Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Эротика в искусстве Индии

Не смотря на то, что сегодняшняя культурная традиция Индии отрицает публичную демонстрацию отношений мужчины и женщины, что вероятно было следствием не столько воззрений индуизма, сколько влиянием ислама и пуританских британских завоевателей, эротизм занимал в индийской культуре довольно значительное место, что находило выход в том числе и в создании памятников декоративно-прикладного и монументального искусства. Эротические традиции в индийском искусстве прослеживаются с самых ранних доживших до наших дней объектов материальной культуры.

Первые, увиденные мной эротические изображения, были майтхуны - влюбленные парочки на колоннах храмов Карнатаки, относящихся к периоду Чалукья (начало строительства датировано 8 веком). И если скульптурные изображения Паттадакала выполнены в человеческий рост, скромны и замкнуты друг на друге, полны нежности и затаенных чувств, то влюбленные, которых можно увидеть под сводами индуистских пещерных храмов в Бадами, изображены в игривых позах и уже откровенно эротичны.

Виденные мной позднее в Аджанте уже буддийские фрески и скульптура датированы ранним периодом и относятся (предположительно) к периоду с 5 по 8 века. Не смотря на эротизм сюжета некоторых композиций, как например обожаемый мной прекрасный горельеф "Соблазнение Будды дочерями Индры (в другом варианте Мары), эти произведения искусства глубоко чувственны, но при этом весьма целомудренны.

Сексуальные сценки, встреченные мной в храме Каласи, в небольшой деревеньке в дистрикте Шимога Карнатаке, и относящиеся очевидно к раннему периоду Хойсала (10 век), носят какой-то иронический оттенок, не смотря на то, что создатели явно пытались подчеркнуть эти сюжеты, разместив фриз на стороне главного входа в храм. В противоположность им архитекторы джайнского храма Кетрапатья нарайян в Бхаткале не придавали сексу какого-то особого значения, включив такие изображения в череду других сюжетов из бытовой жизни тогдашних обывателей. Изображения 2 последних храмов трудно отнести к "произведениям искусства", они бедны и условны и не имеют, с моей точки зрения, самостоятельной художественной ценности, хотя и представляют интерес с исторической.
Подобные сюжеты, когда создатели сочли необходимым просто упомянуть отношения мужчины и женщины как явления, не выделяя майтхунам и группам большого пространства и отмечая их только на фризах, встречаются и в северо-индийских храмах, например, в храме Дэви в Альморе, в храме Солнца в Модхере, храмах ХариХары в Оссиане, и многих других.
Джайны также не отстают от индусов в изображении сексуальных сценок, примером чему служат изображения храма Ачалгарха неподалеку от Маунт Абу и храмы Ранакпура вблизи Удайпура в Раджастане.

Примечателен гопурам (надвратные ворота) храма Сарангапани в Кумбаконаме, дистрикт Танджавур, Тамил наду. Здесь обнаженные фигуры не только вынесены на очень видное место на первом ярусе гопурама над входом, но и изображены совершенно иначе. Не смотря на наготу и позы некоторых из скульптур, несмотря на то, что фигуры здесь окрашены в яркие цвета, и как бы выставлены напоказ, скульптура производит как то "жизнеутверждающее" впечатление. Розовые пухленькие и улыбающие женщины демонстрируют свое здоровье и жизнерадостность, а совсем не отсутствие одежд.

Про храмы Каджурахо, за которыми уже закрепился ярлык "храмы Камасутры" и храм Конарка ничего писать не буду, я живьем их пока не видела, зато написано о них и без меня предостаточно и фото рельефов каждый может оценить самостоятельно.

Но не могу не упомянуть об индийской эротической живописи, собственно она и подтолкнула меня к этому небольшому обзору. Впервые я столкнулась с ней, увидев на прилавке книжного магазина в Дели издание Камасутры, иллюстрированное картинками в стиле миниатюр великих моголов или раджпутской живописи. Попытки разузнать кто является автором картинок и к какому периоду они относятся, успехом не увенчались.

Вчера я наткнулась на несколько любопытных изображений работы неизвестного индийского художника 19 века, которые я тут и привожу как пример того, куда может увести художника его воображение.
Изображения эти включены в состав персидского манускрипта, находящегося в Wellcome Library, London.
Изображения мной обрезаны, поскольку они слишком большие для показа на этом сайте, оригиналы можно увидеть по ссылкам на сайте источника: http://catalogue.wellcome.ac.u..., http://catalogue.wellcome.ac.u..., http://catalogue.wellcome.ac.u...

Автор и источник публикации: 
achadidi, специально для indonet.ru. в основе собранные мной сведения, фото упомянутых храмов лежат на индонете google
Антилопа, Восточная коллекция Wellcome Library Верблюд, Восточная коллекция Wellcome Library Лошадь, Восточная коллекция Wellcome Library


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ф
н
7
и
г
Введите код без пробелов, учитывая регистр