Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Южно-индийские храмы. Канчипурам

Канчипурам (Kancheepuram) - город тысячи храмов

Описание южно-индийской архитектуры  я решила начать с Канчипурама - города в котором помимо огромного количества храмов соседствуют различные архитектурные стили, но сначала небольшой экскурс в мир индийских храмов.
Южно-индийские храмы занимают отдельное место в храмовой архитектуре Индии и образуют самостоятельный стиль, называемый дравида.

Храмы в стиле дравида отличаются от северо-индийских храмов и размером и структурой. Правда, южно-индийские храмы очень сильно различаются между собой в зависимости от любимого архитектурного стиля правителей, которые их строили. Так, например, храмы правителей Чола имеют высокие храмовые башни над святилищем; храмы, построенные  Наяками и Пандья -напротив огромные многоярусные гопурамы с рядами скульптур или орнаментов; храмы правителей  Виджаянагара делают акцент на декорированые колонн, в храмах  Паллава появляются первые надвратные башни и отдается предпочтение украшению стен, которое доходит до умопомрачительного мастерства скульпторов и архитекторов  храмов Хойсала.

Южно-индийский храм представляет собой комплекс, обнесенный  внешней стеной с надвратной башней или гопурамом (гопура).

Канчипурам, гопурам храма

Как правило, в поздних дравидских храмах имеется в зависимости от размера, два и более гопурама, ориентированные по сторонам света. В больших дравидских  храмах кроме того имеется несколько стен (до 7 как в Шрирангаме), причем гопурамы наружной стены неизменно больше гопурамов, окружающих внутренние храмы.
В отличие от северо-индийских храмов зачастую именно гопурамы являются самой высокой постройкой храмового комплекса, храмовые башни невелики, а внутренникие помещения скрыты под плоскими или низкими крышами с минимумом декора. Впрочем, есть и исключения - храмы династии Чола - Брихадешвара мандир и храмы к окрестностях Танджавура (Танжора).

Кроме того, в состав крупных  южно- индийских храмов входит так называемый "зал тысячи колонн" или "зал для танцев" - это открытое с боков помещение, внутри которого расположен лес резных, зачастую потрясающе декорированных скульптурой, колонн, неизвестное северному стилю.

Канчипурам, храмовый зал для танцев

Излюбленными сюжетами скульптур на колоннах на юге Индии являются всадники на вздыбленных лошадях или яли - мифические полу-львы полу-драконы, которые часто сидят на слонах, держа их за хобот. Часто на колоннах храмов дравидского стиля можно встретить и  влюбленные парочки - майтхуна.

Иногда вместо тысячеколонного зала в южно-индийских храмах имеется обходной коридор, опоясывающий храм с 3 сторон, такие коридоры украшены колоннами, скульптурой, а иногда и нишами с фресками на религиозные темы.

Каничпурам, скульптура храма

Тоже относится и к скальным или пещерным храмах дравидского стиля. В составе  крупных храмовых комплексов южной Индии также  часто есть бассейны с гхатами. Мандапа, зал, находящийся перед гарбха гриха, то есть алтарной частью, в южно-индийских храмах часто очень велик, и иногда продолжается длинной колоннадой.

Храм Экамбарешвара

Храм Экамбарешвара (Ekambareshvara) - самый большой храм Канчипурама и наиболее важная шиваитская святыня.  Храм  также известный как Экамбарнатха (Ekambaranatha) легко обнаружить по его колоссальным выбеленным гопурамам, которые возвышаются  почти на  60 метров  на севере  города.
Главный храм состоит из нескольких   частей, строительство храма было начало при Паллавах (Pallava), в современном виде храмы был завершен  между шестнадцатыми и семнадцатыми столетиями. На территории храме помимо центральной мандины есть несколько меньших святынь  и большой басейн, в котором водились священные рыбы.

Центральный вход через высокий арочный проход в гопураме южной стены  ведет к открытому внутреннему двору и величественной "тысяча колонной зале" (kalyan mandapa), чьи  частично разрушенные серые каменные колонны украшают пышнотелые  девы, животные и божества. Этот зал обращен к храмовому бассейну   на севере и святилищу на западе, где хранится символ Шивы (здесь Шива предстает в форме Камешвары (Kameshvara), Бога  Желания)  - лингам элемента земли, который является одним из пяти лингамов  Тамил наду, представляющих элементы.
Легенда связывает лингам с историей о том, как супруга Шивы богиня Камакши ("имеющая глаза, полные желания"), игриво закрыла глаза Шивы, погружая мир во тьму. Видимо Камакши сделала это не ко времени, потому что другая легенда гласит, что когда Парвати так же шутя закрыла глаза Шивы, подойдя к нему сзади, с миром ничего плохого не случилось. У Шивы просто открылся третий глаз. Правда считается, что взгляд 3 глаза Шивы испепеляет, с другой стороны третий глаз называют глазом сокровенного знания или внутреннего  видения, а с третьей - это место проекции аджна-чакры.

Шива расстроился, отругал Камакши и  в наказание отправил ее лепить лингам из земли, что  Kamakshi и сделала. Правда, закончив,  она не могла сдвинуть лингам с места, хотя она   обхватила лингам так крепко, что на нем отпечатались следы от ее  грудей и браслетов.. Местные мифы сообщают про  большое наводнение, которое вскоре пронеслось по Канчипураму и разрушило храмы, но не сдвинуло с места лингам, вылепленный Камашки. Во внутреннем дворе храма растет очень почитаемое   дерево манго, потомок того  дерева, под которым когда то поженились Шива и Камакши. Этот союз празднуется в течение фестиваля каждый апрель, и много пар всступают в брак тысячеколонном зале этого храма.

Храм Камакши Амман

Храм  Камакши Амман (Kamakshi Amman) - одно из трех самых священных  мест Индии шактистского культа, здесь основное божество  Шакти (Shakti), космическая энергия Шивы, изображенная в женской форме, обычно как супруга Шивы Парвати или ее форма. Богиня Камакши (Kamakshi),, чье имя переводится как "глаза желания" или "с глазами, полными страсти" является местной дравидской богиней, ставшей после санскритизации юга Индии формой Махадэви Парвати. Камакши изображается  со стеблями сахарного   тростника и  цветами,  она соблазнила Шиву  в Канчипураме, здесь  они и поженились, таким образом создалась связь между  между местными дравидскими божествами и единым арийским  Богом. 

Построенный в течение правления династии Паллавов (Pallava) этот храм перестраивался в  четырнадцатом и семнадцатом столетии, храм Камакши Амман, объединяет  несколько стилей:   древняя центральная святыня, ворота виджаяянагарского периода, и высокие гопурымы, установленные над  воротами намного позже. Надвратная башня (Gopura) и храмовая башня (vimana) ослепляют великолепием убранства в розовых и синих тонах с золотом. Направо от центральной святыни находится зал (mandapa), где размещена   художественная галерея.

Храм Кайласанатха

Храм Кайласанатха (Kailasanatha), то есть храм Кайласа (Кайлаша) - самый старый в Канчипураме, он считается лучшим примером паллавской архитектуры на юге Индия. Храм был построен   королем Раджасимхой в начале восьмого столетия.  
От более поздних храмов его отличает небольшой   размер и простая резьба, центральная   святыня окружена  58 меньшими святынями. Оканчивающийся  скромным пирамидальным шпилем, маленький храм стоит в центре прямоугольного внутреннего двора, окруженного стеной, испещренной крошечными кельями для медитации  и скульптурными образами Шивы, Парвати и их сыновей, также мифических яли. На южной стороне шпиля Шива изображен как  аскет  (Bhikshatana); на севере он изображен танцующим танец разрушения (Samhara-Tandava).

Вокруг алтарной части традиционно выстроены двойные стены, создающие обходной корридор, проход по которому верующих является частью ритуального поклонения Шиве. На стенах обходного коридора сохранились следы  фресок, а потолки гравированы   религиозными стихами, написанными на языке пали. Святилище, куда допускаются только индуисты, содержит шестнадцати-гранный черный лингам, охраняемый слоноголовым Ганешей (Ganesh) и другим сыном Шивы, Скандой, богом войны, милостью которого пользовался король Раджасимха.
Храм расположен среди нескольких малоэтажных зданий в 1 км к западу от городского центра. Подобно одновременному береговому храму в Мамаллапураме, этот храм построен из мягкого песчаника, но его защищенное положение уберегло его от ветра и эрозии песка, и он  замечательно сохранился. Обычно менее посещаемый, чем его соседи, храм становится центром  празднований в течение фестиваля Махашиваратри.

Храм Вайкунтха Перумал

Храм Вайкунтха Перумал (Vaikuntha Perumal) был построен вскоре после храма Кайласанатха в конце восьмого столетия, он меньше по размеру и посвящен Вишну. Его высокую виману - храмовую башню (vimana) венчают 3 резные  короны с образами Вишну, расположенными одна над другой. Этот храм был построен паллавским королем Нандиварманом Паллавалмаллой.
Необычны сцены, вырезанные на стенах, окружающих двор храма, они  изображают важные события из истории династии Паллава, среди них коронации, заседания судо и сражения с Чалукья, империя которых простиралась  к северо-западу от Канчипурама. Украшенный колоннами вестибюль храма был добавлен правителями Виджаянагара пятью столетиями спустя и сильно отличается стилистически гораздо более декорированной отделкой, что весьма  характерно для архитектурной традиции Виджаянагара.
Храм Вайкунха перумал  находится в полукилометре к западу от железнодорожной станции Канчипурама.

Храм Варадараджа Перумал (Девараджасвами)

Посвященный Вишну храм Варадараджа Перумал (Varadarajaperumal), другое его название Девараджасвами (Devarajaswamy) - массивное и внушительное здание с богатым резным святилищем и хорошо сохравшимся колонным залом  шестнадцатого века, примыкающим к западным входным воротам. Храм имеет две высоких башни, на востоке и на западе. 1000 колонный зал наполнен разнообразной   и  детально проработанной скульптурой. Внешние колонны центральной  мандапы украшены фигурами  львов и воинов на вздыбленных лошадах ,  олицетворявших военную доблесть его строителей Виджаянагаров
Этот храм находится  в огромном, окруженном стеной комплексе с воротами с высокими гопурамами  к юго-востоку от города. 

Храм Джварахешвари

Храм Джварахешвари (Jvaraheshvari) находится в садах на юге Канчипурама, он является единственным в Канчипураме храмом стиля Чола выстроенным в десятое - двенадцатые столетия, который не был изменен и затенен более поздними зданиями. В отличие от храмов Паллавов, Джварахеешвари построен из прочного серого камня и его  отличает  пирамидальная крыша - ранняя форма гопурама.

Автор и источник публикации: 

achadidi. Републикация только с разрешения автора. использованы материалы http://www.tamilelib...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
взаимо_аменяемость: