Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

История одной мумии

Си (Si) – мани (Mani) – санск. – «драгоценность». Piti (Пити) – «место». Spiti Си (Si) – мани (Mani) – санск. – «драгоценность». Piti (Пити) – «место». Спити (Spiti) – место драгоценности. Монастыри Спити – одни из самых древних из сохранившихся. Долина находится на восточной окраине штата Химачал Прадеш. Ее называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения подвергся большому влиянию тибетских традиций и обычаев. Этот район граничит с западным Тибетом и здесь проживает большое количество тибетцев. Благодаря тому, что Спити находится в Индии, они полностью сохранили свою культуру и традиции, оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, которые остались в Тибете после китайской оккупации. Когда-то через долину проходил торговый путь в Лхасу, а буддистские монахи спокойно путешествовали из Лхасы по всем монастырям, расположенным по течению рек Биас, Спити, Парбати, Чандра и Сутлеж. До сих пор в этих местах традиции буддистской религии соседствуют с тибетской традицией Бон. Дорога в долину Спити из Куллу лежит через два перевала – Рохтанг и Кунзум. Перевалы эти не высокие, по гималайским меркам, но открыты три месяца в году. Перевал Кунзум означает «место встречи ибексов». Ибекс – горный козел, который практически исчезает из гималайских долин. Встреча ибекса сулит удачу в жизни.

В долине Спити бывал Падма Самбхава, через которого был принят буддизм в этих местах. Еще один великий строитель – Рин Чан Санг По провел в высокогорных долинах всю свою жизнь, воздвигая великолепные монастыри и храмы, которые до сих пор поражают своим величием и красотой. Здесь бывал Р.Киплинг. Он часто путешествовал по древнему индо-тибетскому торговому пути на восток – в долины Кейнор и Спити. «Эти места так величественны и так чисты, что здесь могут проживать только боги…» – отмечал Р.Киплинг после своих путешествий. Два раза на территории долины Спити (монастырь Табо и монастырь Ки) проводилась Калачакра его Преосвященством Далай-ламой ХIV.

Неожиданно вздрагиваешь, включая телевизор… Такая знакомая дорога, джипы, бегущие по горячему, сухому покрытию дороги, отвесные скалы и желтые горы, ледяная и бурная река, маленькие белые прямоугольные здания с черными окнами и красочными флагами. Да, это дорога из Кейнора в Спити. И это – телевизионная передача о той самой мумии из Табо, о которой так много слышали все гималайские путешественники. Но как-то странно поехал в эту долину профессор и исследователь Виктор Мейер из Пенсильванского Университета. Находясь в Манали, более логично было бы перевалить через перевал Рохтанг, а затем – Кунзум, и буквально за один день доехать до Табо. Но, вероятно, искатели приключений не ищут легких путей, тем более долина Кейнор также уникальна, как и мумия, за которой «охотились» ученые из США и Англии. Мумия, о которой было известно еще с 1975 года, называется местными жителями как – монах Сангха Тензин. Она была найдена в деревне Гуен на высоте 6000 метров после землетрясения. Разгребая завалы, рабочие обнаружили хорошо сохранившееся тело странно погибшего человека и, так как находка была сделана на Индо-Тибетской границе, о ней не активно распространялись в средствах массовой информации. Поэтому существование мумии было не известно еще некоторое время. Но жители долины Спити и тибетская колония в Дхарамсале уже активно обсуждали эту тему и материалы о мумии монаха печатались в местной прессе.

Экспедиция Виктора Мейера поставила своей задачей исследовать находку, которой уже начали поклоняться местные жители и монахи старейшего монастыря Табо. Ученый «встретил ибексов» на перевалах. То есть ему очень повезло, потому что загадка мумии была раскрыта. В словарях встречается такое значение слова «мумия» (араб. и перс.) – труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов, было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии. Но это была необычная мумия. Тело не заполняли солью или смолой, не погружали в растворы, как традиционно мумифицировали Великих лам Тибета. Этот монах мумифицировал себя сам! Именно тогда, когда команда ученых увидела мумию, у всех возник вопрос – почему именно в такой позе сидел монах, и почему тело так сохранилось? Радиологи определили методом радиоуглеродного датирования возраст мумии. Со времени как монах ушел из жизни, прошло 500 лет.

Это был человек среднего возраста – 40-45 лет, совершенно здоровый. Ученые взяли образец волоска, и это заставило прийти к заключению, что до смерти монах постился в течение трех-четырех месяцев. Умерший монах сидел в позе медитации, которую использовали ламы из тибетской школы Нингма-па. В этой позе колени медитирующего должны быть у груди и поэтому ламы использовали холщевый или джутовый пояс, которым затягивали шею и обвязывали колени. Монахи долго находились в этой позе, аккумулируя колоссальную физическую энергию. Этой техникой обладали только мастера и в тайне передавали ее ученикам.
На пути к достижению Нирваны, нужно было пятнадцать лет работать над собой, а затем познавать сакральный метод медитации. Очень немного написано об этой практике в Буддистских текстах в Индии. Только одна рукопись в библиотеке монастыря Табо имеет ссылку. Виктор Мейер говорит, что этот вид практики редок. «Это только известно среди определенных сект в Японии и Тибете. Они имели тенденцию быть тайными и жили в горах. Сама практика - часть традиции Дзогчен в пределах секты Нингма-па».
Виктор Мейер изучил подобные мумии в Японии и пришел к выводу, что монахи, после специальных ритуалов специально принимали смерть, чтобы облегчить тяготы своего народа. Перед тем, как уйти из жизни, они питались только древесной корой и орехами. До своей смерти, монахи иссушали внутренние органы, уничтожали бактерии в кишечнике, что не давало разлагаться телу. Вероятно и этот тибетский монах после определенной подготовки - голодания, принял позу до своей смерти. Мумия также не разрушалась и распадалась из-за джутового пояса, который бежит вокруг шеи мумии и проходит между бедрами. Он использовал частичное удушье, чтобы получить больший эффект от медитации и полностью сконцентрироваться на процессе.
Местные легенды говорят, приблизительно 600 лет назад, когда жители села Гуен подверглись нашествию скорпионов, монах Санга Тензин, попросил своих учеников похоронить его после ухода. Он сел на корточки и опустил голову вниз, чтобы быть посредником между духами животных и людей. Также говорится, что когда его душа оставила тело, радуга появилась поперек неба, и скорпионы загадочно исчезли из деревни.
С долиной Спити, которую еще называют – Малый Тибет, связано много интересных историй и мистических приключений. Путешествие в эту долину не разочаровывает путника. Надолго остаются воспоминания и ощущения сопричастности к великой Тайне Гималаев.
Посетить монаха Сангха Тензина было моей мечтой. Но обстоятельства всегда складывались так, что до места расположения мумии мы с друзьями никогда не доезжали. То долину Кейнор заливало муссонными дождями, и дороги рушились прямо на глазах, то уже в долине Спити кто-то из группы подхватывал «горняшку» (горную болезнь), и надо было срочно спускаться вниз.

Прошли годы… И, наконец, встреча эта состоялась! Дорога через перевалы была чистой, и небольшой отряд путешественников был полон надежд и оптимизма. Мы оставили муссоны на высоте 1800 метров и, поднявшись на два километра, оказались в прозрачном и сухом пространстве великих Гималаев. Наш путь в долину Спити проходил через перевал Рохтанг. А дальше мы намеривались проехать в долину Кейнор, сделав круг внутри гималайских хребтов. Солнце сияло, и джип радостно преодолевал бурные реки, которые в это время образовываются от таяния многочисленных ледников. На перевале Кунзум кто-то из группы вспомнил экспедицию Виктора Мейера. И каждый участник нашего путешествия зажег лампаду и воскурил благовония, прося удачи у местного божества. К вечеру на горизонте показалась Каза – столица долины Спити. Владелец маленькой гостиницы, в которой мы разместились, узнав, что мы едем к мумии, воскликнул:
– Как хорошо, что я сейчас на месте! У меня родственник в том селе, где находится лама Тензин. Он возглавляет местную администрацию. Я ему напишу о вас. Он откроет дом и покажет мумию.

Это был хороший знак. Пока все складывалось удачно, и все члены нашей команды чувствовали себя хорошо. Единственным препятствием на пути могли стать муссонные дожди, которые прорвали защиту больших гималайских хребтов и проявились в Малом Тибете тучами и грозовыми раскатами. Дорогу в долину Кейнор могли размыть горные речки, которые превращались в мутные грязевые потоки даже от небольших дождей. Немного адаптировавшись к высоте, получив разрешение на посещение границы с Китаем и взяв с собой маленькую записку для важного человека на языке бодхи, экспедиция продолжила свой путь в сторону монастыря Табо. Мы не спешили. Ученые из отряда Виктора Мейера говорили о том, что мумии начали поклоняться местные жители и монахи старейшего монастыря Табо и мы решили немного задержаться, поговорить с ламами монастыря.
В словарях встречается значение слова «мумия» (араб. и перс.) – труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов, было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии. Но это была необычная мумия. Тело не заполняли солью или смолой, не погружали в растворы, как традиционно мумифицировали великих лам Тибета. Этот монах мумифицировал себя сам! Именно тогда, когда команда ученых во главе с Виктором Мейером увидели мумию, у всех возник вопрос - почему тело прекрасно сохранилось? Ученые взяли образец волоска, и это заставило прийти к заключению, что до смерти лама постился в течение трех-четырех месяцев. Умерший монах сидел в позе медитации, которую использовали ламы из тибетской школы Нингма-па. Этой техникой обладали только мастера и в тайне передавали ее ученикам. На пути к достижению Нирваны, нужно было пятнадцать лет работать над собой, а затем познавать сакральный метод медитации. Очень немного написано об этой практике в Буддистских текстах в Индии.
Только одна рукопись в библиотеке монастыря Табо имеет ссылку на эту практику. Мы попросили лам показать эту рукопись, но они резонно отказали:
– Зачем вам рукопись? Вы же не умеете читать ни на тибетском, ни на языке бодхи. Поезжайте к Тензину, посмотрите на него. Препятствий на пути нет!
Сделав подношения в храмы, осветив лунгту – молитвенные флаги, мы отправились к китайской границе. Спустя два часа мы подъехали к небольшому поселку. Здесь стоял пропускной пост. Индийские военные проверили наши разрешения, и мы показали небольшую записку, которую взяли из гостиницы.
– К сожалению того человека, к которому адресовано это письмо, сейчас нет на месте. Но его сын покажет вам путь и откроет домик, – офицер подозвал молодого человека и представил нас.
– Вы откуда? Из России!!! Это хорошо. Индия и Россия всегда вместе. Мы рады вам! – эти традиционные фразы, которые часто слышишь во всех уголках Индии, всегда наполняют сердце гордостью. Особенно это чувствуешь внутри Гималаев, где тебя окружают безжизненные желто-коричневые горы и снежные вершины.
Наш путь был недолог. Пройдя метров триста, мы оказались перед маленьким белым домом. Юноша открыл замок и в темноте комнаты возник алтарь, чуть подсвеченный лампадами. Глаза постепенно стали привыкать к темноте. Мы оказались перед мумией!
– Здравствуй, лама Сангха Тензин! Как долго я ждала этой встречи! – Мои губы шептали слова благодарности, а ощущение было такое, будто встретилась с давно знакомым человеком.

Со времени как монах ушел из жизни, прошло 500 лет. В результате исследований экспедиции Мейера, ученые пришли к выводу, что это был человек среднего возраста – 40-45 лет и совершенно здоровый. Но в тот момент перед нами находилась мумия добровольно ушедшего монаха, и каждый из нас понимал, что соприкасается с великой тайной Жизни и Смерти. Колени Тензина находились у груди, и виднелся холщовый или джутовый пояс, который затягивал шею и обвязывал колени. Монахи, используя эту практику Нингма Па, долго находились в этой позе, аккумулируя колоссальную физическую энергию. Виктор Мейер говорит, что этот вид практики редок. «Это только известно среди определенных сект в Японии и Тибете. Они имели тенденцию быть тайными и жили в горах. Сама практика – часть традиции Дзогчен». Он изучил подобные мумии в Японии и пришел к выводу, что монахи, после специальных ритуалов принимали смерть, чтобы облегчить тяготы своего народа. Перед тем, как уйти из жизни, они питались только древесной корой и орехами. До своей смерти, монахи иссушали внутренние органы, уничтожали бактерии в кишечнике, что не давало разлагаться телу.
Вероятно и этот тибетский монах после определенной подготовки - голодания, принял позу до своей смерти. Мумия также не разрушалась и распадалась из-за джутового пояса, который бежит вокруг шеи мумии и проходит между бедрами. Он использовал частичное удушье, чтобы получить больший эффект от медитации и полностью сконцентрироваться на процессе.

Местные легенды говорят, приблизительно 600 лет назад, когда жители села Гуен подверглись нашествию скорпионов, монах Санга Тензин, попросил своих учеников похоронить его после ухода. Он сел на корточки и опустил голову вниз, чтобы быть посредником между духами животных и людей. Также говорится, что когда его душа оставила тело, радуга появилась поперек неба, и скорпионы загадочно исчезли из деревни.

…Пребывание рядом с мумией было недолгим. Все почувствовали неловкость, как будто вторглись непрошеными гостями в дом, нарушили покой и заведенный порядок. Тихо прочитав молитвы, мы вышли в сияющее пространство гималайских гор. Нам показалось, что они изменились. Вокруг кипела жизнь. Каждый изгиб вершины и лучи заходящего солнца наполняли сердце радостью и счастьем и еще состоянием сопричастности к великой тайне Жизни и Смерти. Мы повесили лунгту рядом с домом ламы Тензина , как символ жизненной силы. «Конь ветра», неси на спине драгоценность, исполняющую желания, предотвращай несчастные случаи и события, как сделал это лама из высокогорного гималайского села Гуен – Санга Тензин!

В этом - 2009 году долина Спити (Малый Тибет) удивляет событиями. Учения Далай Ламы 14, открытие нового монастыря в Казе, открытие нового гостевого дома и учебного центра в Данкаре, освящение новой ступы Калачакры в старом монастыре Табо. Участники экспедиции в Малый Тибет (лето 2009 г.) прибыли в маленькое пограничное село Гю 11 июля и стали свидетелями неожиданного события - мумия Ламы Тензина переехала в новое помещение.
Рядом - началось строительство нового монастыря линии Нингма. Мумию расположили в стеклянном помещении, которое находится в центре просторной комнаты. Чисто, светло и спокойно. Лама Тензин как-то преобразился. В старом доме он выглядел одиноко. Мумия еле проглядывалась через стекло.
Сейчас от тела исходит свет. То ли такой эффект дают новые кхатаки (белые буддистские шарфы), то ли стеклянное помещение освещается двумя окнами? И что интересно, некоторые участники экспедиции отметили схожесть энергий, которые исходят от мумии ламы и мощей святого Сергия, которые находятся в подмосковной Троицко-Сергиевой Лавре.

Время путешествия: 
2008-2009 года
Автор и\или источник публикации: 

Филиппова Марина

по дороге в Спити мумия мумия в старом доме мумия в новом доме старый дом новый дом события в Спити


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
щ
ю
л
б
К
Введите код без пробелов, учитывая регистр