Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Рука режиссера

В середине 80-х годов, когда колоссальная фигура Амитабха гневно сошла с экранов кинотеатров, Болливуд сильно нуждался в новом кумире, новой свежей формуле, вытеснившей бы «сердитого молодого человека», который более десяти лет был на коне. Возникали попытки создать аналоги и появлялись реинкарнации типа Митхуна Чакраборти и Анила Капура, но никто из них не сумел воссоздать то волшебство и оживить кассовые сборы.

Ситуация нуждалась в радикальных изменениях. Именно в это время стали постепенно появляться новички – актеры, режиссеры и технические специалисты – в большинстве своем моложе тридцати лет, которые увидели возможность взять на себя все аспекты кинопроизводства в Болливуде. Это новое предприимчивое поколение стало более, чем просто сменой поколений. Они явили собой полную смену системы понятий в Болливуде, искусно и успешно переписав все принятые до этого сценарии индийского кино и открыв в нем новые грани. «Новое кино» радовало одновременнно и критиков и большинство зрителей, не нарушая традиционных кинематографических ценностей. В этом «новом порядке» звезды перестали считаться богами кассовых сборов. Вместо этого, фундаментом успеха стали считаться отлично написанные сценарии и художественное представление замыслов.

Первым, кто сломал старые принципы, стал Мансур Кхан, компьютерный виртуоз, получивший образование в США. Несмотря на то, что он вышел из «киношной» семьи, Мансур полностью оторвался от прочной базы, созданной его отцом, и сформировал собственную молодую талантливую команду. Результатом стал фильм «Qayamat Se Qayamat Tak» («QSQT»), созданный по мотивам «Ромео и Джульетта» Шекспира, который вихрем пронесся по экранам в 1988 году, побив все рекорды кассовых сборов и «вылечив» удушающий синдром кинобоевика с кровавой местью, которым «болел» кинематограф в эру Амитабха Баччана.

Успех «QSQT» поощрил все больше и больше молодых кинематографистов плыть против течения. «Новый порядок» работал на вере в то, что зрители теперь приходят в кинотеатры не для того, чтобы сходить с ума от любви к своим кумирам, а для того чтобы увидеть что-то новое. За Мансуром последовал Сурадж Барджатия. Как и Мансур, он поплыл против потока боевиков и создал юношескую историю о любви «Maine Pyar Kiya» в 1989 году. Сняв в своем фильме незнакомую актрису Бхагьяшри и непохожего на героя Салмана Кхана, этот двадцатилетний режиссер превратил незатейливую любовную историю в большой хит. После этого он создал «Hum Aapke Hai Koun», который переписал всю историю рекордов кассовых сборов, побив даже прибыли от показа хита 70-х годов «Sholay».

Через год после этого Адитья Чопра выпустил другой легкий молодежный фильм без секса и насилия, который в свою очередь побил все рекорды по сборам! «Dilwale Dulhaniya Le Jayege» придал изысканности межконтинентальному роману и его успех заставил даже отца Адитьи, заслуженного кинематографиста Яша Чопру, пойти по другому пути с его фильмом «Dil To Pagal Hai», который впервые познакомил индийское кино с джазовым балетом и Шиамаком Даваром. Даже Субхаш Гхаи, ярый сторонник традиционных форм и формул, воспринял перемены и создал «Pardes» и «Taal».
В 1998 году та же кинематографическая школа Яша Чопры подарила нам еще одного талантливого режиссера – Карана Джохара. Его фильм «Kuch Kuch Hota Hai» оживил придуманный мир, населенный прекрасными людьми, которые потягивали Пепси из банок, одевались как ди-джеи на MTV и женились на своих университетских возлюбленных без разговоров их родителей о кастах и классах. Джохар не только создавал фильмы, но и представил кинематографу такие молодые таланты как Никхил Адвани и Тарун Мансукхани. На сегодняшний день Джохар является одним из самых влиятельных деятелей кино в Болливуде.

Болливуд конца девяностых годов также стал свидетелем появления двух исключительно талантливых людей: Рам Гопала Вармы и Видху Винода Чопры. Со своим фильмом «Rangeela», Рам Гопал Варма полностью изменил болливудское представление о том, какой должна быть героиня фильма, а затем и перевернул концепцию создания фильмов в Болливуде, применяя «фабричный подход» к творчеству.

С другой стороны, Видху Винод Чопра был учеником киностудий, чей талант никогда не ставился под сомнение. Его фильм «An Encounter with Faces» стал первым индийским фильмом, номинированным на премию «Оскар» в категории «Короткометражный документальный фильм». Несмотря на то, что его фильмы не всегда имели кассовый успех, ленты Чопры всегда выделялись своей индивидуальностью и кинематографической ценностью, как например, «Eklavvya» с Амитабхом Баччаном в главной роли (который был официально заявлен на премию «Оскар» от Индии в 2006 году), а также оба фильма о Братане Мунне «Munnabhai», которые он продюссировал. Только кинематографист его ранга мог поддержать последние два фильма, режиссером которых стал один из его талантливых ассистентов Раджкумар Хирани. Под его руководством, еще один его ассистент Прадип Саркар занял место в ряду полностью оперившихся режиссеров, создав чувственный фильм «Parineeta».

Болливуд нового тысячелетия подарил нам таких звезд, как Фархан Ахтар, чей дебютный фильм «Dil Chahta Hai» (2002 г.) сразу выделил его в число самых новаторских молодых режиссеров. Он удивил всех, попробовав себя в амплуа актера и даже певца в своем фильме «Rock On!» После этого он снова поразил зрителей своей игрой в «Luck By Chance» Зои Ахтар.

Сегодня, в свете успеха «Slumdog Millionaire», Болливуд обращает на режиссерский талант еще большее внимание. Поскольку крупнейшая в мире киноиндустрия растет и взрослеет, перенимая международные нормы кинопроизводства, на режиссеров ложится большая ответственность за вознесение индийских фильмов на мировые вершины.

Автор и источник публикации: 

РАУФ АХМЕД Автор являлся редактором нескольких журналов о кино. Индия перспективы №1 2009


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
путеводите_ь: