Индийская мода
Но сари остается навсегда...
Долгая дорога индийской моды по подиуму - от царственных 50-х, расслабленных 60-х, хипповых 70-х, цыганских 80-х и дизайнерских 90-х до гармоничных 2000-х.
В 1947 году Джавахарлал Неру, одетый в безукоризненные ачкан, чуридар и топи, украшенный алой розой, представлял одно из направлений индийской моды, а Мухаммад Али Джинна, в шикарном лондонском двубортном костюме и гетрах, с тросточкой и в шляпе, был типичным представителем другого направления. Ганди и Валлабхбхаи Пател, одетые в дхоти, решительно не попадали в общее русло - да они и не обращали внимания на то, что тогда считалось «модным». Женщины тогда тоже делились на традиционалисток и модернисток. О последних думали, что они более шикарные (о, наши тупые колониальные представления!), но это не означало, что их наряды были западными - просто они носили французские шифоны в цветочек вместо канчипурских шелков, жемчуг вместо ожерелий-мангалсутра, короткие завитые локоны вместо пучков-джу-ра, и вдобавок пользовались яркой красной помадой и лаком для ногтей.
Махарани Гаятри Деви из Джайпура и Рани Сита Деви из Капуртха-лы - обе они были среди красивейших женщин журнала «Вог» -воплотили этот Образ. И до сих пор индийские аристократки продолжают подражать этому образу. Тогда это было стильно, теперь это -анахронизм.
Амрита Шер-Гил скончалась в 1941 г.; она всегда была впереди своего времени и стала образцом для подражания всех индийских модниц после Независимости. Она не имитировала голливудские стереотипы, не была строго традиционной, но в смелом индивидуальном стиле сочетала различные индийские стили, взяв за образец фрески Аджанты и Эллоры, а также миниатюры из Бунди.
Она носила тесно прилегающие сари из тонкой шелковой ткани с широкой золотой каймой в канчипурском и бенаресском стиле, вышитые блузки без рукавов и с глубоким вырезом, ее волосы, разделенные пробором посередине, были собраны в пучок, лицо было напудрено, на губах темная помада, глаза подведены каджалом, на лбу -бинди; а вечером к этому туалету добавлялись цветы. Этот образ страстной красавицы быстро привлек внимание индийских киношников, и на его основе был создан гиперболический болливудский стиль - отличительный признак Виджанти-малы, Мины Кумари, Мадхубалы, Сайры Бано и других актрис, даже когда они танцевали в полях, изображая крестьянок!
Сари были модной одеждой. Только христиане и парсы носили европейские платья, и это было признаком полного отсутствия элегантности. Нелепо, но сегодня женщин в сари не пускают в дискотеки и ночные клубы! На протяжении 35 лет газеты и журналы ежедневно публиковали на первых страницах изображения Индиры Ганди, сначала бывшей дочерью премьер-министра, затем самой ставшей премьером. Она носила изысканные сари из тканей ручной выделки, и это во многом способствовало росту популярности индийского текстиля. Стоит только посмотреть на женщин-лидеров соседних Непала, Шри Ланки и Бангладеш, чтобы понять, как мы едва спаслись вого безвкусного нейлона!
60-е принесли в моду шикарную небрежность - шальвар-камиз, свободно свисающий народный костюм, стал изящным ежедневным нарядом. Мешкообразные платья Джеки Кеннеди вдохновили нас на то, чтобы зашить боковые прорези и сузить рубахи-камиз (как в фильме «Садхна») - мы едва могли ходить! Шальвары также становились все уже и уже, и в конце концов превратились в чуридар. Фильм «Римские каникулы» с Одри Хепберн заставил всех переодеться в бриджи. Мужчины носили брюки в обтяжку. Все больше и больше женщин начали подстригать свои волосы, и вместо аккуратных умащенных кос появились начесы и челки. Сари с низкой талией, завязанные намного ниже пупка, дважды обернутые вокруг тела, носились вместе с остроносыми туфлями на высоких каблуках. Целое поколение «Клеопатр» подводило глаза жирными черными линиями и подводило веки синим, зеленым и золотым тонами.
В 70-е началась эра психоделики: Вудсток, «власть цветов», Битлы с ситарами, одетые в рубашки-курта с вышивкой чикан, Махариши, ЛСД... Все носили «жатые» ткани ярких расцветок, сетчатые ткани и линялый хлопок. Усы в стиле Че Ге-вары. Бледная, бледная губная помада. Западная одежда вернулась, но в новом обличий - культовой одеждой стали джинсы. Люди выпрашивали их у друзей, съездивших за границу, даже покупали их у хиппи, слонявшихся по рынку на улице Джанпатх в поисках наркотиков. Брюки «дудочкой» уступили место 30-дюймовым клешам, которые носили с тесно облегающими прозрачными рубашками, завязанными узлом на талии. Деловых женщин на мотороллерах или за рулем автомобиля можно было отличить по брючным костюмам с накладными плечами. Герои Болливуда больше не были раджами и набобами, но стали Сердитыми Молодыми Людьми: длинные бакенбарды, брюки с низкой талией, рубашка, расстегнутая на груди, цветной шарф, обернутый вокруг шеи. Темные очки - чем больше, тем лучше -неожиданно стали обязательным аксессуаром.
В 80-е начался бум «этнической» ретро-моды. Параллельно с разъединительной политикой тех времен в обществе появилась ностальгия по традиции и ритуалу. Странным образом нападение на Золотой храм, протесты против решений комиссии Мандала, волнения по поводу сноса мечети Бабри в Айодхье заставили людей выставлять напоказ свою культурную самобытность. Молодые политики, актеры, общественные деятели и просто активные люди, среди которых были Амджад Али Кхан, Амитабх Баччан, Раджив Ганди и Роми Чопра, стали носить рубашки-курта с традиционным узором чампакали, а поверх них - шарфы ангавастра или шантуш.
Повсюду были зеркальные украшения и вышивка зардози, вышитые туфли-джоти, шальвары, громыхающие украшения из серебра и золота, лоскутные сумки-джхола. Время от времени на скачках в Бомбее еще можно было увидеть даму из парсов, одетую в меховую шубу и увенчанную брильянтовой диадемой, но в других случаях она одевалась в стиле актрис из фильмов «Времена моголов» или деревенской красавицы из Раджастхана. Ливлин Шарма остается классическим примером этого образа городской цыганки. Мы видели чудесное возрождение уже умиравших традиций индийского текстиля - вышивки чикан, техники ручного окрашивания Каламкари, аппликация из Кутча, ткани Махешвари... Такие звезды, как Смита Патил и Шабана Азми одевались в традиционные ткани ручной выделки; в государственных универмагах вроде Cottage Industries и Gurjari и в частных бутиках вроде Anokhi и Ritu's Boutique появились ткани бандхини, котадо-риа, икат и нелиняющие набивные ткани, которые покупали все индийцы. Продавцы традиционных хлопковых тканей кхади отряхнули пыль со своих рулонов, а компания Fabindia составила состояние на продаже рубашек-курта с печатным рисунком.
Затем неожиданно в середине 90-х Индия «либерализовалась»! На рынок хлынула брендовая одежда западных производителей, а спутниковое телевидение принесло в нашу жизнь MTV, сериалы «Дерзкие и красивые», «Спасатели Малибу» и множество сопутствующих рекламных роликов. Стиль музыки дези и даже этнический стиль сразу оказались за бортом моды. В одну ночь все изменилось: девушки стали носить на вечеринки и дискотеки не одежду сзеркальной вышивкой, а мини-юбки. Обесцвеченные блондинки и рыжие. Футболки Benetton, джинсы Levi's, товары от Nike и Lacoste. Короткие черные платья и сетчатые чулки - и все это жарким индийским летом! Каждый вечер недавние выпускники Национального института технологии моды (NIFT) выводили на экраны телевизоров анорексичных девушек-моделей, вдохновленных каналом Fashion TV и журналом
"Ellе". Пармешвар Годредж щеголяла беретами, Прейти Зинта носила одежду от Prada и высокие сапоги.
Если в 90-х доминировали показы мод, то наше десятилетие - это время фитнеса! Снижение веса, о котором раньше индийцы вообще не задумывались (в наших древних текстах, наоборот, прославлялись слоноподобные бедра и груди размером с дыню), стало общим местом в девичьей болтовне. Почтенные матери семейств втискиваются в спортивные костюмы и кроссовки и громоздятся на беговые дорожки. В то же время индийская мода, в нашем неповторимом стиле, стоит обеими ногами в каждом из двух миров -восточном и западном, традиционном и современном, улично-обыден-ном и красочно-сияющем.
Бюстье с ручной вышивкой и сари с кристаллами Сваровски. Рубашки-курта и короткие трико. Юбки многослойные, расшитые блестками и гофрированные. Традиционные платья от Риту Кумар в стиле лехан-га-одхни с вышивкой зардози остаются обязательными для свадеб и конкурсов «Мисс Вселенная». Во всех остальных случаях - более ноская, более доступная одежда: индийские ткани и изделия народных мастеров в современном стиле; успешный экспорт индийского буйства цветов в тусклый, индустриальный западный мир. Костюмы-сафари, когда-то считавшиеся такими стильными, теперь стали отличительным признаком парней из государственной безопасности и депутатов новой волны - парламентарии давно уже отказались от бывших почти обязательными одеяний из хлопковой тка-ни-кхади и головных уборов как у Ганди!
Бриллианты и платина пользуются большим спросом, чем традиционные украшения в стиле кун-дан, мина и полки. Мужчины ходят по улицам в традиционных костю-мах-шервани, и мы видим попытки заново изобрести сари: Мандира Веди в сорочке с тонкими бретельками носит сари цветов национального флага, а Шобха Де выпускает коллекцию «Коктейль» - сари с бриллиантами.
Что же изменилось?
Во-первых, сам диапазон, разнообразие и эклектичность одежды, которую мы все носим.
Во-вторых, изобретение «разрыва между поколениями» и последовавшее возникновение подростковой моды. Дети сегодня одеваются совсем не так, как их родители.
В третьих, индийские мужчины избавились от монотонных черных, серых и белых тонов 50-х, и вернулись к своим попугайным расцветкам.
И в-четвертых, бывшие знаковые фигуры нашего стиля, аристократия и члены королевских семей, больше не определяют модные тенденции. Сложно представить себе Маявати, Джаялалитху или Мамату Банерджи в качестве законодателей моды. Вместо них теперь шоу-бизнес: старлетки, модели, звезды поп-музыки и спорта, иногда дочки олигархов - и они становятся моложе, фигуры их еще больше худеют, и все они с каждым годом еще больше приближаются к общемировому стандарту богатой элиты.
Индустрия красоты переживает бум, а вместе с ней производство отбеливающих кремов. Но есть и хорошая новость: снова стало модно иметь красивую фигуру, и сари остается навсегда...
Лайла Тьябджи (Председатель Общества народных ремесел и народных умельцев «Дасткар») Outlook. Индийский вестник № 12 за 2007 год
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос