Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Анна Павлова и Удай Шанкар

Удай Шанкар до встречи с Анной Павловой планировал стать художником. В 1920 году он поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне, где он хорошо проявил себя и выиграл престижную награду, чем привлек внимание главы колледжа сэра Ротенстейна, который взял молодого Удая под свою опеку.

Судьба, однако, приберегла интересные повороты.

Отец Удая, доктор Шакар Чаттопадхая, ученый санскритолог и магистр политических наук в Женевском университете также был человек с художественными наклонностями. Желая поддержать индийских солдат, которые отличились в Первой мировой войне, доктор Чаттопадхайя написал и спродюсировал балет, и просил своего талантливого сына принять участие в создании хореографии. Балет был поставлен в лондонском Ковент-Гарден с целью сбора средств в помощь индийским ветеранам войны.

Итак, Удай и Павлова встретились. Вскоре после этого, Удай покинул художественное училище, чтобы продолжить занятие танцем. В дальнейшем он присоединился к Павловой в Америке.

Павлова побуждала Удая развивать свои танцы, не глядя на запад, а обернувшись к традициям Индии. Именно она призвала его искать вдохновение в сокровищнице своей, индийской культуры, его фольклоре.

И вот Удай вместе с очарованной Индией европейкой Алисой Боннер предпринимает путешествие по Индии, где он исследует древние индийские скульптуры и картины, в буддийских пещерах Аджанты и индуистских храмах Ориссы и Декана, изучает Натья Шастра и наблюдает танцы народа, улавливая настроения и душу танца Индии.

Успех Удай Шанкар в качестве танцовщика в Европе в 1930-е годы был обусловлен в немалой степени его связью с Павловой. Он работал около года в качестве хореографа и танцовщика в ее балетной труппе в турне по Европе. За это время, Павлова передала ему бесценный опыт и идеи, которые определили его будущую карьеру индийского танцора на мировой арене.

Труппа дебютировала на Елисейских полях 3 марта 1931 года. Успех улыбнулся им, и индийский проект Удая Шанкара, показавший западу аутентичных индийских танцоров и музыкантов, стал хитом во Франции.

Работа Шанкара продолжалась, и вскоре он стал пионером танца в Индии, получил всемирную известность как индийский танцор и хореограф.

Несмотря на разочарование Ротенстейна, потерявшего в Удае талантливого ученика, он был потрясен, когда позже увидел как Удай Шанкар танцует. "Я сразу увидел как я был неправ. Танец Удая Шанкара, его уравновешенность и жесты, это была благодать и сила... Какие изысканные жесты рук, какая сдержанность в их движениях. Я был шокирован, не раз видев так называемые индийские танцы западных женщин, чьи нескромные платья и движения были лишены тонкой чувственности индийской баядерки. Существовала какая-то религиозная атмосфера. Я пошел после спектакля чтобы выразить мои поздравления. Увидев меня, он сразу покинул окружавших его людей, и низко поклонился, смутив меня, он сделал жест как будто стирает пыль с моих ног. "

Удай Шанкар никогда не старался совершенствовать конкретные стили в индийском стиле, он использовал все. Он создал и возил в турне труппу, включавшую 150 музыкальных инструментов, в том числе ситар, вины, саранги, сарод, духовые инструменты - шехнай и различных флейтах, а также различные ударные инструменты, собранные со всей Индии. Участие в его проектах принимали и некоторые из его близких родственников, в числе которых был младший брат Рави Шанкар, который в один прекрасный день стать всемирно известным ситаристом.

Его программы построены на контрастах, хотя стиль, дух и тема его индийского танца были сохранены, они были тщательно адаптированы и скроены так, что бы соответствовать западным вкусам.
Он внес разнообразие и цвета для создания разнообразных настроений. Он использовал оркестровую музыку, а также древние и классические темы танца, все время подчеркивая сильные стороны индийских танцев, такие как изысканную игру противоположностей - танцы Шивы и Шакти.
В-третьих, с помощью Алисы Бонер, он обратил внимание на детали танцевального костюма, украшения, музыку и реквизит.
Наконец, в соответствии с истинной целью индийского храмового танца, его выступления были наполнены духовным содержанием и вызывали у зрителя подъем.

Труппа Шанкара привела в восторг европейских зрителей, Европа рукоплескала им под глубоким впечатлением от красоты, таинственности и величия индийского танца.
Но его наставник, Анна Павлова не увидела его триумфа. Она заболела воспалением легких в январе 1931 года. Когда врачи сказали ей, что она выживет, но никогда не сможет танцевать, она отказалась от какого-либо лечения: «Если я не могу танцевать, то я предпочла бы умереть". Три недели спустя она умерла за несколько дней до своего 50-летия и всего за месяц до дебюта Шанкара в Париже.

Автор и источник публикации: 

По материалам статьи Giants Who Reawakened Indian Dance, автор Кусум Джоши, Великобритания, источник http://www.hinduismt...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_англадеш: