Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

История индийского кино: истоки

Кинематограф в Индии стал чем-то вроде параллельной культуры. Хотя он и пришел сюда с Запада, но силу обрел благодаря именно индийским традициям, мифологии, легендам. Как жанр искусства он стал международным явлением. К сегодняшнему дню индийское кино прошло очень долгий путь и стало самодостаточным ярким явлением. Его уникальность заключается в его форме, в манере повествования, в способе расстановки акцентов, в художественных приемах.

Продукция так называемого «Болливуда» впервые преодолела национальные границы в 1950е, когда Радж Капур и Наргиз приобрели огромную популярность в СССР и на Ближнем Востоке благодаря фильмам «Бродяга» и «Господин 420». Сам термин «Болливуд» получил распространение в конце ХХ в.   благодаря частому использованию в западных СМИ и подъему собственно индийского кабельного теле видения, которое этот термин с удовольствием подхватило.
Мумбаи (в прошлом – Бомбей) с 1896 г. был центром этой фабрики грез. Болливуду не знакомы никакие барьеры – ни религиозные, ни политические, ни социальные. Несмотря на официальный запрет, пиратские копии новых лент проникают в Пакистан гораздо раньше, чем становятся доступными в Мумбаи. Индийское кино всегда было образцом для всех кино студий Южной Азии. Голубой мечтой многих пакистанцев, шри-ланкийцев или непальцев является поселиться в Мумбаи, индийской киностолице.

Начало – эпоха немого кино
История кинематографа в Индии почти такая же захватывающая и полная событий, как история самого кино. Первые ленты братьев Люмьер проникли в Индию всегда через какихто полгода после того, как вызвали потрясение у посетителей парижского кафе. 7 июля 1896 г. Times of India пригласила жителей Бомбея посмотреть «синематограф» с «живыми прав доподобно реальными фотографическими картинка мира». Потрясающее, увлекательное зрелище оставило неизгладимый отпечаток в индийской душе и открыло для нее целый мир новых возможностей. Традиционные драматические жанры перекочевали в кинематограф, став новой формой массового зрелища, извест ного ныне как Болливуд.
Одним из тех, кто принял непосредственное участие в создании индийского кинематографа, был фотограф Харишчандра Сакхарам Бхатвадекар, у которого с 1880 г. в Бомбее была фотостудия. Он был первым, кому пришла в голову идея создать индийский фильм. Он заказал в Лондоне камеру за 21 гинею. В 1897 г. Бхатвадекар снял в Бомбее борцовский поединок и послал пленку на обработку в Лондон. В 1901 г. он создал первый индийский документальный фильм о студенте Р.П. Паранджпае, получившем в Кембридже известность в качестве блестящего математика. Этот человек также снимал коронацию Эдуарда VIII в 1903 г.
Первый индийский игровой фильм “Раджа Харишчандра”. Поставил его Дхандхирадж Гобинд (Дхундирадж Говинд) Пхальке, сын ученого-санскритолога, искусный гравер и художник-литограф с европейским образованием. Для Пхальке, интересовавшегося искусством и техникой, влюблен ного в театр, было вполне естественно обратиться к кино-синтезу всех этих элементов. В Бомбее Пхальке создал скромную студию. Темой своего первого произведения он взял рассказ из индийской мифологии - легенду тех эпических времен, когда цари в Индии ставили честь выше тронов и когда трудно было отличить людей от богов. В фильме была показана история раджи Харишчандры царя, прославившегося по всей стране своей правдивостью и благородством. Однажды к его двору пришел переодетый нищим Дарваса, один из двух мудрых брахманов индийского эпоса. Мудрец подвергает царя испытанию. Последний, чтобы сдержать данное Дарвасе слово, отказывается от царства, приносит в жертву своего юного сына и готов поступить так же со своей любимой женой. Но мудрец говорит царю, что он выдержал испытание.
Никто не помогал Пхальке, и мало кто ободрял эти   первые шаги на поприще индийской кинематографии. Дельцы скептически расценивали способность Пхальке конкурировать с предприятиями иностранцев и не желали рисковать капиталами ради такого сомнительного дела. Пхальке заложил все свое имущество и драгоценности жены.
Приступив к работе, он столкнулся с новым препятствием необходимостью найти актрису для женской роли. Как и в шекспировской Англии, женщины в Индии не уча ствовали в театральных представлениях со времен моголов. А игру в кино даже куртизанки и танцовщицы считали ниже своего достоинства. Актрисы не нашлось, но Пхальке, не смутившись этим, передал главную женскую роль мужчине и приступил к съемкам. Через полтора года, в 1913 году, картина была показана в Бомбее. Она сразу же имела успех. Как ни интересны были иностранные фильмы, бомбейская публика была в восторге, увидев на экране знакомую легенду, показанную в местной обстановке и сыгранную самими индийцами. На пути к успеху Пхальке сталкивался со многими трудностями. Когда он привез свой фильм в один провинциальный город, первый сеанс собрал очень мало зрителей. Пхальке расспро сил владельца театра о причинах такого холодного приема. Ему от ветили: “3десь люди привыкли смотреть пьесы, которые продолжаются по меньшей мере шесть часов, и билет стоит только две анны. Ваш киносеанс продолжается всего полтора часа, а вы берете за билет три анны. Будьте уверены, что мало кто придет смотреть ваше представление”. Никогда не теряв шийся Пхальке на следующий день так рекламировал свой фильм: “Раджа Харишчандра”, представление из 57 тысяч фотографий. Картина в две мили длиной. Только   три анны.»
Придя в кино, люди чувствовали, что не зря потратили деньги. Фильм показывал им мир более увлекательный, чем сказки. Он уводил их от разочарований по вседневной жизни в чудесный мир воображения, в легендарную Индию. Ее славное прошлое, знакомое по песням и сказкам, но полузабытое, проходило перед ними в живых, движущихся образах, пробуждая подавленное чувство национальной гордости. Фильм продолжительностью около 50 минут имел титры на английском языке и на языке хинди и состоял из четырех частей.
В Калькутте первый игровой фильм вышел в 1917 г., а в Мадра се в 1919. Эти фильмы знамено вали собой начало и расцвет немого кино в Индии. До появления в 1931 г. первого звукового индий ского кинофильма 85% кинофильмов, шедших на экранах Индии, были американскими. Это, однако, не означало, что индийцы не могли делать фильмы международного звучания. В 1926 г. был создан фильм “Свет из Азии” о жизни Будды Шакьямуни, который с успехом прошел по всем крупным городам Европы.

Автор и источник публикации: 

Журнал Индийский вестник за июнь-июль 2009 года


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ин_окитай: