Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

ШКОЛА ИСКУССТВА ГАНДХАРЫ

Слияние Индийско-Греческих традиций
Популярно известная как греко- индийское искусство, школа искусства Гандхары отличается от аниконической традиции ранней индийской скульптуры и антропоморфической традиции греко-римского искусства. Говорят, что художник школы Гандхары имел руку грека, но голову и сердце - индийца.

И хотя процесс производства и манера использования им материала были гелленическими, его основной порыв, полет воображения и иконография оставались индийскими. Эта школа представлена в скульптуре, глине, а также и в настенных росписях и декоративной "каменной" штукатурке. Первоначально скульптуры стиля Гандхары были окрашены и покрыты тонким слоем золота.

Школа искусства Гандхары процветала на северо-западе неразделенной Индии и в восточном Афганистане на протяжении почти 800 лет, в период между I веком до нашей эры и VII веком нашей эры. В период между VI и V веками до нашей эры во время правления персидской династии (Иран) Гандхара впитала в себя индийское и средиземноморское влияния в искусстве и культуре. Именно здесь произошло слияние цивилизаций. Именно здесь поддерживался ритм цивилизаций. Типичной характеристикой индийской культуры является способность абсорбировать, ассимилировать и синтезировать. Остается лишь поражаться тому, как в Индию непрерывно вторгались одна за другой орды захватчиков и впоследствии становились её частью.

Гандхара была захвачена Александром Македонским в IV веке до нашей эры. Во время правления Ашоки она была частью империи Мауриев и считалась одним из крупнейших центров буддизма. Говорят, что буддийские мисионеры приветствовались здесь барабанным боем. В I веке нашей эры она стала частью империи Кушанов с Канишкой во главе. Именно в это время две школы искусства Гандхары и Матхуры продвинулись вперед в своем достижении превосходства, несравнимого ни с какой другой школой или движением.

Династия Кушанов содействовала появлению составной культуры, изумительными образцами которой были артистические шедевры школы искусства Гандхары, а также монеты Гандхары с изображениями всех богов - индийских, иранских, буддийских, греко-римских, бектрианских, парфянских. Статуя Канишки, найденная в Суркх Котале в Афганистане, представляет собой воплощение всего самого лучшего в кушанском стиле иконографии Гандхары. Период правления Кушанов знаменует важную эпоху в индийской истории, потому что Индия вступила в тесный контакт с внешним миром именно во время правления этой династии. Она также знаменует собой начало золотого века в искусстве Гандхары.

Кушаны имели тесные связи с Римом и Грецией. В своей интерпретации буддийских легенд художники Гандхары много заимствовали из классического искусства Рима и из греческой мифологии, изображая ангелов с гирляндами, тритонов с хвостами рыб и лошадиными копытами, центавров с человеческими головами, руками и телом, используя спиральные и текучие линии. В результате этого появился Будда с вьющимися волосами, мускулатурой и усами. Гаутама выглядел как юный Аполлон, греческий бог Солнца, символизировавший собой красоту и силу и одетый в широкие одеяния. При раскопках в восточном и центральном Афганистане, находившемся под влиянием буддизма секты Махаяна после исторического раскола в Паришипуре (нынешнем Пешаваре в Пакистане) в дни правления Канишки Великого, было обнаружено большое количество фигурок Будды из глины.

Школа искусства Гандхары несет отпечаток того факта, что политические границы между Индией и Афганистаном просто не существовали во времена правления Мауриев, индо-греков, Саков, Кушанов, парфян и даже моголов. Последним желанием умиравшего могольского императора Бабура, основателя могольской династии в Индии, была просьба похоронить его в Афганистане. Его останки захоронены там в саду Кабула.

В Афганистане раскопки в Бамияне, Беграме, Хадде, Кандахаре и Кундузе выявили ряд буддийских поселений. В современной деревне Хадде были найдены 531 ступа и 3000 статуй Будды и боддисатв из глины и декоративной и "каменной" штукатурки. Древним названием Хадды является "Нагарахара". Здесь побывал примерно в 400 году Фа Хиен. А в 630 году в этих местах путешествовал Хиуен Цанг. Оба эти пилигрима прибыли из Китая через Афганистан, чтобы посетить землю Сакьямуни. Цанг жил здесь на протяжении 18 лет. Вначале как студент, а затем как преподаватель в университете Наланды, где учились студенты со всех концов мира, включая Афганистан и Иран. Частью учебной программы этого университета было искусствоведение, и поступить в него было очень трудно. Говорят, что абитуриенты годами ждали возле ворот Наланды, чтобы сдать вступительные экзамены.

В раннем буддийском искусстве имеются доказательства того, что Будда представлялся такими различными символами, как дерево бодхи, под которым он сидел в позе "ваджрасана", отпечатки ступень Сакьямуни и в первую очередь вихары и ступы. В буддийской истории слово "вихара " означает что-то ассоциирующееся с жизнью Будды, а "ступа " символизирует собой событие, связанное с его смертью. Свидетельством тому служат ступы Санчи, Бхархута и Амравати. К ним можно добавить вихары Наланды, Раджгрихи и Викрамсилы. Многие историки считают, что гелленические скульпторы Гандхары бьши самыми ранними создателями образов Будды, в то время как другие заслугу в этом приписывают иконографам школы Матхуры, процветавшей во втором веке до нашей эры вплоть до XII века нашей эры.

В Матхуре образы Будды создавали из красного песчаника, добывавшегося из каменоломень в Сикри. Школа Матхуры особенно славилась своим искусством создания образов якши (мужского духа), очень напоминавших колоссальную фигуру Будды школы Гандхары. Обе школы также создавали фигуры сидячего Будды с широкими плечами, бритой головой, улыбающимся лицом и правой рукой в позе "абхая мудры". Если в стиле Гандхары Будда сидел на лотосовом троне, то в стиле Матхуры Мастер восседал на львином троне. Если в соответствии с канонами школы Гандхары одежда Будды была представлена в соответствии с фасонами Центральной Азии, то матхуровский Будда был одет в индийские одеяния. Женские фигуры якш в стиле Матхуры имеют чувственный вид и бросаются в глаза.

Таким образом мы находим, что путь между аниконической традицией раннего индийского искусства и постепенным появлением культовых икон представляет собой важную и интересную главу в индо-греческой иконографии. Возможно, что эти две школы процветали одновременно и выработали свои собственные образы Будды, в создании которых они достигли большого превосходства, и оказывали влияние друг на друга. Когда китайский пилигрим Фа Хиен увидел две гигантские статуи Будды в Бамияне, он пришел в экстаз. Никогда ранее не видел он таких высоких статуй. Подобным же образом Хиуен Цанг (630 г.) сказл, что Бамиянская долина не только славится своими двумя колоссальными Буддами высотой 52.5 метра и 36 метров соответственно, но и сотнями пещерных храмов и монастырей. В течение 2 тысяч лет эти скульптуры Будды завораживали мир. Увы, в марте 2001 года их подорвали талибы, объяснив, что они якобы являются языческими символами. Группа специалистов из Швейцарии планирует восстановить одну из этих статуй как символ надежды.

Сопровождавший орды Махмуда Гхазни несколько раз в начале XI века Аль Бируни был потрясен, увидев статуи Будды не только в Бамияне, но и в Таксиле, Пешаваре, Мултане и Матхуре. Рассказывая об огромном превосходстве искусства индийских скульпторов в своей книге "Китаб- ул-Хинд", он писал: "Они достигли очень высокой степени искусства в этой сфере. Причем такой высокой, что когда наши люди (мусульмане) смотрят на их творения, они изумляются и не могут даже их описать, не говоря уже о том, чтобы создать что-либо подобное". Это очень большая похвала, особенно со стороны такого великого ученого, как Аль Бируни. Она многое говорит об индийском гении, создавшем такие чудеса скульптуры.

При общем анализе индо- греческого и индо-афганского искусства можно с уверенностью сказать, что художник школы Гандхары внес долговечный вклад в греко-буддийское искусство, установив баланс между реальным и идеальным, чувственным и священным, между эволюцией и этикой, между улыбающимся и страдающим Буддой, между стоящим и сидящим бодхисатвой.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы Октябрь 2003, К.К. Кхуллар

Статуя Будды, школа Гандхары


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_ндостан: