Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

У святилищ Эллоры

Деккан в древности назывался Дакшинапата ("путь направо"), ибо пришедшие в страну арийцы из Пенджаба шли к востоку на Ганг и поворачивали затем на юг, изобиловавший в ту эпоху гигантскими лесами, населенный темнокожею расою, представлявший собою непочатую, девственную глушь, куда в свое время, тоже лишь постепенно, проникли и где не без труда осели среди дикарей племена так называемаго "дравидскаго" корня, - которыя признаются монголо-тюркскаго происхождения и явились из-за Гималаев первыми представителями хоть какой-нибудь культуры, доведенной ими впоследствие до весьма высокой степени.
Новые переселенцы, вторгаясь в области, занятыя дравидянами, многое могли у них заимствовать, но параллельно с тем стремились насаждать на чужбине свои религиозные заветы, передававшиеся у арийцев из рода в род через молитвенныя песнопения и "ведение" дедов (столь поздно приобретшия мировую известность Веды!)

Древний Деккан, согласно поэтическим сказаниям, вылившимся в одно целое, вроде Махабхараты и Рамаяны, служил некогда широким полем деятельности таких легендарных героев, как, например, Рама, когда этот богатырь со своею женою Ситою, еще до ея известнаго похищения злым Цейлонским царем, скитался по дебрям края и посещал дворы здешних доисторических владык, имевших эмблемами обезьян. Из одной этой подробности уже видно, как отдаленна и туманна эпоха, к которой относится народная быль!

В другое полумифическое время яркими явлениями санскритскаго эпоса выступают братья-богатыри Панду. Их отец некогда считался наследником области, простиравшейся около современнаго Дели, но в азартной игре с племянником уступил ему права раджи и вскоре, по необходимости, удалился в изгнание по направлению к Деккану, где и родились его сверхъественно могучие царевичи. Когда они возмужали, то наполнили всю Индию вечною славою о своих подвигах.

Эти полубоги, по преданию, увидели однажды необъяснимый свет у возвышенности, над которой теперь стоит местечко Родза, (куда мы приехали для осмотра эллорских святилищ) и, толкуя о том, что бы он мог означать, замыслили, в угоду небожителям, создать именно те пещерные храмы, которые в данное время тянутся перед нами в угрюмой скалистой гряде.

Бог Кришна помогал богатырям осуществить их благия намерения. Снисходя к их мольбам, он чудесно продлил одну ночь, уравняв ее нескольким столетиям, дабы, работая в этот промежуток времени, братья окончили ряд великих сооружений и, прославив индийское искусство, поразили весь мир быстротою исполнения. Замысл удался. Изумленные народы неоглядной окрестной страны признали волшебный дар сыновей Панду. Храбрейшие мужи стеклись в скликаемую ими рать. Братья повели ее на северо-запад, где лежал их отчий удел, и отвоевали его у родственника-правителя.

Эллорские святилища остались как бы в наследие от глубоко первобытной эпохи. Та ночь, которую Кришна ниспослал на мир в часы их созидания, отчасти вечно длится еще внутри необыкновенных пещер, преисполненных тайны и населенных исключительно изваяниями...
Деккан мифа и глухаго сказания собственно переступает порог истории лишь в правление кроткаго и милосерднаго буддиста Ашоки, когда им широко раздвигались пределы его владений, но весь строй тогдашних воззрений до такой степени был проникнут идеями доброжелательства к живым существам, что даже военнопленных царя немедленно отпускали на волю. По всей вероятности, именно при нем (во всяком случае, едва-ли раньше) последователи Гаутамы Будды стали здесь высекать свои первые молитвенные покои. Только впоследствие могли явиться и действительно явились подражатели и соревнователи этих буддийских зодчих и ваятелей.

Окаймляющая соседнее предгорье равнина, при ничтожном в данное время местечке Эллоре, опоясывает одну из важнейших археологических достопримечательностей земнаго шара. Уцелевшие тут памятники, безпристрастно говоря, должны бы в художественном отношении вызывать гораздо больше внимания и непосредственнаго интереса, чем однообразныя и односторонния по характеру древности Египта, которыя, хотя и создавались фараонами в силу гораздо более благоприятных условий, но в конце концев свидетельствуют о порядочном безвкусии их строителей и об отсутствии у них воображения.

Святилища и гробницы вдоль Нила гласят преимущественно лишь о связи туземных царей с небожителями, о победах над внешними врагами, о мытарствах, претерпеваемых душами после смерти и, т. п. Эллорские храмы и пещеры служат или точнее служили совершенно иным целям. Полулегендарный человек, высекавший в камне целые подземные чертоги (с барельефами, алтарями, кельями для монахов и т. д.), одушевлен был одним пламенным, непреоборимым стремлением низвести в созидаемыя им кумирни и монастыри не только образы и подобия обожаемых им сверхъестественных существ, но и само божество, столь недосягаемое для древнеиндийских мыслителей и аскетов, столь близкое и родное простому, полудикому, не мудрствующему лукаво народу...

Деккан издревле служил почему-то (вероятно, из-за прекрасных климатических условий) любимым местопребыванием брамино- буддийских отшельников и сознательным двигателем религий: избранные по духу мужи отдавались здесь созерцанию (с отрешением от всего житейскаго, земнаго), спасались в нелюдимых местностях, среди малодоступных ложбин и падей, изобиловавших зверями, жаждали торжества воли над страстями и самоочищения... Между пунктами, которые чаще всего избирались подобнаго рода людьми, - для дальнейшаго воздействия на глубоко набожную толпу мирян - Эллора занимала едва-ли не самое видное место. Предания, относившияся к ней, коренились в столь далекой и туманной старине, что и теперь еще (начиная от просвещенных браминов и кончая простодушнейшими поселянами) никто, кажется, не сомневается, что развертывающееся перед нами пространство искони было отмечено пребыванием здесь нечеловеческих существ - великих героев (Пандавов) и сверхъестественных художников, наконец, даже некоторых помогавших им богов.

Три религии мирно уживались когда-то у Эллоры: браманизм, буддизм и джайнизм. Каждая оставила памятники своего творчества, - крайне самобытные, крайне ценные в культурном отношении и, что всего удивительнее, хорошо сохранившиеся. Первенство в деле созидания пещерных храмов и монашеских жилищ принадлежит будто бы последователям отрекшагося от соблазнов царевича Гаутамы Будды. Наряду с так-сказать "подземным" зодчеством буддийских ревнителей (по мнению ученых) стали строить и джайнисты; последним явился на поприще строительнаго соревнования растревоженный противниками браминский мир и надо ему отдать полную справедливость, что он произведениями своей скульптуры и архитектуры не только превысил, но отчасти и затмил своих случайных предшественников. В этом обстоятельстве нет ничего страннаго.
Браманизм в сущности может быть уподоблен яркому дневному блеску, проникающему Индию. Огненныя идеи, коих носителями выступают сплотившиеся в могущественную касту жрецы, в творческом напряжении естественно должны давать нечто столь же знойное по колориту, столь же непобедимо-величественное по размерам и красоте, столь же вещественно-жизненное по размерам, как и то солнце, очаг небесной теплоты, которому брамины молятся и которое светит им со своей лазурной родины.
Буддизм, совершенно отличный по характеру и существу, в сравнении с браманизмом - скорее мягкий и трепетный лунный свет, ложащийся на отдыхающую от жара землю, проливающий исцеление и радость на отуманенныя сновидениями сердца, рисующий будущее в серебряной мгле полуночи. Джайнизм - нечто еще более неопределимое, будучи как бы тою алмазною пылью, которая туманно мерцает в млечном пути. Основа этой религии носит резкий отпечаток чего-то не вполне сложившагося, мистически неяснаго и лишеннаго реальной почвы. Между тем, браманизм, при всей чудовищности и при всем гигантском многообразии порожденных им образов, отнюдь не имеет тех отрицательных отчасти признаков, которыми отличаются буддизм и вера в "Джинов" (т. е. поработителей в себе греха и скверны, достигнувших наивысшаго совершенства людей, служащих многим благочестивым индусам объектами культа и прообразами истиннаго поведения).

Читать дальше об индуистском храме Кайласантха

Автор и источник публикации: 

В области неувядающей старины, 1908 год


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ф
Й
Ф
л
Э
Введите код без пробелов, учитывая регистр