Чиканкари – тонкая и трудоемкая ручная вышивка
Чиканкари – древняя форма вышивки цветочных мотивов белыми нитями, работа над которой производится иглой и мокрой нитью. Эта форма искусства была на радость как царям, так и простому народу. Она главным образом сосредоточена в центре северной Индии, а именно в г. Лакхнау, столице штата Уттар-Прадеш.
Слово "Чикан" (chikan) происходит от персидского слова "Chakeen", что означает "делать изящные узоры на ткани". По всей вероятности, слово "Чикан" использовалось для белой цветочной вышивки, которую Мехрунисса привезла с собой из Персии. Лакхнау был городом древних садов и дворцов, архитектурно изысканных и пышных мечетей, храмов и древнейших памятников. Этот город был когда-то любимым местом европейских путешественников, которые называли его Константинополем Востока.
Происхождение Чиканкари
Истоки чикана окутаны тайной и легендами. По мнению некоторых историков, чикан – это персидское ремесло, которое получило развитие при дворе Могольского императора Джахангира благодаря его красивой и талантливой супруге Нур Джахан. Королева была мастером вышивки. Императору настолько нравилась эта эфирная, белая цветочная вышивка что вскоре она получила признание и королевское покровительство. Были созданы мастерские, в которых практиковалась эта вышивка.
Мулмул или муслина – одежда, которая наиболее подходит для жаркого и теплого климата Дели. Существуют прекрасные Могольские миниатюры, которые изображают императора Джахангира в белых ниспадающих мусульманских одеждах. Историки считают, что это может быть и чикан.
После распада могольской династии ремесленники и искусные мастера были рассеяны по всей Индии. Одни поселились в Западной Бенгалии, поэтому в течение некоторого времени чикан процветал в Колкате, хотя теперь уже там не практикуется. Другие – сбежали в Авадх Северной Индии и поселились при королевских дворах потомков Бурхан ул Мулк, персидского дворянина, который завоевал расположение последнего могольского короля Бахадур Шаха I и был назначен губернатором Авадха.
Есть, однако, и другие мнения о происхождении вышивки чикан. По мнению некоторых историков имеются доказательства вышитых муслиновых одеяний, изображенных на известных картинах в пещерах Багх и пещерах Аджанты, построенных в 9 веке н. э.
В современном периоде искусство Чиканкари пережило потерю королевского покровительства и глубоко пострадало под влиянием коммерциализации. Все же этому искусству удалось остаться в живых как дани умению и желанию ремесленников, которые передавали секреты этой техники из поколения в поколение.
Техника Чиканкари
Чиканкари – это тонкая ручная вышивка, обычно выполняется белыми нитками на таких тканях, как муслин, шелк, жоржет, шифон и т. д. Но сегодня чиканкари выполняется и разноцветными нитями, а также с использованием дополнительных украшений, таких как Мукеш, Камдани, Бадла, блестки и бусины, часто используются зеркала.
Сначала узор печатается на ткани с помощью деревянных блоков, смоченных в краске, полученной путем смешивания клея и красителя индиго с водой, а затем этот узор покрывается замысловатыми изысканными вышивками, сделанными иголками с одноцветными или многоцветными нитями.
Обычные мотивы включают узоры, цветы, лианы, фрукты, птиц, таких как павлины и попугаи.
Процесс отделки тканей предусматривает стирку, отбеливание, кислотную обработку, упрочение и глажение, чтобы удалить все следы отпечатанного изображения.
Признаки Чиканкари
Чиканкари в основном узнается по теневому эффекту, заметному на ткани. Вышивка производится с изнаночной стороны ткани и проявляется в виде тени с лицевой стороны. Диагонали пересекающихся нитей создают очень тонкую тень, которая подчеркнута с лицевой стороны мелкими стежками.
В этой технике главным образом используется шов вперёд иголку или штопальный стежок, который выполняется на правой стороне. Встречаются также джали или петельный стежок, где нити основы и уточные нитей аккуратно раздвигаются и закрепляются, а обметочный шов вставлен в основную вышивку.
Виды Чиканкари
Чиканкари классифицируются на три основных вида, основываясь на мотивах вышивки.
Плоские стежки с их традиционными именами: Бакхия – используется для получения теневого эффекта и очень похожа на стежок "в ёлочку".
Тепчи – длинные стежки вперед иголку, которые используются для заполнения листьев и лепестков.
Джитти – сочетание петли для пуговицы и вышивания гладью используется, чтобы сделать подобный колесу мотив с крошечным отверстием в центре.
Джангира – небольшие стежки в виде тамбурного шва.
Рельефные швы с их традиционными именами: Мурри – диагональ гладью с узлом, используется для формирования формы зерна.
Пханда – сокращенная форма мурри. Узлы, сделанные шаровидными и очень маленькими, и дают ворсовый эффект.
Дхам Патти – узор, состоящий из листьев и выполненный крестиком.
Гхас Патти – листья травы, сформированные V-образной линией стежков.
Джали – дают эффект открытого отверстия, создаются путем отодвигания нитей утки от нитей основы с помощью иглы.
журнал Индийский вестник
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос