Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийские ткани и вышивки

Кроме хлопка разные сорта шелка являются необходимой составной частью одежды. На севере, как например, в Кашмире, где зимы бывают довольно суровы, ткутся из тонкой козьей шерсти прекрасные материи, которые в Европе называются "кашемир". Эти материи чрезвычайно тонкие: большая кашмирская шаль свободно протягивается сквозь обручальное кольцо. Там же ткутся из овечьей шерсти грубые материи для мужских кафтанов и, в особенности, для одеял.

Ткани украшаются как в процессе приготовления, так и в готовом виде. К первым относятся прежде всего знаменитые кашмирские шали с их узорчатыми, вытканными каймой концами, а иногда даже со сплошь орнаментальным полем. По всей северной Индии носят шелковые и газовые шарфы, чалмы и женские покрывала, окаймленные вытканными золотыми полосами. Золотая и серебряная нитки вообще играют громадную роль в индийской одежде. Из них делаются целые ткани, называемые парчей, если основа в них бумажная, и "кинкобом", если основа шелковая. Эта парча идет в большом количестве на мужские кафтаны. Золотая и серебряная нить в Индии сперва куется из чистого золота и серебра, а потом протягивается через ряд последовательно сужающихся до тонкости волоса дырочек. Иногда эта тонкая нитка прямо идет в тканье, обычно же ею обвивают вплотную нитку желтого шелка для золотой нити и белого для серебряной. Когда индусу нужны деньги, он часто просто сжигает какое-нибудь свое парчевое или златотканное одеяние и пускает в оборот оставшееся золото. Из золотых ниток ткется чрезвычайно много галунов для всяческих окаймлений. В северо-западной Индии, в Сурате, где золота и серебра стене всегда было очень мало, выработался особый род парчи, в которой золотые и серебряные нити просто заменены белой и желтой шелковой нитью. Суратская парча расходится по всей Индии в виде шапок, кафтанов и прочей мужской одежды.

В процессе изготовления ткань может быть украшена не только в пряже, но и путем составления из разноцветных лоскутов. Так изготовлены, например, знаменитые кашмирские исламабадские ковры, представляющие собой сочетание красиво вырезанных кусочков разноцветных тканей, подшитых тонкой бумажной материей. Шов, которым эти кусочки соштукованы, покрыт сверху вышивальным швом.

Вышивка вообще часто является не только средством украшения, но и способом скрепления ткани, как например, в кашмирских кошмах, которые вышиваются для того, чтобы мягкий войлок не разлезся. В готовом виде ткани украшаются, главным образом, двумя способами: печатанием или раскраской и вышивкой. Так как вышивка требует только человеческого труда, а тканье - специальных механических приспособлений, которые ценятся гораздо выше, чем человеческий труд, то часто к вышивке прибегают как к суррогату узорчатого тканья; так, вышивают кашмирские шали по белому кашемиру, вместо того, чтобы ткать их из разноцветных ниток.
Узоров шалей около двухсот, и все носят особые названия. Здесь выставлено только несколько образцов. Эти вышивки сделаны тою же шерстяной ниткой, которая употребляется для самой ткани. Вышивки шерстью очень в ходу, в особенности для украшения портьер, завешивающих дверь в женские покои, и подушек для сиденья. Эти предметы, также как и платье, вышиваются и разноцветными шелками. Особенно интересны в этом отношении ручники, употребляемые в Чамба в Панджабе, которыми покрывают на свадьбе подносимые невесте подарки. Любимым узором на них является танец бога Кришны в хороводе пастушек. Особенно распространены в северной Индии, главным образом, в ее центральной части, в качестве нарядной одежды тонкие белые ткани, вышитые очень художественно, но и очень дешево белой бумажной ниткой. Золотое и канительное шитье особенно процветают в Бомбейском президентстве.

Парсийская женская одежда, состоит ли она из длинного куска бумажной или шелковой материи, всегда окаймлена полоской бархата, вышитой канителью. Второе употребление золотого шитья, не менее важное, это - украшение северно-индийской мужской одежды и богатой шитой сбруи слонов раджей, одеваемой в парадных шествиях. Эта сбруя предполагается украшенной кованным золотом, но так как это было бы очень дорого, то золото часто заменяется своеобразной гладью: на ткань (обычно бархат) нашиваются обернутые ветошью большие расположенные узором хлопья ваты. Сверху они покрываются в несколько рядов желтой ниткой, наконец, самый верхний ряд - золотая нить.

Такая выпуклая гладь, конечно, менее высокая, употребляется и для вывешиваемых из окон в торжественных случаях ковриков, скатертей и т. п. Очень часто, когда золотая нить кажется слишком дорогой, она заменяется блестящим желтым или белым шелком, в особенности для украшения портьер в женскую половину, завешивания карнизов и т. п. Этот способ особенно практикуется в Мадрасе, где также употребляются и другие своеобразные материалы для вышивок, именно крылышки зеленых жучков (иногда заменяемые такой же формы пятнами ярко-зеленых шелковых ниток).

Фото Индийский интернет-магазин

Автор и источник публикации: 

А. М. Мерварт, фрагмент работы "Домашние ремесла" 1927


Комментариев : 2

Экзотик Индия

Пиджаки выглядят просто шикарно! И стоят наверное безумные деньги!

Это смотря что считать

achadidi аватар

Это смотря что считать безумными деньгами.
Один из этих жакетов есть в продаже и стоит 125 долларов, что не сложно установить по ссылке.
Если 125 баксов для вас безумные деньги за экзотическую расшитую шмотку хорошего качества, да еще и с доставкой, то я удивляюсь... может быть вы не в России живете, правда, и цены у вас там не как у нас тут....

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
неудовлетворитель_о: