Касты неприкасаемых
История средневековья и нового времени показывает, что в касты замыкались различные секты (лингаяты, и др.), первоначально даже отрицавшие
кастовые различия. Как уже говорилось, в касты превращались некоторые племена и на родности.
Решающим для определения варно-кастового статуса было значение и положение новой общественной или этнической группы в общей социальной структуре. Некоторые из них включались в систему варн (и чаще всего относились к шудрам), но многие оказывались вне системы четырех варн и по своему общественному положению были ниже шудр.
В древности такие касты, стоящие вне варн, обозначались разными терминами — bāhya, antyaja, apapātra, что соответствует понятиям «отверженный», «находящийся вне». Некоторые из них считались «неприкасаемыми» (apśya).
Возникновение понятия «ритуальная неприкасаемость» относится к глубокой древности. Оно было связано с весьма архаичными магическими представлениями о табу и ритуальной нечистоте. «Нечистыми» у древних индийцев считались мертвые тела, женщины некоторое время после родов, некоторые виды животных и др. Человек, дотронувшийся до них, осквернялся и мог очиститься только совершением особых обрядов; до этого же он считался неприкасаемым, и каждый, кто касался его, сам осквернялся.
К неприкасаемым могли относиться и те иноплеменники, которые употребляли по установленным нормам «нечистую» пищу или следовали ритуально оскверняющим занятиям. С возникновением общественного неравенства представление о неприкасаемости менялось. Профессии, которыми вынуждены были заниматься низшие категории населения и отдельные племена (убой животных, торговля мясом, обработка кож, уборка мусора и нечистот и др.), прежде всего объявлялись нечистыми, что исключало эти разряды общества из варновой системы и тем самым приводило к их жестокой эксплуатации. Неприкасаемость для этих категорий трудящихся становилась «неочищаемой», а значит, пожизненной и даже наследственной.
Некоторые отсталые племена, которые были вынуждены заниматься собирательством, охотой, рыболовством и презираемыми промыслами, объявлялись отверженными и нечистыми. Это давало новое оправдание для их неприкрытого угнетения. В процессе укрепления государственности эти племена теснее включались в жизнь общества, но отпечаток отверженности они преодолеть так и не смогли2013.
Судя по имеющимся текстам, очень рано наметилась тенденция рассматривать некоторые разряды шудр как неприкасаемые2014. В поздневедийской литературе встречаются упоминания о племенах, которых презирали за отсталый образ жизни (чандалы, паулкасы, нишады, кираты)2015, но, как и в ранних дхармасутрах2016, бесспорных указаний на их неприкасаемость нет.
К рубежу нашей эры институт неприкасаемости безусловно существовал («Артхашастра» не раз говорит о нормах общения с неприкасаемыми), но особое развитие он получил в первые века нашей эры, что отражало общий процесс общественных изменений2017.
Показательно, что китайский паломник Фа Сянь (V в. н.э.) описывал неприкасаемых довольно подробно2018. К этому периоду касты неприкасаемых стали заметным явлением социальной жизни.
Презирались такие занятия, как уход за лошадьми и колесницами, услужение, плотничество, врачевание, профессии бродячего акробата, плясуна, фокусника и др.2019 Но, по-видимому, не все, занимающиеся этими видами деятельности, были неприкасаемыми, т.к. сам род деятельности многих из них требовал непосредственного контакта с «чистыми» членами общества. Следует иметь в виду, что и в наше время не все неприкасаемые касты занимают строго определенное место в обществе; отношение к ним в разных местностях со стороны разных каст неодинаково, и некоторые касты, считающиеся неприкасаемыми в одной части Индии, не являются таковыми в другой. Так, вероятно, обстояло дело и в древней Индии.
Чаще всего в источниках среди неприкасаемых упоминаются чандалы, считавшиеся, по брахманской классификации, потомками мужчин-шудр и брахманок, но, очевидно, бывшие первоначально одним из отсталых племен. Они исполняли обязанности похоронной прислуги, палачей 2020, мусорщиков, были охотниками и мясниками. Прикосновение к чандале требовало очистительных обрядов 2021. «Чистым» индийцам не следовало пользоваться теми колодцами, из которых брали воду чандалы (Артх. I.14). Чандалам следовало жить вне селений, и им разрешалось входить туда только днем для выполнения необходимых работ. Они даже имели отличавшие их знаки. Считалось добродетельным любое проявление своего презрения к ним (Ману X.50–56).
Данные индийских источников подтверждаются сообщениями чужеземцев. Так, Фа Сянь рассказывал: «Чандалы называются „дурными людьми“ и живут отдельно от всех других. Если они входят в город или на рынок, они стучат в кусок дерева. Тогда люди, узнав, кто они такие, избегают вступать с ними в контакт… Только чандалы занимаются охотой и торгуют мясом»2022. Сходные сведения сообщает и Сюань Цзан: «Мясники, рыбаки, плясуны, палачи, мусорщики и т.д. имеют свои жилища вне города. При входе в город и при передвижении в нем они должны придерживаться левой стороны дороги, пока не прибудут домой»2023.
К неприкасаемым относились также паулкасы (или пуккасы), нишады, швапачи, мритапы; антьявасайины (по брахманской классификации — дети от брака чандалы и нишадки), составлявшие «кладбищенский персонал», считались презренными даже для других 2024 отверженных.
Согласно шастрам, неприкасаемые стояли как бы вне религиозных и моральных норм (dharmahīna)2025. К концу периода древности прикосновение чандалов к дваждырожденным каралось телесными наказаниями или денежным штрафом размером в 100 пан2026;
«чистый» индиец, оскорбленный неприкасаемым, имел право наказать его сам; при этом неприкасаемый приравнивался к рабу2027 (хотя рабом он все же не считался). И за пределами древности в тех случаях, когда имела место частичная регенерация рабовладельческих
отношений, первыми жертвами порабощения оказывались самые беззащитные из тружеников — неприкасаемые2028.
Неприкасаемость каст, так же как и кастовость вообще, не оставалась неизменной с древнейших времен до наших дней. Большинство неприкасаемых каст, существовавших в древности, неизвестны в настоящее время, однако появилось множество новых. Поэтому современные неприкасаемые не всегда являются прямыми потомками древних.
2005 Так, происхождение магадхи выводится то от брака шудры и вайшийки (Баудхаяна I.9.17.7), то от
вайшьи и брахманки (Гаутама IV.18), то от вайшьи и кшатрийки (Гаутама IV.17; Ману X.11; Яджн. I.94), то
от шудры и кшатрийки (Вишну XVI.5).
2006 Ману X.12, 16 и 26; см. также: Гаутама IV.15 и 23.
2007 Ману X.43–45. Только Гаутама (IV.21) объявлял яванов детьми кшатриев и шудрянок.
2008 Ману X.4.
2009 Поэтому, видимо, грамматик Панини вынужден был считать чандалов особым подразделением шудр (V.S.Agrawala. India as Known to Pāini. Lucknow, 1953, с. 77–78). Но это объясняется, очевидно, тем, что в его время (IV в. до н.э.) отличие чандалов от шудр не было столь заметным, как позднее.
2010 Причина этого заблуждения была объяснена К.Марксом и Ф.Энгельсом: «Если примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов, то историк воображает, будто кастовый строй есть та сила, которая породила эту примитивную общественную форму» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология. — Т.3, с. 38).
2011 R.С.Dutt. A History of Civilization in Ancient India Based on Sanscrit Literature. Vol. 2. L., 1889, с. 70–74; Vol. 3. L., 1890, с. 149–159.
2012 R.С.Мajumdar. Corporate Life in Ancient India. Calcutta, 1922, с. 38; см. также: G.S.Ghurye. Caste and Class in India. Bombay, 1957, с. 101, 107.
2013 Точка зрения, будто наличие неприкасаемых каст — исключительная особенность Индии (М.Сингх. Угнетенные касты Индии. М., 1953, с. 2), ошибочна. Неприкасаемость существовала у многих народов и кое-где, как и в Индии, сохранялась до недавнего времени. Вполне сравнимы с индийскими париями японские эта и среднеазиатские иетти бам (Г.П.Снегирев. Маздеистская традиция в погребальном обряде народов Средней Азии. М., 1960; З.Я.Ханин. Социальные группы японских париев (очерк истории до XVII в.). М., 1973.
2014 Отголосками далекого прошлого можно считать предписание брахману не вкушать пищу, полученную от шудры (Ману IV.218), определение связи с шудрянкой как оскверняющей брахмана (Ману III.19; XI.179); см. также; Гаутама XVII.6; Апастамба I.5.16.22; Вишну LVII.16.
2015 Бр.-уп. IV.3.22; Чх.-уп. V.10.7; 24.4.
2016 Гаутама XIV.30; Апастамба II.1.2.8.
2017 См.: V.Jha. From Tribe to Untouchable: The Case of Niādas. — Indian Society: Historical Probings. Delhi, 1974; он же. Stages in the History of Untouchables. — IHR. 1975, vol. 2, №1; S.C.Bhattacharya. Some Aspects of Indian Society — From 2nd Century В.С to 4th Century A.D. Calcutta, 1978; R.S.Sharma. Śūdras in Ancient India. 2 ed. Delhi, 1980.
2018 Si-Yu-Ki… Vol. 1, с. XXXVIII.
2019 Ману Х.32–39, 47–49, 55–56.
2020 Ману X.55, 56; Артх. III.3; Вишну XVI.11.
2021 Гаутама XIV.30; Апастамба II.1.2.3; Ману V.85.
2022 Si-Yu-Ki… Vol. 1, с. XXXVIII.
2023 Там же, с. 74.
2024 Ману X.39.
2025 Гаутама IV.20.
2026 Яджн. II.234; Вишну V.104.
2027 Нарада XI.14. Неприкасаемые называются здесь «грязью среди людей» (malā manuyeu).
2028 JI.Б.Алаев. Южная Индия, М., 1963, с. 323; он же. Социальная структура индийской деревни. М.,
1976, с. 205–223.
Г.М. БОНГАРД-ЛЕВИН, Г.Ф. ИЛЬИН, "Индия в древности" М., «Наука», 1985, стр. 410-412
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос