Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Архитектура Индии. Храмы Хойсала

Хойсала - государство в Южной Индии, существовавшее с 10 по 14 века. Основатели династии были выходцами из западных Гхатов современного штата Карнатака, которая и послужила базой для их царства, к которой потом присоединились территории декканского плато в штатах Андхра Прадеш и Тамил Наду.
Но правители Хойсала занимались не только расширением своих владений, подобно другим индуистским царям они поощряли развитие искусств и религии на юге Индии. И  все таки Хойсала часто ассоциируется с храмовой архитектурой, и не зря, эта династия создала храмы, подобных которым я в Индии больше не видела. Богатство архитектурных форм строений и фантазия зодчих строителей Хойсала могу соперничать только с утонченной роскошью храмовой скульптуры Богов и иных земных и небесных существ этих же храмов...

Храмы Индии, Халебид
Во времена правления Хойсала было создано и сохранилось до нашего времени более ста  храмов, разбросанных по Карнатака. Наиболее известными храмами, строительство который совпало с расцветом стиля этой династии, являются  2 храма в округе Хассан: Ченнакешава в Белуре и Хойсалешвара в Халебиде, и Кешава в Сомнатхапуре, близ Майсора. Другие примеры изобразительного мастерства Хойсала расположены в Белвади, Амритапуре, Арсикере, Наггехали. Менее известные из виденных мной   храмы находятся в Шрингери и в округе Сагар, так же пристройки к основному храму в деревне Банваси близ Сирси.

самые красивые храмы индии
Хойсальская архитектура относится к южно-индийскому стилю дравида, который начал развиваться в Карнатаке в 7 веке при правителях династии Чалукья. Подобно другим  индийским  храмам храмы Хойсала представляют собой комплекс помещений, включающий собственно помещение храма с алтарем - гарбхагрихой, где проходят ритуалы, над которым возвышается башня - вимана, и холлы - мандапы,   где верующие собираются и молятся, массивная структура храма поддерживается колоннами.
Так что же привнесли Хойсала в индийскую архитектуру?

1. Все хойсальские храмы имеют сложную структуру, разительно отличающуюся от ранних образцов. Храмы имеют звездчатую платформу, с зигзагообразным рисунком, сложную   конфигурацию которой повторяют и стены и купол, сходящий на нет. Почти все храмы строились на специальной платформе, джагати, которая поднимает храм примерно на метр от земли, поэтому большиство храмов имеет крыльцо, по сторонам которого на страже стоят слоны или защитники-дварапала. Джагати выполняют помимо прочего функцию парикрамы, по которой верующие совершают круговой обход святыни.

2. Храмы строились из мягкого мыльного камня, сланцев, хорошо поддающихся обработке. Вся внешняя поверхность храмов от фундамента до шпиля сплошь покрыта скульптурой и резьбой, не оставляя места пустому пространству. Причем, существует несколько уровней - самые нижние с повторяющимися рельефами идущих слонов, яли, флоральные мотивы, далее фризы с сюжетной резьбой, а над головами уже крупная скульптура. При этом разные уровни храма имеют и различные мифологические линии, например, на фризе на уровне человеческого роста рассказывается одна история, а Боги над головами иллюстрируют сцены из других эпосов и мифов. И во время кругового обхода храма верующий может читать эти легенды на стенах.
Может быть как раз с хойсальских храмов и появилась традиция, что парикраму нужно совершить три раза;), действительно во время 1 обхода охватить все сюжетные линии просто не возможно.
Прибавьте к этому еще и потрясающую деталировку резьбы, на рельефе размером с ладонь вы можете и сейчас увидеть, что прорисованы даже ногти.

3. Хойсала объединили несколько храмовых помещений в единую законченную структуру. Так например, в храме Халебида, имеется 2 алтарных комнаты, говоря нашим языком, над каждой из которых высится собственная башня-вимана. В Сомнатхапуре таких святилища и башни - 3.

4.  Колонны храмов Хойсала лишены скульптуры, они круглые в сечении, обточены на станках, некоторые фрагменты до зеркального блеска. По форме они похожи на игрушечные пирамидки, когда на штырь нанизаны то тонкие "блины", то массивные колокола, то огромные бусины - идеальной формы шары, колонна естественно монолитная. На полированной поверхности некоторых колонн можно увидеть рельефные медальоны с изображениями мифологических персонажей или орнамента. Причем все пары колонн (по сторонам от прохода) в храмах как правило различаются.

5. Вход в холл - мандапу украшен помимо скульптуры покрытыми изысканной, ювелирной работы резьбой накладными наличниками, которые называются "макара торана". Перед некоторыми закрытыми мандапами находятся еще и открытые, более простой формы, соединенные с ними общей платформой, как например Нанди мандапа в Халебиде.

6. Если храм небольшой он состоит только из закрытой мандапы, то есть стены поднимаются от пола до потолка, и самой святыни. Четыре колонны создают сразу 9 куполов - внутренних сводов, образующихся в пространстве между колоннами. Куполы внутренних (закрытых) мандап и внешних (открытых) также покрыты богатой резьбой с цветочными орнаментами, мифологическими сюжетами, или скульптурой.

индийские шедевры
Больше фото храмов в стиле Хойсала можно найти по тегу

Автор и источник публикации: 
achadidi, специально для indonet.ru


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
взаимозамен_емость: