Соединяя культуры золотыми нитями
Богатое наследие зардози, cлово, cостоящее из двух персидских слов: зар (золото) и дози (вышивка), обозначает формы вышивки, украшающей наряды монархов, создание сложных узоров с помощью драгоценных камней и ковких металлов, передавалось умелыми мастерами из поколения в поколение, соединяя воедино искусство Моголов и индийскую чувственность. Это древнее искусство также перекликается со священными страницами Ригведы.
Признанная во всем мире форма вышивки зардози, встречающаяся в Иране и Пакистане, появилась в Индии в Средневековье и обрела величие при императоре Моголов Акбаре. Во время эпохи Великих Моголов, вышивка зардози создавалась с помощью нитей из ковких металлов. С ее помощью создавались замысловатые узоры на одежде, которую шили исключительно для королевской семьи.
Узоры, вышитые проволокой из чистого золота и серебра, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, изготавливались мастерами. Их роскошный вид был встречен королевскими покровителями с таким энтузиазмом, что зардози вскоре вышла за пределы императорских одеяний и начала украшать собой ножны, палатки, гобелены и королевскую боевую атрибутику.
Путь к совершенству
На протяжении многих лет для создания вышивки зардози использовались бусы из дерева,
жемчуга, стекла, серебра и пластика, различных размеров, фактур и оттенков; блестки изготовленные из металлов, раковин, камней, а также нити, изготовленные из шелка, меди, золота и серебра.
Изготовление
зари, или золотой нити, является напряженным процессом, который требует скручивания,
вытягивания, покрытия и полировки.
Так как использование чистого золота для вышивки является непомерно дорогостоящим, то были изобретены
сплавы, изготавливаемые путем нагрева тонкой золотой проволоки
и серебряных слитков. Полученную позолоченную проволоку, затем пропускали через перфорированные стальные
пластины, чтобы сгладить края и скручивали с помощью шелковых нитей для получения
конечного продукта. Гладкая проволока, полученная в начале процесса, называлась
бадла, а закрученная вокруг шелковистой бечевки называлась касав.
Болливудская актриса Радхика Апте и Айшвария Рай в одежде, украшенной вышивкой зардози
Для достижения быстроты, четкости и тщательности ткань натягивается на деревянную раму.
С помощью тонкого как игла крючка, мастера прокалывают предварительно нарисованный
на кальке узор на ткань, как правило, атлас, бархат или шелк. Затем смоченной в керосине
тряпкой натирают перфорированную кальку, чтобы узор перешел на ткань платья. Далее с помощью металлической
проволоки и пайеток создаются панорамные изображения с прожилками золота.
Ткани
расшитые зардози выглядят по-царски и, как правило, становятся громоздкими из- за использованных металлов и камней.
По этой причине, богато украшенные предметы одежды предназначались для свадеб
и праздников.
Трудности и препятствия
Во времена правления Аурангзеба этот вид искусства пришел в упадок. Будучи не в состоянии угнаться
за резким повышением цен, королевский двор постепенно перестал покровительствовать
мастерам, и они были вынуждены бродить с места на место в поисках пропитания.
Это
заставило мастеров зардози покинуть Дели и переехать в Пенджаб, Уттар- Прадеш и Раджастхан в поисках работы.
Промышленная революция ХУШ века создала дополнительные препятствия для развития этого изящного искусства, так как машины взяли на себя работу, которая требовала человеческих навыков.
Интересные факты
В настоящее время вышивка зардози
процветает в Дели, Лакхнау, Бхопале, Калькутте, Хайдарабаде, Агре, Кашмире, Мумбаи, Аджмере, Варанаси,
Сурате, Джайпуре и Ченнаи.
Она заняла свою нишу в современной европейской высокой моде.
Индия перспективы Прерона Басу
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос