Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ансамбль Кутб-Минар

Самая высокая башня в Индии, “седьмое чудо Хиндустана”, когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора. (Высота башни—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м)

Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны.

В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар. Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.
И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.

Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.

Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.
Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками — они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.

Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского — “могущество ислама”) — первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.
Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен — 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.

Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.

Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота — 7,2 м, диаметр у основания - 41,7 см, у вершины — 30,5 см, вес — около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.
Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.
Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.
Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, — ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.

В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.
Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.

С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это — Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.
Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.

Вокруг Кутб-Минара расположено множество других достопримечательностей: это прежде всего руины Лалкота, построенного в 1066 г. Анангпалом, развалины города Раи Питхора, а также огромный камень — Бхим Чхатанки — в 800 м на запад от Кутб-Минара. Бхим — один из пяти братьев Пандавов, как повествует легенда, был настолько силен физически, что поднять этот валун для него не представляло никакого труда.
В двух километрах к юго-западу от Кутб-Минара находится священное место для индийских магометан—дарга Кутбуддина Бахтияра Каки, умершего в 1235 г. Бахтияр Каки считался святым. Гробница примечательна тем, что здесь же похоронены некоторые могольские правители, в том числе Бахадур Шах Зафар — последний император Индии из династии Великих Моголов, тело которого привезли из Рангуна, где он находился в пожизненной ссылке после восстания 1857 г. За три дня до своей трагической гибели это место посетил Махатма Ганди.

Если выйти с территории Кутб-Минара, через 200 м влево от главной дороги по узкому переулку вы подойдете к храму Йогмайи. В священных книгах “Бхагавад-пурана” говорится, что Йогмайя была сестрой бога Кришны. Храбрая богиня вела борьбу с жестоким, коварным и несправедливым царём Кансой, который мечом разрубил сестру Кришны на части и, раскрутив, разбросал по свету. Служитель храма расскажет вам, что после вознесения на небо из одного куска тела Йогмайи образовалась молния. Остальные вернулись на землю. В том месте, где упала голова поверженной богини, был построен храм. Изображение божества в храме отсутствует. Обряды совершаются возле небольшого углубления в полу, которое, по преданию, осталось как след от падения головы Йогмайи. По легендам, перед великой битвой при Курукшетре принц Юдхиштхира возносил молитвы богине возле этого места.
В современном виде храм существует с 1827 г. Примечательна целая панель колокольчиков при входе, которые, по убеждению верующих, своим звоном должны привлекать внимание богини.

От храма Йогмайи дорога ведёт вверх к невысокому холму, на котором стоит мавзолей Адхам Хана, молочного брата императора Акбара. Однажды в припадке гнева Акбар сбросил его со стен Агрского форта, но затем, разжалобившись, приказал построить Адхаму в Дели прекрасную гробницу, которая была сооружена в 1562 г. из серо-голубоватого камня. Время унесло и цвет стен гробницы, и сказочно красивые мозаики. Сегодня по нескольким уцелевшим на внутреннем плафоне панно можно судить, насколько хорош был интерьер мавзолея. Искусствоведы утверждают, что сооружение очень напоминает известную на весь мир мечеть Куббат-ус-Сакхра в Иерусалиме. Интересно сделаны проходы в стенах усыпальницы, отчего она получила название “бхул-бхулайя”, что в переводе означает “лабиринт”.

Но вот вы въезжаете в небольшой городок Мехраули, отнюдь не тихое и сонное поселение, как его пытаются представить в некоторых путеводителях. Узкие улочки, громоздящиеся друг на друге лавки, телеги, с которыми не может разъехаться даже самая маленькая автомашина “Марути”, — и вы подъезжаете к интересному сооружению из красного песчаника — Джахаз Махалу (буквально означает “дворец-корабль”). Когда-то рядом с этим дворцом находился большой искусственный водоем, построенный в 1229-1230 гг. при Илтутмыше. Сейчас практически ничего не осталось от изящных павильонов, окружавших озеро или стоявших прямо в воде, но для мусульман это место свято, ибо, как повествуют легенды, когда Илтутмыш принял решение построить водоём, во сне к нему на белом коне явился сам пророк и указал место, где должен быть вырыт бассейн. Когда утром султан со своей свитой, возглавлявшейся Бахтияром Каки, отправился к этому месту, оттуда бил чистый родник. В 1311 г. Алауддин построил посреди озера беседку, называемую “чхатри” (зонтик), которая поддерживалась двенадцатью колоннами. Точное назначение дворца Джахаз Махал неизвестно. Считается, что он служил гостиницей для приезжавших ко двору факиров.
Невдалеке от Джахаз Махала стоит небольшая мечеть Аулийа, где, по преданию, возносились молитвы Всевышнему по случаю покорения Дели мусульманами.
Интересный праздник проводится в Мехраули ежегодно после муссонов. Это ярмарка цветов “Пхулвалон-ки-сайр”. 22 августа 1953 г. Дж.Неру возродил старомогольскую традицию проведения праздника, когда мусульмане приносили цветы в храм Йогмайи, а индусы — к дарге Кутбуддина. Карнавал цветов в Мехраули — один из самых красочных праздников, отмечаемых в предместьях Дели.
Сразу за Мехраули дорога поворачивает вправо и уходит в заросли. Через 13 километров слева от шоссе возле деревушки Малакпур Кохли взору открывается интересный архитектурный ансамбль. Это гробница султана Гури. Сам султан не был столь известным персонажем в истории Дели. Его усыпальница (сооружена в 1230 г.) представляет собой типичный образец раннего мусульманского зодчества. Хорошо сохранились простоявшие уже более 700 лет, украшенные изящной резьбой беломраморные ворота в гробницу. Поднявшись по лестнице на трёхметровый пьедестал, вы войдете во внутренний дворик и увидите огромную беломраморную плиту, под которой в глубоком подземелье, заселённом летучими мышами, покоится прах султана. А прямо напротив входа — тоже из белого мрамора, с тонкими арабесками и цветами — навес для совершения намаза.

Продолжение Туглакабад, СураджКунд и Хаус-кхас

Автор и источник публикации: 

"Дели и его историко-архитектурные памятники (Краткий исторический очерк)". А.М.Кадакин, Издание Посольства Российской Федерации в Республике Индии Октябрь 2000 года. http://www.india.mid...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Таила_д: