Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Биотехнология и развитие экономики в Индии

В двух основных экономических секторах Индии – сельском хозяйстве и промышленности, происходит внедрение нового комплекса технологий использования биоресурсов. В особенности, огромный интерес представляют разработки в области биотехнологии. Данные инновационные технологии имеют особое значение для развивающихся стран, таких как Индия, в которой cельское хозяйство переживает застой и на урожаи оказывают влияние различные биотические и абиотические стрессы, и которая стремится сделать сельское хозяйство быстроразвивающейся отраслью.

Введение биотехнологии вызвало значительные изменения в сельскохозяйственном и промышленном секторах Индии. Эти изменения можно охарактеризовать как переход от развития, основанного на химических технологиях, к развитию на основе биологии с четким фокусом на биотехнологии и геномике. В недавно опубликованной предварительной версии проекта «Национальная стратегия развития биотехнологии (НСРБ) 2007 г.» была подчеркнута важность развития биофармацевтического сектора.
Еще в начале восьмидесятых годов Индия увидела потенциал и важность биотехнологии для национального развития в таких областях, как здравоохранение, сельское хозяйство и т.д. Шестой пятилетний план (1980-1985 гг.) стал первым стратегическим документом, который подчеркнул значимость развития биотехнологии в стране. Данный документ акцентировал внимание на важности укрепления и развития потенциала в таких отраслях как иммунология, генетика, инфекционные заболевания и т.д.

В 1982 году для поддержки развития биотехнологий, а также для обеспечения координации на наивысшем уровне, Департамент науки и техники (ДНТ) основал Национальный Совет по биотехнологии (НСБТ). Под эгидой Министерства науки и техники в 1986 году вместо НСБТ был создан Департамент биотехнологии (ДБТ). Департаментом биотехнологии было проведено несколько мероприятий по поддержке организационного и стратегического развития в Индии. Поскольку на ДБТ была возложена двойная ответственность – продвижение и регулирование, в выполнении миссии ДБТ принимали участие несколько сторонних организаций. Среди них были такие организации как: Совет по научным и промышленным исследованиям (СНПИ), Индийский совет по медицинским исследованиям (ИСМИ) и Индийский совет по сельскохозяйственным исследованиям (ИССИ), а также множество других образовательных учреждений, включая Комиссию по распределению субсидий университетам (UGC).
За последние 10 лет инвестиции правительства Индии в образовательные программы в области биотехнологии существенно увеличились. Быстрый рост биотехнологической промышленности Индии в разных отраслях свидетельствует о невероятных достижениях экономики Индии. Доля данной промышленности Индии составляет 1,5% из 100 миллиардов долларов США мирового рынка биотехнологий. По предварительным оценкам, к 2020 году Индия займет 10% мирового рынка биотехнологий. В биотехнологической отрасли Индии в основном доминируют компании из биофармацевтического сектора, а также сектора биоуслуг. Прибыль от экспорта в биофармацевтическом секторе в среднем составляет 60% годового дохода, в то время как в секторе биоуслуг – почти 20%. По данным обзора биопромышленности, инвестиции как в исследования и разработки, так и в инфраструктуру биотехнологической индустрии значительно возросли. За последние 5 лет комплексный годовой коэффициент роста (CAGR) увеличился на 29%, и в 2006-2007 гг. уровень инвестиций достиг 500 миллионов долларов США. Занятость по основным группам в данной отрасли составила около 20 000 ученых. В 2007 году общее количество фирм насчитывало 350, из которых 142 представляли биофармацевтический сектор, 74 – фирмы из сектора биоуслуг. Обзор отрасли прогнозирует, что к 2010 году в Индии будут действовать более 400 компаний, в которых будут заняты 50 000 ученых.

Отрасль сельскохозяйственной биотехнологии в Индии быстро развивается, открывая широкий спектр возможностей и с большой вероятностью существенно повлияет на развитие экономики. Несмотря на это, негосударственные организации (НГО) и гражданские общественные организации неоднократно выражали озабоченность относительно потенциально необратимых воздействий и научной недостоверности, связанных с данной технологией. Такие диаметрально противоположные мнения относительно внедрения биотехнологии создают трудности при разработке стратегий, касающихся продуктов биотехнологии.

В соответствии с отчетом комитета Сваминатхан, идея создания Национального Органа по регулированию биотехнологии (НОРБ) для координации действий по обеспечению быстрого и компетентного распространения биотехнологических продуктов все еще находится в процессе разработки. На данный момент в Индии проходят дискуссии о том, что поскольку каждое из министерств имеет определенную сферу полномочий, подобная структура помогла бы существенно увеличить эффективность регулирования трансграничных перевозок и бестарных грузов. Создание действенной государственной организации по биобезопасности является исключительно важной задачей, принимая во внимание тот факт, что в стране идут активные обсуждения таких ключевых проблем как безопасность, капитал и другие подобные проблемы.

В этом отношении опыт Индии в области биотехнологических семян был довольно любопытным. Официально новая технология выращивания биотехнологического хлопка была представлена в Индии в 2002 году. За последние годы были одобрены 274 гибрида биотехнологического хлопка. Торговлю ими осуществляли 30 компаний-производителей семян из частного сектора. В 2008 году посевы хлопка занимали площадь около 9,3 миллионов гектаров, в обработке посевов было занято 6,2 миллиона фермеров, урожайность с гектара в среднем составила 1,5. С момента внедрения биотехнологического хлопка в 2002-2003 годах, его производство и урожайность колоссально возросли, при этом не потребовалось значительного расширения площади посевов.

Избыточное производство хлопка с помощью новой технологии может легко занять основную долю рынка экспорта. Национальная потребность Индии в хлопке составляет 20-24 миллиона кип. С другой стороны, при избыточном производстве хлопка объем импорта значительно уменьшился. С появлением биотехнологического хлопка Индия достигла существенного прорыва в применении технологии, что уменьшило зависимость от импорта и повысило качество волокна, предназначенного для экспорта и собственного потребления.

В Индии политика биотехнологии, в общем, и биофармацевтика, в частности, регулируются, главным образом, различными государственными структурами. Биофармацевтический рынок Индии приблизительно оценивается в 1,05 миллиарда долларов США и прирост составляет около 32%. Кроме того, государственные вложения в отрасль медицинской биотехнологии выросли на 69% за период с 2001-2002 гг. по 2005-2006 гг., и это поможет трансформировать инновационные возможности производителей фармацевтической продукции, позволяя компаниям улучшить производственно-сбытовую цепь. Подобные начинания предоставили прекрасную возможность для внедрения новой продукции в стране. Огромное количество пациентов, а так же специализированные знания в отрасли привлекли в Индию большое количество организаций, практикующих клинические исследования (ОКИ). По предварительным оценкам, к 2010 году индустрия ОКИ в Индии может составить 50 000 миллионов рупий, в нее будут вовлечены 50 000 профессионалов в области клинических исследований. Также будут проведены 400 клинических исследований с участием 100 000 пациентов и 300 городов.

С каждым днем возрастает важность привнесения динамизма в функционирование науки и техники на национальном уровне. Возрастающее значение знаний в области сельскохозяйственного и промышленного производства, а также растущая актуальность вопроса согласования данного производства с проблемами управления окружающей средой, требуют продуманного применения новых технологий. В то время как для развития эффективных систем науки и техники необходимо существование прочной физической инфраструктуры, ключевыми факторами все же остаются институциональный подход, который поддерживает эти системы, а так же взаимодействие между общими целями развития и проведением исследований и разработок в разных направлениях. В этой связи вызывает сомнение вопрос о развитии и компетенции научно-исследовательских структур государственного сектора в сфере новых технологий. Также важным звеном является обладание точной информацией и достоверными статистическими данными об изменениях в отрасли. Только в этом случае удастся создать твердую основу для разработки необходимой стратегии. С быстрым расширением промышленной базы Индии понадобится разработка стратегии, основанной на фактах, для эффективного реагирования с помощью новых технологий на увеличение роста серийного производства в сельскохозяйственной и промышленной отраслях.

◆ Автор – старший научный сотрудник, Исследования и информационные системы для развивающихся стран (RIS). Нью-Дели

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы за август 2009 года, автор САЧИН ЧАТУРВЕДИ


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Индо_итай: