Почитание женщин в буддийском тантризме
В одном древнем тибетском тексте есть пророчество, что в последнюю эпоху мира, именуемую калиюгой, будут сильные разногласия между разными школами буддизма. В это время в Тибете родится воплощение Великой Матери, Матери всех Будд дакини Дхармакая по имени Дронме («Пылающий Светильник»). Она будет явлена для того, чтобы разрешить многие противоречия и указать всем истинный путь.
Но есть и другое пророчество. Оно сохранилось в коренной Тантре Манджушри и говорит, что в калиюгу в Тибете родятся четыре небуддийские дакини.
Дакини – класс женских Божеств, спутницы Будд, выражающие энергетический аспект их сущности.
Эти четыре дакини будут пытаться подчинить Тибет своему авторитету, обращая всех в свою веру. Но у них ничего не выйдет, так как Будда всем явит четырёх буддийских дакинь, чтобы они противостали силе ложных учений и спасли от них жителей Северной Страны Снегов.
Ролью каждой из праведных дакинь станет возрождение одного из четырёх великих учений:
Мачиг Зама из Латха будет возрождать учение Ламдре,
Камтро Чунгма из Тришама – учение Дзогчен,
Шелдза Дронмедма – учение Махамудры,
Мачиг Лабдрон – учение Чод.
Чод по линии Махамудры
Рождение Мачиг Лабдрон (1031 – 1129) было окружено чудесными знаками. Когда она появилась на свет, на языке её проступала красная буква «ХРИ», а на макушке – буква «А», из которой струился белый свет. На лбу Мачиг находился третий глаз, и из него шло радужное сияние. Через какое-то время буква «ХРИ» растворилась, однако незарощенный третий глаз так и остался у Мачиг на всю жизнь.
Едва появившись на свет, девочка села в позу Ваджрайогини – самого значительного из всех Будд, имеющих женский облик.
В «Чандамахарошана-тантре» будда Ваджрайогини требует почитания в форме поклонения женщинам. В длинной речи Ваджрайогини провозглашает, что во вселенной все женщины и существа женского пола суть её воплощения (рупа, то есть, «тела»), а потому им подобает воздавать почитание. Ваджрайогини изображается кроваво-красного цвета, с распущенными чёрными волосами и в убранстве из костяных украшений. Она танцует, вздымая чашу из черепа, до краёв полную нектара. Эта воинственная красавица попирает ногами труп, либо (на других изображениях) парит прямо в небе. Часто она изображается одна, но иногда – со свитой йогинь, либо в сопровождении сопутствующего ей Будды.
Своего духовного учителя Мачиг впервые увидела во сне. Белая дакиня явилась ей и сказала, что этот учитель приехал из Индии, чтобы передать Мачиг великое учение. Выйдя наутро из дома, Лабдрон встретила этого ламу, и хотела было ему поклониться, но он остановил её, дав понять, что и без этого также узнал её.
От своих духовных учителей Мачиг получила устную передачу учения Дзогчен, Пять Дхарм Майтреи, наставления по практике Махамудры, «Шесть Йог» Наропы, посвящение Ваджраварахи и мандалу Калачакры. Однако самым важным учением, которое связно с именем Мачиг Лабдрон, является Чод линии Махамудры – практика, благодаря которой можно преодолеть сорок болезней и 80 000 заблуждений.
Чод – буддийский ритуал принесения в жертву своей плоти и своей крови, для успокоения четырёх демонов. Ритуал состоит из четырёх этапов: 1) Белая жертва – собственное тело становится амритой (напитком бессмертия) и подносится Трём Драгоценностям, 2) Многоцветная жертва – тело превращается в дары для Защитников (плоды, роскошные одеяния и др.), 3) Красная жертва – демоны насыщаются плотью и кровью, 4) Чёрная жертва – все скверны собираются в теле подвижника и сжираются демонами в качестве выкупа за грехи. И всё это происходит в уме.
Однажды ночью Мачиг увидела во сне красивую дакиню, также имевшую третий глаз. Дакиня сказала, что Мачиг должна соединиться с йогином Топабхадрой, чтобы от их союза возникла новая линия преемственности. Так Мачиг поехала к Топабхадре.
В течение первых семнадцати дней их общения Мачиг выполняла с Топабхадрой различные ритуалы, а также беседовала о Дхарме. На восемнадцатый день, около одиннадцати часов вечера, они решили соединиться, слив воедино глубинное осознание и искусные средства к его реализации. Тогда комната, в которой они находились, наполнилась ярким радужным сиянием. Хозяйка дома страшно перепугалась, подумав, что от оставленного на алтаре светильника возник пожар. Вбежав в дом, она увидела посреди комнаты Мачиг только два слившихся воедино сияющих шара, размером с полную Луну. Один из их был красным, другой – белым. Хозяйку охватил такой испуг, что она тут же погрузилась в глубокий сон.
Проснувшись наутро, она увидела, как Топабхадра выходит из комнаты Мачиг. Хозяйка была настлько взволнована, что, принеся Мачиг поднос с завтраком, спросила её, что это было за странное сияние ночью, и не обидел ли её Топабхадра? На это Мачиг ответила: «Часто то, что мы видим, есть всего лишь происки демонов. Но когда мужчина и женщина соединяются, то, значит, между ними есть кармическая связь».
После этого Мачиг отправилась к своему ламе, и он повелел ей выйти за Топабхадру замуж. «Ты не нарушила своих обетов, - сказал лама. – Топабхадра – человек благородного происхождения. Тебе следует выйти за него замуж и дать начало новому роду; это принесёт благо множеству живых существ. У вас очень сильная кармическая связь, и об этом говорят многие добрые предзнаменования. Прошлой ночью я видел о тебе замечательный сон и знаю, что сейчас для вас настало время жить вместе».
В «Чакрасамвара-тантре» говорится:
«Мужчина-практик должен
Почитать партнёршу всем, что имеет.
Это почитание – высшее, но,
Если он её презирает, несомненно, будет гореть в аду.
Высшую реализацию обретают
Благодаря тантрам йогини.
И потому тот, кто прилежен,
Должен почитать с полной искренностью».
Воплотив в себе сущность Матери всех Будд и бодхисатв, Арья Тары и дакини Праджняпарамиты, Мачиг Лабдрон передавала учения трёх высших колесниц, а затем, в возрасте 99 лет, удалилась в чистую обитель дакинь.
Все духовные пути подразделяются в буддизме на девять колесниц:
1 – шраваков
2 – пратьекабудд (1 и 2 – хинаяна)
3 – бодхисаттв (3-9 – махаяна)
4 – крияйога-тантры (4-9 – ваджраяна, или тантра)
5 – упайога-тантры
6 – йога-тантры (4-6 – внешняя тантра)
7 – махайоги
8 – ануйоги
9 – атийоги (7-9 – внутренняя тантра).
В обители дакинь
О том, как выглядит страна дакинь, мы узнаём из жизни Еше Цогьял (VIII век н.э.), супруги Падмасамбхавы – основателя тибетского Буддизма, почитаемого в школе Ньингма в качестве второго Будды.
Предаваясь медитациям в наглухо закрытой пещере, Еше Цогьял обрела единение с образом своего Гуру, после чего Божества открылись её глазам. Ешё Цогьял научилась видеть энергетические каналы своего тела: все они предстали перед ней как мандала дакини, истинная природа ума стала видеться как танцующий Гуру, а внешние явления – как его чистая обитель.
Во время одной из таких медитаций Еше Цогьял оказалась в месте, носящем название Оргьен Кхандро Линг, или Страна дакинь. Фруктовые деревья, растущие там, были подобны бритвам, земля была устлана свежим мясом, горы походили на гигантские скелеты, а комья земли ощетинились осколками костей. В центре этой населённой мандалы возвышался дворец, весь построенный из черепов, а также из свежеотрубленных и высохших голов. Вместо занавесей во дворце использовалась человеческая кожа, а неизмеримое пространство вокруг дворца было окружено кольцом огнедышащих вулканов, частоколом из ваджров, стеной из падающих молний, кругом из восьми великих кладбищ и стеной из прекрасных лепестков лотоса. В небе кружились стаи хищных птиц, а вокруг сновали стаи толпы ужасных демонов обоего пола. В общем, картина напоминала фильм «Аватар», напрямую погружающий человека в мир демонических образов…
Когда Падмасамбхава посетил Еше Цогьял, она рассказала ему о своём видении – о том, как в Оргьен Кхандро Линг совершают подношение своей плоти, кусками отрезая мясо от своего тела. «Всё это – лишь символическое видение, - ответил Падмасамбхава, - и для тебя нет необходимости совершать реальное подношение своей плоти. Лучше практикуй аскезу».
Неуязвимая тибетка
Падмасамбхава дал Еше Цогьял все наставления, она подтвердила свои обеты и снова осталась в пещере, погружённая в глубокую медитацию. И тут к ней со всех сторон приступили различные демоны, живущие в Индии, Непале и Тибете. Одни из них соблазняли подвижницу, показывая ей множество изысканных блюд, другие устраивали перед ней танцы юношей, один привлекательнее другого, на лицах которых было написано вожделение. Юноши сладко улыбались, рассказывались Еше Цогьял нескромные истории, слегка прикасались к её телу. Но всё это не могло вывести монахиню из равновесия – она распознала пустотность материального мира, и методом медитации бодхисаттвы разоблачала иллюзорность явлений. Срывая с демонов маски, она превращала их обольстительные тела в смердящие трупы, стариков, уродов и прокажённых.
Но и на этом злые духи не успокоились. Они стали угрожать подвижнице, запугивая её рёвом тысячи драконов, набрасываясь на неё в виде пантер и тигров, скаля клыки и царапая Еше когтями. Но она отказалась от привязанности к своему телу – и тогда все они растворились в её непоколебимом самадхи (сосредоточении).
В итоге «неуязвимая тибетка», как её прозвали местные жители, обрела великие сиддхи. О творимых ей чудесах ходили легенды. Однажды она воскресила умершего юношу, лишь наложив на него покрывало и призвав силу Основы Вселенной – Кунтузангпо. К телу умершего Еше приложила свой палец – и тогда оно стало согреваться. Она уронила каплю своей слюны на его рот и прошептала на ухо мантру – и тогда юноша пришёл в сознание.
Силой своей аскезы Еше Цогьял подчинила себе всех местных духов, Божеств и нагов, после чего они поднесли ей в дар свои жизни и дали обеты хранить на Земле учение Будды. Прожив в своём теле 225 лет, Еше Цогьял являлась ещё в пяти эманациях, об одной из которых мы уже рассказали. Это была Мачиг Лабдрон.
Практика долгой жизни
Другая супруга Падмасамбхавы, жившая с Еше Цогьял практически одновременно, носила имя Мандарава. В отличие от Еше, олицетворявшей мудрость постижения природы реальности, Мандарава олицетворяет жизненные силы, здоровье и долголетие. Поэтому на иконах (танках) Еше Цогьял изображается обыкновенно справа от Падмасамбхавы, а Мандарава – слева. В руках она держит сосуд с эликсиром бессмертия и стрелу с пятицветной шёлковой тканью. Такая стрела применяется в ритуале цедуп, направленном на укрепление здоровья и накопление жизненной силы.
Во время одной из глубоких медитаций, которые Падмасамбхава совершал с Мандаравой, им явился сам Амитаюс, держащий в руках сосуд с эликсиром бессмертия. Он прикоснулся сосудом к их головам и дал им отведать по несколько капель самого эликсира, после чего супруги обрели дар вечной жизни, и их физические тела стали неподвержены старению и смерти.
Принимая облики различных живых существ, Мандарава вела проповедь дхармы даже среди животных. Однажды, проповедуя в облике тигрицы, она пришла на кладбище пожирать трупы и там увидела дитя, сосущее грудь мёртвой матери. Испытав к ребёнку безграничное сострадание, Мандарава стала питать его своим молоком. И так, день за днём она питалась трупом матери, и молоком кормила младенца. Благая кармическая связь была установлена. Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, она получила от Падмасамбхавы тайное посвящение Ваджрасаттвы. Являясь из небесного пространства, Мандарава оказывала помощь многим людям, идущим по пути познания Дхармы.
Андрей Кондратьев, http://www.imperia-duha.ru/article_277.html
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос