Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ришикешские заметки, часть 4

Утром, в 10 часов провожаем своих попутчиков, Мукеш с водителем тоже уезжают, они уже собрались, стоят на площадке возле отеля. Подходим, прощаемся и с ними, дарим им сувениры на память. Мукешу дарим матрёшек, показываем что их там спрятано три штуки, восторг детский у него, неужто не видел ни разу? Водителю дарим плетёные сувенирные лапти, объясняю ему что это русский дорожный оберег и его надо вешать на внутреннее зеркало, он отвечает что знает это и вешает их сразу на место.
Выходят наши, помогаем им загрузиться, говорим последние тёплые слова прощания и поехали. Смотрим им вслед, жаль конечно расставаться, свыклись за две недели но ничего не поделать, здесь дороги наши расходятся. Теперь у нас начинается индивидуальная программа и мы пошли по Ришикешу совершенно сами себе предоставленные, не связанные обязательной программой. Идём прогулочным шагом, внимательно и не торопясь изучаем окрестности и открывается что то новое, ряженый под божество индиец опять предлагает пуджу за деньги, смеюсь и посылаю его вежливо, он не теряет надежды и кричит вслед что потом обязательно….может быть….сэр…

Переходим Гангу по мосту Лакшманджула, сегодня народу туристического много, я имею ввиду индийцев, они любят путешествовать семьями и ведут себя как все туристы мира, у нас разве что рот раскрыт шире, фотографируются, громко обсуждают увиденное и очень серьёзно совершают омовления в Ганге.

Мы решаем зайти сегодня в индусский храм что сразу за мостом, оставляем обувь напротив храма, там специальное место есть, с присмотром за пять рупий. Осторожно переходим улочку, здесь очень много бродячих коров, корма на асфальте им подают много, навоза тоже под ногами много, так что постоянно надо смотреть куда ступаешь.
В этом храме, в прошлый раз понравилось мне изображение богини четырёх рукой, она сидит на самом верху храма, выше изображений богов нет. Остановился я перед ней а она завораживает чем то, не пойму почему но у меня такое ощущение что я её где то видел, сфотографировал её, хотя в этом храме фотографировать запрещено, да ведь никто на высоте не видит, выше только Шива. И не давала она мне покоя эти два года, откуда я её знаю? Сидит себе улыбается в Гималаях. Она с белой кожей, у неё четыре руки, на голове корона как у Кришны, в руках сабля, трезубец, кольцо и маленькая плошка с красной краской, она улыбается. От головы отходит сияние.
Распечатал я дома её изображение, там спрошу, что за богиня. Заходим в храм, сидят трое пуджари, мы проходим, кладем в ящик для пожертвований денег, они нам дают прасад и начинаем обход скульптур. Здесь представлен пантеон главных богов индуизма, есть все, и расположены они на девяти этажах. Этот храм единственный большой храм на левом берегу, в ашрамах конечно есть но не такие большие. Спрашиваю у пуджари разрешение на фото, говорят что нельзя. Начинаем подъём по лестницам вверх, там и спрошу. Но залы пустуют, служащих нет. Наконец попадается один, делом занят, пол метёт, подхожу к нему здороваюсь, показываю фото богини и спрашиваю кто мол такая, как зовут? Он делает важный вид, принимается считать руки и что она держит, потом подумав многозначительно, выдаёт- Дурга! Я конечно сомневаюсь, но благодарю его и идём постепенно вверх, с отдыхом, спешить не к чему. Наконец поднимаемся, отсюда открывается хороший вид на этот район Ришикеша. А вот и она, сидит на месте, не изменилась, только её переодели в новое платье, над головой у неё надпись, читаю: Шри Сантощи Мата Джи. Вот тебе Дурга! Такую богиню не знаю. И только много времени спустя до меня доходит где я её видел. У неё загадочная улыбка Джаконды! Над тайной которой столько столетий ломают головы учёные мужи. Вот затейники индийские художники! И по всему видно что здесь, в Ришикеше, трудился хороший скульптор, по всем берегам Ганги возведены красивые скульптуры Богов.

Спускаемся вниз по лестницам, вижу, этот труженик уже бросил метёлку и прямо на полу спит сладким сном младенца. Как умеют спать индийцы, надо рассказывать отдельно, так спят только в безмятежном детстве да и то не все.
На первом этаже пуджари тоже нет на месте, может у них обед? Забираем сандалии и пошли вдоль берега вниз по течению реки.

Рассматриваем вывески, рекламные плакаты, людей. Здесь чуть ли не в каждом здании школа йоги, обучение массажу, и аюрведе. Порой написано это на куске картона, а то и просто на стене здания. Да! Не берусь судить о качестве обучения в таких школах, ведь всё относительно. Многие школы обещают сертификат, обучение- пока у вас не кончатся деньги. Предлагают также аюрведический массаж, цены держат солидные. Массажные салоны есть при каждом отеле и цены примерно одинаковые, добросовестность только разная и условия от масла отмыться тоже могут быть разными. Думаю что прежде чем соглашаться на массаж, надо изучить, прочитать, посоветоваться со знающими людьми что это такое, тот или иной массаж.
Предлагают вам прайс- лист с названиями видов массажа а их много может быть и расценками тоже разными. Выбирайте! В идеале вас должен осмотреть врач перед массажем, и в соответствии с вашим балансом дош, посоветовать или отсоветовать тот или иной массаж. Были случаи, плохело дамам, ведь они заказывали- как ей, т.е. подруге сделали. Мужской пол как то ровно дышит ко всяким массажам в Индии, (про себя говорю) может и случаются любители. Просто замечал, пока ожидаешь супругу в зале ожидания, снуёт туда- сюда один женский пол разных национальностей. Берегут здоровье!

А мы всё идём по улице и у нас в планах попробовать пройти этим берегом до моста Рамджула, узнать есть ли сквозной проход. Метров через триста , по правой стороне попадается нам ресторанчик с итальянской кухней а рядом, метров через двадцать по этой же стороне ресторан с немецкой кухней. Решаем зайти в итальянский ресторан, отведать чем тут кормят. Индийская еда конечно вкусная но уже хочется какого ни будь разнообразия. Заказали одну лазанью, пасту с грибами и чай, настоящий европейский чёрный чай. Чай принесли первым блюдом, как и везде в Индии, официанты индийцы и не изменяют местным традициям. Порции с едой оказались большими, вкуснейшие и очень горячие, с пылу, с жару. И пока они остывают, рассматриваем внутреннее убранство, всё сделано просто, шесть столиков покрытых скатертями, у каждого столика четыре плетёных из бамбука кресла, очень удобных. Вид на Гангу загораживает большое дерево, с боков есть небольшой обзор а главное что здесь тенёк и естественный ветерок дующий вдоль Ганги. Надо сказать что в полдень и позднее в Ришикеше довольно жарко, и шляпа с тёмными очками совсем не помешает. Отобедав очень вкусно и сытно благодарим хозяев и идём дальше. Заходим к тибетцам в лавку, надо выполнить заказ одной знакомой, купить бусы или чётки из синего камня. Из синего есть только буддийские чётки из бирюзы, продают на вес, берём, потому как уже несколько дней присматриваем и нечего не попадалось. Берём ещё бронзового литья слоников, маленьких, на сувениры. Нам тибетцы нравятся своей не прилипчивостью, стоят, улыбаются приветливо, может из за того что они здесь гости?

Вскоре торговые ряды заканчиваются и продолжается просто дорога, слева возведён каменный не высокий забор, за ним фруктовый сад с большими деревьями, манговые в основном но есть и другие. По дороге постоянно носятся джипы, это здесь такси горное. Но мы идём пешком, торопиться нам совершенно не куда, мы в отпуске и рассмотреть надо всё получше да и идти здесь одно удовольствие, тень от высоких деревьев. С правой стороны дороги установлены каменные скамейки, народ садится, отдыхает. Проходим примерно метров шестьсот и опять начинается торговая улочка с таким же товаром, идём ещё метров триста и выходим на небольшую площадку и справа видим скульптурную композицию: господь Вишну возлежит на свернувшимся кольцами Змее Шешу , у его ног сидит Лакшми, над его головой распростёр свой капюшон Змей Шешу и из пупка Вишну рождается Брахма. Очень красивые скульптуры! Осматриваем их, делаем фото и идём вниз по узкой улочке в сторону Ганги. Справа сидят рядком садху и просто нищие, один со щенком привязанным на верёвочку рядом с ним, подаем немного денег и проходим ниже. Вот под навесом справа пункты общественного питания, сидит на возвышении один из братьев- зазывал, знаменитых на весь интернет, он выкрашен в розовый цвет, у него много работы, позирует туристам, народу возле него много, все хотят сфотографироваться с ним.

Идём дальше, вниз по улочке и выходим на улицу которая идёт вдоль Ганги, мост Рамджулу уже прошли и уже не далеко Пармартх Никетан. Делаем вывод: сквозной путь по левому берегу между Лакшманджулой и Рамджулой существует, пишем в свою книгу памяти. В следующие дни мы ходили этим же маршрутом.
Здесь очень много иностранцев, звучат языки разных стран и русский в том числе, он пробивается сквозь разноязычие узнаваемым мощным слогом, даже если и произнесено слово не очень громко, наверно это особенность мозга, искать в речи знакомые слова.
Решаем посидеть на гхате, проходим, выбираем место не людное, садимся и начинаем смотреть на бегущие к океану воды вечной реки. В этом месте к реке примыкают ашрамы, скорее жилые помещения ашрамов, видно как народ европейский выходит, заходит или хлопочет по хозяйству. Рядом с нами сидят две женщины, медитируют, правильнее сказать они уже сидели когда мы подошли и молча сели на ступеньки. Закончив медитацию они заговорили между собой по-русски, мы не реагируем, хочется просто отдохнуть, от общения в том числе.

Солнце идёт к закату, пора идти на аарти. Поднимаемся и пошли в сторону Пармартха. Аарти проводят во многих местах в Ришикеше, но нам больше нравится Пармартх, своей атмосферой, аурой. Дедок что принимает обувь узнал нас, приветливо улыбается, он и вечером, в сумерках узнает нас и вне очереди подаёт наши сандалии, так что у нас теперь тут знакомство. Проходим к гхате, народу ещё мало, музыканты разогреваются, садимся на тёплые ступеньки. К нам подходит взрослый брахман и приглашает поучаствовать в пудже, садимся на мраморный пол возле реки, вкруг индийцы, европейцы и брахман начал пуджу. Вид у него примечательный, густые волнистые волосы и борода, чем то похож на Свами, может быть его замена, кто знает. Пуджари ведёт пуджу, красит нам лбы красной краской в виде точки, потом прилепляет рис к этой точке, потом раздаёт лепестки цветов, поёт что то речетативом, потом берёт лепестки обратно. Почитав ещё, отдаёт нам лепестки и мы несём к воде и опускаем их в неё. Всё, пуджа закончилась, участники дают денег пуджари по не многу, он кладёт их в карман с равнодушным видом. Потом началась аарти, народу как всегда много. После едем в отель, отдыхать. Хватит на сегодня впечатлений!

Читать дальше - о Ришикеше https://indonet.ru/R...

Время путешествия: 
октябрь 2010г
Автор и\или источник публикации: 

автор я

Шри Сантош Мата джи Храм вдоль фруктового сада Вход в ресторан


Комментариев : 1

А название

achadidi аватар

А название итальянского ресторана не помните? Знаю только 1 хороший рестик в Ришикеше, где готовят настоящую лазанью - Маленькая Италия в Грин отеле, но из него Гангу не видно.
Если вспомните - черкните пожалуйста комментом в https://indonet.ru/i...

Что до Шри Сантоши Мата Джи - все равно это одно из имен Шакти, я правда не слышала, но у Божественной Матери есть много имен, есть даже список Шри Деви стотрам, где перечислено 108 из них, перечень правда не исчерпывающий

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Г_малаи: