Дивали
Индуистский фестиваль на берегу священной реки Ганг
Индия - страна праздников и фестивалей.
Праздничные события часто следуют одно за другим. Более 80% населения поклоняются трем основным божествам индуизма: Брахме, Вишну и Шиве. Соответственно, особенно широко отмечаются именно индуистские праздники.
Вторая половина октября знаменательна важным событием - пятидневным фестивалем «Дивали» (от «дияс» - лампа), который также называют фестивалем огней. Фестиваль посвящен возвращению царевича Рамы (одно из воплощений бога Вишну) домой после победы над злым демоном, похитившим его супругу Ситу. Во всей Индии люди украшают свои дома масляными лампами, свечами, неоновыми фонарями, электрическими гирляндами, указывая Раме путь.
На вопрос о том, где фестиваль приобретает наибольший размах, и простой делийский рикша, и продавец благовоний, и усатый индийский военный в один голос ответили – Варанаси, город на берегу реки Ганг. Это одно из самых священных мест для каждого индуиста, город бога Шивы, культ поклонения которому преобладает здесь с VIII века н.э. Жизнь в Варанаси не прерывалась более чем 2000 лет. Это один из старейших «живущих» городов, бьющееся сердце индуизма на границе мира реального и потустороннего. В Индии говорят: «Увидеть Варанаси и умереть». Это фраза, созвучная с высказыванием о Париже, пожалуй, более буквальна. Варанаси для индуистов был и остается благоприятным местом для смерти. Пилигримы со всей Индии приезжают в Варанаси, чтобы здесь обрести покой и, возможно, освободиться от бесконечной череды перерождений.
Священный Ганг играет большую роль в религиозной жизни индийцев. По индуистским поверьям, купанье в его водах улучшает карму, воду Ганга используют для благословления и религиозных обрядов. По западному берегу Ганга на протяжении семи километров протянулись «гхаты» – особые сооружения, которые используются для проживания паломников, для купания (у каждого «гхата» помимо помещений есть ступени, ведущие к реке), для отдыха, для занятий медитацией, йогой, для стирки и сушки одежды и просто для прогулок. Некоторые «гхаты» используются для кремации, церемония которой проходит публично. Погребальные костры поднимают над берегом черный дым, преумножая вековую копоть на стенах древних храмов. Здесь же можно увидеть залежи дров. Несмотря на то, что городские власти Варанаси построили электрический крематорий, кремация «по старинке» пользуется прежней популярностью. Саду (просвещенные) используют для погребального костра «священный огонь», который горит в храме уже несколько сот лет.
Поезда, идущие в Варанаси, в канун фестиваля переполнены. Еще при подходе состава к перрону самые ловкие пассажиры пытаются проникнуть в движущийся поезд через окно, причем иногда им это удается. В вагонах люди сидят по шестеро на каждой полке, что делает мечту о сне в горизонтальном положении неосуществимой. В проходах – баррикады из сложенных друг на друга мешков, чемоданов, железных ящиков и корзин. Что поделать, каждый спешит оказаться в праздник поближе к священным местам или в своем родном доме... Индуизм уделяет много внимания семье. Почти у всех индуистских богов обязательно есть жены, дети и многочисленные родственники.
По прибытии в Варанаси, я оказался в центре событий по подготовке к фестивалю. Город кипел от вышедших на узкие улицы толп людей. Мужчины выбирали женам и сестрам подарки. Женщины, одетые в разноцветные сари, закупали продукты, цветочные гирлянды и браслеты, коллекцию которых принято пополнять каждый праздник.
В этот день многие магазины, владельцы которых серьезно относятся к индуизму, дают на всю продукцию скидку 25%. Первый день праздника, по индуистским поверьям, оказывает существенное влияние на благосостояние всей семьи и на торговые дела. К этому дню стараются закончить ремонты в жилых и рабочих помещениях или хотя бы сделать генеральную уборку. Когда стемнело, в городе зажглись миллионы огней, лампочек, фонариков, свечей – Рама должен быть уверен в своей дороге домой.
Вечером на берегу Ганга проводится особая пуджа (религиозная служба) по случаю «Дивали». Верующие запускают по реке маленькие глиняные горшки с зажженными свечками для улучшения кармы. Тогда река становится похожей на магистраль с автомобилями, попавшими в медленно движущуюся пробку. В конце пуджи саду наносят на лоб верующих ритуальные знаки – пеплом из священного костра. Узнать саду в толпе просто: их тела полностью покрыты серым пеплом.
После пуджи небо над Варанаси взорвалось от выпущенных в честь «Дивали» фейерверков. Это еще одна отличительная особенность фестиваля. Частота взрывов лишь нарастала и стихла только далеко за полночь. В «Дивали» принято меняться одеждой и угощать специально приготовленными сладостями. Двери в любой дом в этот день открыты. Хозяева наперебой приглашают в гости.
На следующий день очень важно принять ванну до восхода солнца. Жители Варанаси, конечно же, идут на берег Ганга. Немногочисленные туристы в этот час, замерев в лодках, наблюдают, как паломники бодро входят в реку. Однако не каждый иностранец осмелится прикоснуться к реке, в которую сбрасывают мусор и остатки погребальных костров вот уже много веков подряд, каждый день, 24 часа в сутки.
И с наступлением темноты город вновь погрузился в какофонию взрывов, освещенный электричеством и кострами, с испуганными и ищущими укрытия собаками, коровами, буйволами, свиньями. Город танцующий и ревущий, сверкающий и горящий, празднующий «Дивали».
Обычно фестиваль длится пять дней, но официальное празднование в этом году – только три дня. Четвертый день «Дивали» совпадает с последним днем Рамадана, священным праздником для мусульман, которых в Варанаси 40% населения. Тогда индуистское празднование «Дивали» гармонично переходит в мусульманское празднование окончания Рамадана, наводняя улицы города мужчинами, одетыми в белые одежды, и женщинами, прячущими лица за паранджой. А «Дивали», уже менее шумно, переносится в дом, в круг семьи.
Денис Косяков,
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос