Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Единение через мелодию

ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Во времена, когда весь мир радостно напевает «Джей хо!», - песню композитора А.Р. Рахмана, завоевавшую «Оскар», - эти два слова, означающие «Да будет слава!», символизируют золотую эпоху индийской музыки. Тысячелетнее музыкальное наследие страны недавно обрело глобальные перспективы и новое обличие.

Сегодня, как никогда раньше, международное внимание привлечено к индийской музыке, и особенно к ее сочетанию традиционных классических раг и этнического народного ритма со звуками музыки Запада. Первый для страны «Оскар» за песню совпал с премией «Грэмми» Устада Закира Хуссейна, известного волшебством своей игры на ударном инструменте табла.

«Мир заново открывает для себя нашу музыку. Мы можем дать ему очень многое», - сказал Хуссейн, сотрудничавший с западными музыкантами в работе над альбомом «Global Drum Project», получившем премию «Грэмми».

Специалист классической индийской музыки севера страны, вокалист Лакшми Шанкар, номинировавшийся на премию «Грэмми», описывает
этот период как «вторую эпоху возрождения индийской музыки». «Я вижу, что на Западе все жаждут нашей музыки; они хотят слышать ее
больше».
Однако, уже на протяжении почти семи десятилетий, пусть не так драматично, но индийская музыка пыталась перейти географические
барьеры.
Многие историки соглашаются с тем, что впервые индийская музыка пересекла границу в 1930 году, вместе с музыкантом и танцором
Удай Шанкаром. Его компания содержала штаб-квартиру в Париже, и гастролировала по Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии в
течение восьми лет.
Ансамбль мог похвастаться наличием в своем составе самых больших имен из истории индийской классической музыки: Баба Аллауддин Кхан, легендарный музыкант струнного инструмента сарод; вокалист и инструменталист Вишну Дас Ширали; и композитор Тимир Баран.

В 1955 году, знаменитый дирижер и скрипач Иегуди Менухин представил Западу первую пластинку индийской классической музыки «Музыка Индии: утренняя и вечерняя рага» («Music of India: Morning and Evening Raga»). В этом альбоме Устад Али Акбар Кхан играл на сароде, Пандит Чатур Лал на табле, а Шириш Гор – на струнном инструменте тамбура.
Во вступительном слове к альбому Менухин представил западному слушателю каждый из этих музыкальных инструментов и воспроизводимые ими звуки.
Когда американский композитор Ла Монте Янг впервые услышал «жужжание» тамбуры по радио, на трансляции концерта в 1957 году,
он сразу же поехал в ближайший магазин, чтобы купить эту пластинку. В результате, Янг изучал индийскую музыку на протяжении 26 лет с
вокалистом Пандит Пран Натхом.
Также, хорошо известно сотрудничество Менухина с Рави Шанкаром, легендарным индийским музыкантом, мастерски владеющим струнным
инструментом ситар, в работе над альбомом «Запад встречается с Востоком» («West Meets East») в 1960 году.
Микки Харт, барабанщик популярной американской группы «Грейтфул дед» не мог поверить, что Чатур Лал играл на табле голыми руками!
Харт, один из лучших ударников за всю историю современной западной музыки, считал: «Индийский ритм очень похож на арабский, на
мавританский, с интенсивной многослойностью».
Музыкант и автор Питер Лавеззоли, профессиональный барабанщик и музыкант, проживающий в Майями и Сент-Льюисе, который проводит
каждую зиму в Индии, слушает классическую индийскую музыку и пишет о ней, говорит, что новые технологии помогли индийской музыке
в ее путешествии на Запад.
В своей новой книге «Бхайрави: всемирное влияние индийской музыки» («Bhairavi: The Global Impact of Indian Music») Лавеззоли говорит, что до
изобретения долгоиграющих пластинок записи индийской классической музыки были ограничены трехминутными пластинками со скоростью
78 оборотов в минуту, производимыми исключительно для индийского рынка.
Технологии помогли маэстро сарода Али Акбар Кхану стать первым классическим музыкантом Индии, который появился на телевидении США.
Если 1955 год был годом, когда семя индийской классической музыки было посеяно на Западе, то 1967 год стал для него водой – временем, когда поиск альтернативного мировоззрения привел музыкантов в Азию, особенно в Индию, к изучению ее духовных и эстетических традиций.

Махариши Махеш Йоги, индийский ясновидец, распространивший древнюю науку трансцендентальной медитации в Европе и Америке,
покорил воображение участников «Битлз» - одной из величайших британских поп-рок групп всех времен.
Участники ливерпульского квартета провели почти шесть недель в приюте ясновидца в Ришикеше и сочинили там более 30 песен. Это
также положило начало пожизненной дружбе между Рави и Джорджем Харрисоном, одним из «Битлз».

Распространение религий Индии, - Международного общества сознания Кришны, культа Буддизма и Чинмойя, - также открыло индийской музыке двери на Запад.

В своей книге Лавеззоли вспоминает о том времени, когда Рави Шанкар и покойный маэстро Устад Алла Ракха выступали на фестивале поп-
музыки Монтерея в Калифорнии в 1967 году.
«События выходных дней снимались на пленку..., фиксируя выступления многих легендарных фигур рок-музыки в расцвете их сил – Джимми Хендрикс, группа «ХУ», Отис Реддинг и Дженис Джоплин... почти все музыканты находились в зрительном зале во время выступления Рави Шанкара; большинство из них никогда прежде не видели его... И реакция зрителей была восторженной, вознеся Шанкара к еще более высокому звездному статусу».
В 1944 году индийский музыкант Пандит Вишва Мохан Бхатт, изобревший струнный инструмент «мохан вина», вместе с Раем Кудером получил премию «Грэмми» за альбом «Встреча у реки» («A Meeting By The River»).

Предметом особой гордости стало международное признание киноиндустрии страны – будь то композитор А.Р. Рахман или звукорежиссер Ресул Пукутти, - оба они из Южной Индии, и оба привезли домой премии «Оскар» за работу над фильмом «Миллионер из трущоб», поставленным британским режиссером Дэнни Бойлом.

Вишва Мохан Бхатт подводит итог: «Если битломания и Рави Шанкар были символом семидесятых годов, то 2009 год – это время, когда индийские музыканты выходят на Запад с новой музыкальной волной. Люди Запада с глубоким уважением говорят о наших рагах и нашей практике. Они потрясены эмоциональностью нашей музыки; это и привлекло внимание всего мира».

◆ (Источник: Индо-азиатская служба новостей)

Автор и источник публикации: 

МАДХУШРИ ЧАТТЕРДЖИ, Индия перспективы № 1 за 2010


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
неудовлетворительн_: