Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Чиканкари – тонкая и трудоемкая ручная вышивка

Чиканкари – древняя форма вышивки цветочных мотивов белыми нитями, работа над которой производится иглой и мокрой нитью. Эта форма искусства была на радость как царям, так и простому народу. Она главным образом сосредоточена в центре северной Индии, а именно в г. Лакхнау, столице штата Уттар-Прадеш.

индийска вышивка чиканкари
Слово "Чикан" (chikan) происходит от персидского слова "Chakeen", что означает "делать изящные узоры на ткани". По всей вероятности, слово "Чикан" использовалось для белой цветочной вышивки, которую Мехрунисса привезла с собой из Персии. Лакхнау был городом древних садов и дворцов, архитектурно изысканных и пышных мечетей, храмов и древнейших памятников. Этот город был когда-то любимым местом европейских путешественников, которые называли его Константинополем Востока.

Происхождение Чиканкари

Истоки чикана окутаны тайной и легендами. По мнению некоторых историков, чикан – это персидское ремесло, которое получило развитие при дворе Могольского императора Джахангира благодаря его красивой и талантливой супруге Нур Джахан. Королева была мастером вышивки. Императору настолько нравилась эта эфирная, белая цветочная вышивка что вскоре она получила признание и королевское покровительство. Были созданы мастерские, в которых практиковалась эта вышивка.
Мулмул или муслина – одежда, которая наиболее подходит для жаркого и теплого климата Дели. Существуют прекрасные Могольские миниатюры, которые изображают императора Джахангира в белых ниспадающих мусульманских одеждах. Историки считают, что это может быть и чикан. техника чиканкари
После распада могольской династии ремесленники и искусные мастера были рассеяны по всей Индии. Одни поселились в Западной Бенгалии, поэтому в течение некоторого времени чикан процветал в Колкате, хотя теперь уже там не практикуется. Другие – сбежали в Авадх Северной Индии и поселились при королевских дворах потомков Бурхан ул Мулк, персидского дворянина, который завоевал расположение последнего могольского короля Бахадур Шаха I и был назначен губернатором Авадха.
Есть, однако, и другие мнения о происхождении вышивки чикан. По мнению некоторых историков имеются доказательства вышитых муслиновых одеяний, изображенных на известных картинах в пещерах Багх и пещерах Аджанты, построенных в 9 веке н. э.

В современном периоде искусство Чиканкари пережило потерю королевского покровительства и глубоко пострадало под влиянием коммерциализации. Все же этому искусству удалось остаться в живых как дани умению и желанию ремесленников, которые передавали секреты этой техники из поколения в поколение.

Техника Чиканкари

Чиканкари – это тонкая ручная вышивка, обычно выполняется белыми нитками на таких тканях, как муслин, шелк, жоржет, шифон и т. д. Но сегодня чиканкари выполняется и разноцветными нитями, а также с использованием дополнительных украшений, таких как Мукеш, Камдани, Бадла, блестки и бусины, часто используются зеркала.
Сначала узор печатается на ткани с помощью деревянных блоков, смоченных в краске, полученной путем смешивания клея и красителя индиго с водой, а затем этот узор покрывается замысловатыми изысканными вышивками, сделанными иголками с одноцветными или многоцветными нитями.
Обычные мотивы включают узоры, цветы, лианы, фрукты, птиц, таких как павлины и попугаи.
Процесс отделки тканей предусматривает стирку, отбеливание, кислотную обработку, упрочение и глажение, чтобы удалить все следы отпечатанного изображения.

Признаки Чиканкари

виды чиканкари

Чиканкари в основном узнается по теневому эффекту, заметному на ткани. Вышивка производится с изнаночной стороны ткани и проявляется в виде тени с лицевой стороны. Диагонали пересекающихся нитей создают очень тонкую тень, которая подчеркнута с лицевой стороны мелкими стежками.
В этой технике главным образом используется шов вперёд иголку или штопальный стежок, который выполняется на правой стороне. Встречаются также джали или петельный стежок, где нити основы и уточные нитей аккуратно раздвигаются и закрепляются, а обметочный шов вставлен в основную вышивку.

Виды Чиканкари

Чиканкари классифицируются на три основных вида, основываясь на мотивах вышивки.
Плоские стежки с их традиционными именами: Бакхия – используется для получения теневого эффекта и очень похожа на стежок "в ёлочку".
Тепчи – длинные стежки вперед иголку, которые используются для заполнения листьев и лепестков.
Джитти – сочетание петли для пуговицы и вышивания гладью используется, чтобы сделать подобный колесу мотив с крошечным отверстием в центре.
Джангира – небольшие стежки в виде тамбурного шва.
Рельефные швы с их традиционными именами: Мурри – диагональ гладью с узлом, используется для формирования формы зерна.
Пханда – сокращенная форма мурри. Узлы, сделанные шаровидными и очень маленькими, и дают ворсовый эффект.
Дхам Патти – узор, состоящий из листьев и выполненный крестиком.
Гхас Патти – листья травы, сформированные V-образной линией стежков.
Джали – дают эффект открытого отверстия, создаются путем отодвигания нитей утки от нитей основы с помощью иглы.

Автор и источник публикации: 

журнал Индийский вестник


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
револ_ция: