Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Патан - город храмов

Патан (Лалитпур) – один из старейших исторических городов Непала. Сам город примечателен не только своей историей - это кладезь архитектурных, культурных и религиозных ценностей. Удивительным и впечатляющим в Патане является гармоничное соседство двух религий, соседство которое ведут буддийские и индуистские храмы, построенные буквально в метре друг от друга.

Когда мы приехали из Читвана в Катманду, то отправились в тот же отель, в котором жили ранее. Полчаса с рюкзаками наперевес – и мы на Фрик стрит, а оттуда еще несколько минут до отеля. Правда, когда мы добрались до гостиницы, нас ждал не очень приятный сюрприз – улыбчивый и милый администратор уехал домой. Нас принимал хозяин отеля, который задрал цену в полтора раза. Мы возмутились и мой попутчик затребовал скидку, пояснив, что тут жили некоторое время назад. Хозяин был не очень доволен, но потом согласился. Мне достался уде знакомый мне номер, чему я была очень рада.

DSC_0786.JPG

Следующее утро началось как обычно: с утра по раньше мы с Мистером Икс отправлялись куда-нибудь путешествовать. Выбор пал на Патан в первую очередь потому, что мы там еще не были, но впоследствии впечатлений оказалось гораздо больше, чем ожидалось.

Утро у непальцев всегда начинается одинаково – они выходят на крыльцо и начинают сметать с порога песок, из-за чего пыль, естественно, стоит столбом. Поэтому в такси ехали с закрытыми окнами и, конечно, ни на минуту не расставались с масками, которые спасали нас от пыли и грязи, витающих в воздухе. Водитель привез нас в Патан и высадил прямо у билетной кассы, оказавшейся закрытой в столь ранний час.

- Разве плохо, что касса закрыта? – спросил попутчик. – Деньги сэкономим.

Я согласилась и мы отправились исследовать город.

DSC_0807.JPG

Первое впечатление о Патане – его хочется назвать городом тысячи храмов. Храмы здесь на каждом шагу. Нет такого квартала, где не было бы храма, ступы или какого-нибудь монастыря, хотя, последних, конечно, меньше, но тоже хватает. Большинство храмов очень старые, встречаются даже заброшенные: крыши поросли мхом, сорняками, деревянные балки прогнили. Невооруженным взглядом видно, что храм давно не посещали, поэтому за ним и не ухаживали, из-за чего строение находится в аварийном состоянии, готовое вот-вот развалиться.

У всех религиозных строений, которые встречались на нашем пути, толпились люди – время утренних молитв, пужди, прасада и бесед с богами. Водитель высадил нас довольно удачно – недалеко от Пимбахал Покхари темпл, рядом с которым находится водоем, а на его территории живут гуси. Я побывала на утреннем обряде, увидела собаку, которая ела прасад, и отправилась к ступам, кои были построены по соседству. Осмотрев места поклонения, я уже было собиралась уходить, как ко мне подошла невысокого непалка, она широко улыбалась и что-то мне говорила. Я не могла ее понять, ведь английского она не знала.

DSC_0825.JPG

DSC_0830.JPG

- Что она спрашивает? – обратилась я к мужчине, он только что обошел ступу и собирался уходить.

- Она просит, чтобы е сфотографировали, - заулыбался он в ответ и пояснил, что женщина кто-то вроде хранительницы-смотрительницы этого места.

Я с радостью устроила непалке короткую фотосессию, чему она была не сказано рада, улыбаясь и сверкая своими белоснежными зубами. Добрая женщина с добрыми глазами, светлой улыбкой и такой же энергетикой.

DSC_0834.JPG

Я отыскала Мистера Икс и мы направили свои стопы в сторону площади Дубрар. Так случилось, что на пути нам попался Ганеша темпл, мимо которого я не могла пройти мимо. Оттуда я вышла с окрашенным лбом. Не могла пройти мимо многих старых и очень старых зданий, привлекающих мое внимание витиеватыми узорами резных окон, карнизов, дверей, балок и других деталей архитектуры. Патан – это место, где можно увидеть огромное количество резьбы по дереву и камню, пожалуй, в этом местечке такого эстетического «сокровища» больше, чем во всем Непале. Это искусство радует взор своей утонченной красотой и многообразием узоров, показывая феерию и фантазийность вырезанных образов.

Пока шли в сторону площади, увидела на одном из попавшихся по пути храмов, эротические сюжеты, вырезанные на верхних балках. Сообщила о своей находке Мистеру Икс, которому так и не удалось ни разу узреть эпизоды Кама Сутры. Мистер Икс оживился, достал девайс и стал снимать эротическую резьбу с разных ракурсов. Трое местных жителей-мужчин, наблюдали за происходящим и хохотали, держась за животы. Мой попутчик смутился и покраснел, мы продолжили свой путь.

Что меня особо порадовало, так это вывоз мусора, и тут я, конечно, не могла не вспомнить про Индию. Если бы индийцы брали пример с непальцев, в стране было бы гораздо чище. Непальцы собирают по утрам мусор и вывозят на свалку. У них нет специальной техники: трактор с прицепом – вот вам и мусоровоз!

DSC_0846.JPG

DSC_0869.JPG

Мы добрались до Дурбара. Зашли со стороны храма Бхимсену, первое впечатление от увиденного – обилие красного и голубей. Крыши многих храмов, да и сам дворец – красного цвета, площадь «усеяна» большим количеством голубей. Здесь мне понравилось сразу, ибо атмосфера этого места неповторима. Гармония, умиротворение, спокойствие – воздух был ими пропитан, создалось ощущение, что время остановилось.

DSC_0889.JPG

Где-то однажды прочла мнение, что Дурбар в Патане «перегружен» храмами. На вкус и цвет, как говориться… Мне Дворцовая площадь запала в душу так, что, именно Дурбар Патана понравилась мне больше всех остальных мною виденных. Напротив дворца-музея храмы выстроились в ряд, но это картину не портит. Итак, храм Кришны Шьясим, колокол Таледжу, храмы Шанкар Нараян, Нарасимха, Чар Нараян, Кришна Мандир, Вишванатх и Бхимсен, а так же колонна со статуей короля Маллы – все это творения мастеров XVII-XVIII веков. Большинство храмов каменные, украшены они искусной резьбой, пагоды комбинированы деревом. Последние, кстати, имеют по два (либо три) яруса. В храмы Кришна Мандир и Бхимсен не индуистам входить запрещено.

DSC_0892.JPG

Не смотря на раннее утро, народа в храмах было очень много. Я лезла везде и всюду, куда было можно зайти. На площади женщина продавала какие-то крупы, кто-то подкармливал голубей и доливал воду в каменную поилку для птиц. Понемногу мы добрались до музея, который оказался закрыт, ибо было еще рано. Пока я мой попутчик вдыхал атмосферу площади, сидя на лавочке рядом с музеем, я шныряла по храмам, ярусам, ступеням и прочим, интересным для меня, местам и постепенно приближалась к Таледжу, недалеко от которого, сразу за храмом Кришны располагалась касса.

DSC_0901.JPG

Туристов европейской внешности на площади не было. Еще бы! Кто в такую рань может приехать на Дурбар? Ко мне подошли два, как оказалось, контролера и, запретив фотографировать, стали требовать билет. Я решила прикинуться, что ничего не понимаю, и ретировалась, попутно сообщив о происшествии Мистеру Икс. Мы отошли к Бхимсену, решив выждать время там, но не тут-то было. Один из контролеров меня выследил и выскочил из засады с той стороны, с которой мы не ожидали его увидеть.

- Вы лжецы! Где ваши билеты??? – бушевал разъяренный маленький непалец. – Вы притворяетесь, по глазам вижу, что вы все понимаете. Вон отсюда!

- Пошли, - сказал мне попутчик и удалился в ближайший переулок, я последовала за ним.

Посовещавшись и посмотрев карту, мы решили, что просто так не сдадимся и вернемся на Дурбар. Место нам понравилось, но еще очень хотелось попасть в музей. Нам предстояло сделать крюк, чтобы миновать все возможные кассы на своем пути, и выйти на Дурбар из другого переулка.
Мы направились по предполагаемому обходному пути. Именно тогда, я впервые увидела «советские мотивы» – знакомые с детства серп и молот, правда в другом оформлении. На стенах зданий было много листовок, по-видимому, агитационного политического содержания.

DSC_0929.JPG

Нам попадались настолько узкие переулки, что два человека нормальной комплекции, с трудом могли разойтись. Мы заходили в храмы и монастыри, что попадались нам по дороге, пока я вдруг не заметила указатель, на котором было написано «Махабудда темпл». Я не могла вспомнить никакой информации об этом храме, но название это мне попадалось ранее, поэтому я решила следовать в ту сторону, куда указывала стрелка. Попутчик пошел за мной.

DSC_0937.JPG

Печально то, что столь великолепное творение, как Махабудда темпл, «зажат» с четырех сторон другими зданиями. Дело даже в том, чтобы сделать нормальные фото, а в том, что создается ощущение, будто храму нечем дышать, будто ему не хватает воздуха, пространства, чтобы сделать полный свободный вдох, расправить грудную клетку. Не говоря уже о том, эта «зажатость» не позволяет нормально осмотреть строение.

DSC_0955.JPG

Предположительно, это первый храм в Непале в стиле шикара с изображениями Будды. Забавно, что в изготовлении терракотовых плиток использовали лайм. Сам храм имеет более, чем четырехсотлетнюю историю, пережил разрушение и реставрацию, на которую правительство выделило деньги. В помещение, где находятся алтари, нас не пустили, удалось только туда заглянуть.

Напротив храма мы увидели ресторан. Мы ходили далеко не один час, потому изрядно проголодались. Оценив все прелести архитектуры Махабудда тепл, мы пошли удовлетворять наши первичные потребности – завтракать, ибо утром был только кофе.

За завтраком выяснилось, что город нас настолько заинтересовал, что отправились дальше, на время отложив возвращение на Дурбар. Мы попали в ремесленную и торговую часть города: нам встречались необычные лавки, продающие различные хэнд мейд изделия, в том числе и съедобные, например, сладости. Были здесь и мастера по камню, удивлявшие меня тем, что работали в пыли без маски, что вредно для организма. Тут же была глубокая постройка, выглядящая точь-в-точь, как королевская купальня, но использовался этот бассейн исключительно как колонка. Воду набирали в канистры. На больших полотнах сушили зерно прямо на улицах, и в этот момент оказалось, что мы дошли до границы города.

DSC_0956.JPG

DSC_0964.JPG

DSC_0966.JPG

DSC_0968.JPG

Возвращаться ну Дурбар решили другой дорогой. По пути попался очередной монастырь, заглянули туда. Все территория усыпана зерном. Пожилая женщина, с одинаковыми татуировками на нижней части голени, разгребала зерно совком с длинной ручкой – просушивала. Чуть поодаль пожилой мужчина и молодая непалка зерно просеивали, рядом с ними сидел маленький ребенок.

Я услышала знакомые слова – мужчина обращался ко мне, просил сфотографировать, я это поняла потому, что он говорил абсолютно то же самое, что я слышала от непалки утром в Пимбахал Покхари темпл. Мужчина расплылся в улыбке и был доволен, когда я делал снимки. Очень хотелось сфотографировать татуировки пожилой дамы, но не удалось, она повернулась и заулыбалась. А мы пошли дальше.

DSC_0974.JPG

К Дурбару мы с Мистером Иск подбирались осторожно, высматривали контролеров. Никого не увидев, прошмыгнули на площадь с главного входа и сразу направились в сторону королевского дворца. Дворец, состоит из трех частей, мы побывали везде, но больше всего впечатлила та часть, где расположился музей Патана.

DSC_0902.JPG

Пройдя через золотые ворота, нужно купить билет, после чего можно пройти во внутренний двор, где расположен Кешав Нараян темпл, считающийся буддийским монастырем. На первом этаже так же можно найти сувенирный магазин, туалеты и вывеску «Начало экспозиции». Контролер проверит билет и отправит вас наслаждаться выставкой.

DSC_0904.JPG

Коллекция музея насчитывает более 1100 экспонатов, среди которых встречаются объекты, привезенные из Индии и Тибета. На втором этаже здания (у непальцев он считается первым, т.к. первый этаж они считают нулевым) три галереи – A, В, С. Галерея А посвящена буддизму и индуизму, галерея В – Шиве, галерея С – Вишну. На третьем этаже (у непальцев - второй этаж) – галереи D, E, F, G и галерея Н расположена практически на чердаке. Галерея D рассказывает о раннем индуизме и тантре, галереи E и F – о буддизме, галерея G посвящена металлу, как искусству, там, например, выставлены различные стадии создания Будды. В галерее Н можно увидеть историческую фотовыставку. Особое место в музее занимает королевский трон.

DSC_0993.JPG

DSC_0999.JPG

Не буду рассказывать о своих плутаниях от стенда к стенду, от экспоната к экспонату, ибо это место просто нужно посетить и узреть все самостоятельно. Возможность пройтись под крышей дворца, пригибая голову, чтобы не удариться о деревянные перекладины, тоже того стоит, как и вид на саму площадь. Чего не видела ни в одном музее, так это балконов с мягкими сиденьями-подушками, а в музее Патана таковые есть. Скинув обувь, забралась на подушку и созерцала атмосферу Дурбара, вдыхая умиротворение и гармонию. Меня увидел попутчик, прибежал, стал гнездиться на соседнем сиденье. Не знаю, сколько мы так просидели, но я успела помедитировать, а попутчик – заснуть.

DSC_0003.JPG

Одухотворенные, мы уходили с площади, сожалея, что остаться подольше не получается. Мистера Икс сначала посетила идея отправиться в зоопарк, что был неподалеку, но после такого релакса туда не хотелось. Решили поехать туда, где уже были и мимо чего ходили вокруг, но так и не зашли – музей Нараянити. Как назло музей оказался закрыт, но расписание я запомнила.

Пару часов я потратила на поиски подарков и сувениров, после чего вернулась в отель и, уставшая, провалилась в сон, несмотря на то, было около восьми вечера. По идее, на этом день должен был завершиться, но все оказалось иначе. Примерно в половину одиннадцатого, сквозь сон, я услышала стук в дверь и голос Ани:

- Девушка, открывайте! Полиция по вашу душу.

Нащупала выключатель, включила свет, протянула руку и открыла замок.

- Привет! Ну как ты тут? – Аня зашла, села рядом на кровать. – Ой, ничего себе, как у тебя лицо похудело, щеки впали и цвет не здоровый. Тебе лучше?

Сижу, слушаю, а глаза открыть не могу, наверное, в тот момент я была похожа на китайца.

- Аня, я так рада, что ты вернулась! – говорю.

- Мне непальцы все рассказали, что тебе вызывали доктора. Говорят, ваша подруга заболела, у нее диарея.

- Какая диарея? Не знают они ничего, - возмутилась я.

- Ну, расскажи, че было то? – улыбается Аня.

- Это был …! (многоточием обозначены нецензурные выражения, передающие эмоциально-экспрессивную окраску момента)

- Ну, расскажи про …, - еще шире улыбается Аня.

Я рассказала Ане про злоключения и сорвавшийся трек, после чего, мы решили попить у меня чай, ибо Аня, как всегда, купила вкусняшек. На этот раз – пирожных. К этому моменту я окончательно проснулась и не была похожа на Джеки Чана.

Аня вернулась с пирожными и Мистером икс, которого тоже разбудила, в руках у него была кружка. Я быстро «сварганила» на всех ягодный чай и мы, удобно устроившись, стали слушать Аню, она рассказывала про свой трек - плюсы, минусы, смешные моменты. Потом стали думать, где провести завтрашний день и пришли к выводу, что не помешает съездить в Нагаркот. На том и порешили.

Время путешествия: 
осень 2013
Автор и\или источник публикации: 

nessa-05


Комментариев : 6

Название очень правильное,

achadidi аватар

Название очень правильное, Патан действительно очень храмовый город. Странно читать "перегружен"... Вообще как-то по отношению к храмам, имхо, совершенно не уместное слово, какой-то очь "туризменный" подход, люди строили храмы вовсе не для туристов ведь... Кстати на Бали храмов еще больше, на некоторых улицах городка Убуд вообще храм в каждом доме, причем не маленький, а вполне себе заметный из-за высокого забора.

А я кстати в апреле тоже попала на сбор урожая пшеницы, то есть обмолот :) Хорошая страна Непал - 2 урожая в год, минимум 2 :)

И дверь эту я тоже заприметила, даже ее фото отдельно в галерее выложила :)
Что до соседства буддизма с индуизмом в Непале, то мне показалось, что они хоть и являются разными религиями в сознании непальцев не очень далеки.
Пришли мы как-то в храм, перед ним Будда медитирует и Кришна на флейте. Гм...
- а храм то какой у вас тут?
- индуистский
- а че Будда... рядом с Кришной...?
- ну так оба же аватары Вишну...

мне изначально больше

мне изначально больше нравилось название Лалитпур, теперь же все едино. уж не знаю почему, но само слово Лалитпур у меня ассоциируется с сикхами. это загадка для меня самой.

мнение о "перегруженности" читала, кстати, так высказался какой-то российский архитектор, не помню имени, читала давно. но если кому-то хочется так думать - пожалуйста, у меня на этот счет свои мысли.

мое субъетивное - Дурбар в Патане лучший!

что до религий, то впечатление сложилось, что буддизм и индуизм сплелись воедино. просто обряды проводят разные и не более того. соседство не просто часто встречается, а один храм будто неотъемлемая часть другого, не предсталяют они, что было бы, если бы эти храмы не были рядом.

Улыбнуло про "какой-то

achadidi аватар

Улыбнуло про "какой-то российский архитектор", храмы выстроены еще до его рождения, и до создания того места, где его учили.
Не знаю, я предпочитаю не относиться критически ни к храмам, ни вообще к религиозным вещам, если только это меня лично не задевает, а рассматривать храмовое зодчество Азии с точки зрения представлений современной западной архитектуры... гм, ну просто нелепость на мой взгляд.

Мне тоже Дурбар в Патане нравится, но лучший там или в Бхактапуре не могу решить :)

каждое мнение имеет право на

каждое мнение имеет право на существование, поэтому пусть высказывается, у нас с вами свое представление не зависящее от того, что считают другие. я считаю, что помимо истории, архитектуры, культуры есть элементарно морально-этическая сторона. я уважаю предков за то, что они создали столь эстетически прекрасные творения. и глаз радуется, и потрогать хочется, и атмосфера там действительно удивительная. я будто попала в остановившееся мгновение. это чувство просто непередаваемо. если товарищ архитектор не способен что-то увидеть и почувствовать, может его время просто не настало и, возможно, в другой раз он узнает для себя что-то новое, увидит с другого ракурса.

пока мы с попутчиком ходили "огородами" я увидела столько интересного в обычной жизни непальцев, в обычных бытовых вещах. посетить торгово-ремесленный квартал дорогого стоит. увидеть как что-то создается - это ведь как рождение ребенка или превращение куколки в бабочку, это удивительно. есть люди, которым не свойственно в обыденных вещах рассмотреть прекрасное. кто-то увидев старое разваливающееся гниющее здание, пройдет мимо, а я буду его изучать и созерцать, искать детали. не пытаюсь себя похвалить, просто мне кажется у автора той статьи о "перегруженности храмами" слишком узкий взгляд на вещи. но не факт, что я права, это просто впечатление, которые оставил его сухой язык изложения.

я имела в виду немного

achadidi аватар

я имела в виду немного другое, храмы - это культовые сооружения, а не что-то иное, что можно обсуждать с позиции эстетики, гармонии и прочих категорий, ибо строили их для того, что бы молиться, богов призывать и прочая, а не что бы разглядывать и обсуждать. Мне тоже некоторые храмы нравятся, другие нет, но говорить, что те, что не нравятся такие-сякие в голову не приходит именно по этой причине, а не потому, что все виденные мной храмы совершенны.
Второе, храмы - это часть религиозной культуры народа, так вот к любой культуре имеет смысл относиться с уважением, просто по факту, вот есть и вот такие, и не мерить ее своим аршином, даже если он и супер-профессиональный.

насколько помню, статья была

насколько помню, статья была приурочена с защите какой-то степени (не то кандидатская, не то докторская), так что с этой позиции человека тоже можно понять. я не за него, но и не против.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Т
Х
Б
г
Р
Введите код без пробелов, учитывая регистр