тханити роад или от Четрапати чоук до Басантапура, заглядывая в переулки и закоулки :)
При всей моей любви к Бхактапуру и Патану с их изысканной архитектурой (я как вы наверное знаете фанат:) там вот такого как в дореволюционном Катманду не было и нет, там тоже хорошо, но по другому. Пожалуй такая атмосфера только в Киртипуре была еще, это такой крошечный город, а скорее даже деревня в долине Катманду.
О! Аня, я прекрасно понимаю
О! Аня, я прекрасно понимаю какого рода атмосферу вы имеете ввиду, в Тамеле она не 100%, но вот тоже самое я почувствовала в Патане. когда, изначально, мы с попутчиком пошли искать окольный путь на Дурбар, но вскоре эта цель превратилась в простое брожение по улочкам и это состояние стоит того, чтобы его ощутить. сознание просто уноситься...
Да, наверное, мы об одном.
Да, наверное, мы об одном. Впрочем кажется это не только от места зависит, но и от нашего состояния :) Некоторые мои попутчики совсем не разделяли моих восторгов
Ань, сдается мне это от места
Ань, сдается мне это от места не зависит, а зависит от человека. у меня был попутчик, которого мне иногда хотелось стукнуть. он умудрялся выводить меня из состояния равновесия и даже злить. когда начинали составлять маршрут на день грядущий, я "накидывала" предложения куда пойти\что посмотреть и тут начиналось.
цитирую: "ну и что там делать? ну дворец и дворец. ну горы и горы, че на них смотреть? ну водопад и водопад. " конец цитаты. все в таком духе. мне ооооочень хотелось рявкнуть одну простую фразу: какого хрена ты тут делаешь? но я себя сдерживала. пришла к выводу, что тут все зависит от человека. зачем тогда путешествовать, если тебе не интересна ни природа, ни культура, ни религия, ни быт и т.д. и т.п.? задаюсь вопросом и до сих пор не понимаю этого человека. хотя одна моя знакомая полушутя сказала, что он, наверное, секс-турист. может она и права.
Я если бы такое услышала
Я если бы такое услышала обязательно поинтересовалась бы, действительно зачем переться непал, если там не находишь ничего, достойного внимания?
думаю, это называется
думаю, это называется вредность, смешанная с каким-то идиотизмом. какие цели преследует человек, если ему ничему не интересно? для меня это загадка, но я периодически задаюсь этим вопросом, вспоминая происходящее. иногда хотелось просто плюнуть, развернуться и уйти, еще лучше уехать в другой город куда-нить подальше. в любом случае, как удалось узнать/понять эта вредность и скверный характер человеку на руку в его жизни не сыграли.
Да кто знает что в голове у
Да кто знает что в голове у другого человека, я порой не понимаю, что у меня:)
так-то оно так, только при
так-то оно так, только при этом человек постоянно чем-то недоволен.
ну.... у вас же всегда есть
ну.... у вас же всегда есть выбор - наслаждаться его недовольством или его отсутствием :) Это же не ваше дитя, которое вы не можете отправить в даль или сами отправиться. В чем тогда проблема? А заставить чела быть таким как вы хотите... ну... это еще хуже... опять к вопросу о выборе попутчика :)
Напишите отзыв или вопрос