Халебид
Халебид (Халебиду) - архитектурное сокровище династии Хойсала
Небольшой городок Халебид или Халебиду находится в 32 км к северо-западу от Хассана в южно-индийском штате Карнатака.
Халебид был когда-то был столицей империи Хойсала, и первоначально назывался Дора Самудра, город был переименован в Хале-биду, что означает "Покинутая столица" или "Мертвый город в 1311 г., когда войска делийского султаната под предводительством Ала-уд-дин-Халджи овладели Халебидом и сравняли его с землей.
Несмотря на набеги мусульман несколько больших храмов Хойсала в Халебиде уцелели - два из них – Хойсалешвара и Кедарешвара, покрытые прекрасной резьбой, являются одними из лучших образцов средневековой индийской архитектуры.
Сразу хочу отметить, что если вам нравится индийская архитектура и скульптура, оставляйте на Халебид полный день.
Главный храм Халебида, из-за которого мы сюда приехали, ХойсалЕшвара мандир, принадлежит к шиваитской традиции индуизма. Храм действующий, но внутри можно снимать на фото и видео все за исключением алтарной части, можно использовать вспышку. Внутри храма полумрак, свет проходит в каменные решетки окон, другого освещения нет. В храме 2 святилища со скульптурами дварапала по бокам, очень интересные ступенчатые потолки, покрытые резьбой, и круглые как бы слоеные мололитные колонны, обточенные местами до толщины блина, очень изящные.
Храм Халебида является одним из 3 уникальных храмов династии Хойсала, построенных в форме звезды, два других храма находятся в Белуре и Сомнатхапуре. Форму звезды имеет и слоеная платформа, и украшенная 5 орнаментальными рядами нижняя часть храма, и стены над фризами, украшенные орнаментом и скульптурой так же повторяют звездную форму. На каждой стороне сложного многоугольника - скульптура Божества.
На верхнем фризе разворачиваются сюжеты из Махабхараты, ниже - птицы и узоры, под ними всадники, затем львы или яли, а в самом низу слоны. Над входами (их в храме 4) находятся умопомрачительно изящно выточенные панели, которые на расстоянии напоминают кружева. Рельефы на стенах сохранились очень хорошо, а вот фризы местами стерты или изуродованы.
Напротив 2 боковых входов находятся небольшие мандапы с черными монолитными фигурами Нанди.
Храм производит очень сильное впечатление и внутри и снаружи. Он просто завораживет тонкой резьбой, и мне ужасно хотелось рассмотреть и заснять каждую панель и фигуру, обойдя его с камерой 1 раз, я прошла по периметру снова, увы мы были ограничены во времени и должны были ехать.
Невдалеке от Хойсалешвары расположен джайнский храм, но его можно смотреть только в начале, после Хойсалешвары он выглядит совершенно голым и примитивным.
А вот что пишет о храмах династии Хойсала мой путеводитель The Rough guide, South India, перевод собственный
Династия Хойсала правила юго-западной Карнатакой между 11 и 13 веками. С 12 века после восшествия на престол царя Вишну Варданы, правители построили ряд замечательных храмов, сосредоточенных, в основном, в трех местах: Белуре и Халебиде, рядом с современным г. Хассан, а также в Сомнатхпуре возле Майсора. Как на первый взгляд, так и на расстоянии, храмы Хойсалы кажутся скромными строениями, приземистыми и лаконичными по стилю. Однако при ближайшем Строительство храма Хойсалешвара было начато в 1141 г. и велось 40 лет, но так и не было завершено, возможно поэтому в Халебиде нет башен как в Сомнатхпуре. Неизвестно какие Боги почитались здесь изначально, но двойное Примерно в 600 м. к югу от Хойсалешвары, стоят несколько джайнскиих храмов, фактически без всякого декора. Единственное их архитектурное украшение фризы под потолками мандап и слоны у входа, а также памятная доска увековечившая дарителя. Храм Ади Паршванатха 13 в., отличающийся большой мандапой при входе, посвящен двадцать третьему тиртханкаре, Паршванатху, а менее древний храм Виджаянатха, построенный в 16 в., который легко узнать по колонне манасастхамба, возвышающейся перед храмом, посвящен шестнадцатому тиртханкаре, Шантинатху.
рассмотрении поражает богатство детальной и чувственной скульптуры, покрывающей каждый дюйм внешней части храма.
Создать столь причудливую вязь резьбы позволял материал, использованный в постройке храма: мягкий стеалит, или мыльный камень, который при окислении твердеет и дает стеклоподобную, гладко отполированную поверхность. Степень детализации такая же как у изделий из сандалового дерева и слоновой кости. По мере того, как развивался этот стиль, детали становятся свободнее и динамичнее.
Своей вершины он достиг в Сомнатхпуре. Прекрасные скульптурные группы, в том числе утонченные, чувственные женские образы, располагаются под карнизом здания, закрепленные с помощью подпорок вверху и внизу. Они созданы позднее (кроме, возможно, храма Сомнатхпура) и не несут структурной функции. Другая техника, которая чаще ассоциируется с деревом, - это необычная выделка массивных каменных колонн: словно бы обработанные на токарном станке, они
напоминают колонны в деревянных храмах Кералы. Скорее всего, их обрабатывали на горизонтальной поверхности, закрепив с обоих концов и вращая с помощью веревки.
Архитектурный стиль храмов, построенных Хойсала, обычно относят к весара (vesara или смешанному), а не к северному nagari или к южному стилю dravida. Тем не менее, видно большое сходство с храмами нагари западной Индии, как результат контактов, как и в музыке, живописи и литературе, чему способствовали тесные торговые отношения между югом и севером. Все храмы Хойсала имеют одинаковое звездообразное строение и высокий цоколь (jagati), который повторяет форму святилищ и мандап, и представляет собой приподнятую платформу, окружающую храм. Некоторые черты северного
стиля, возможно, были привнесены строителем и художниками самого раннего храма в Белуре, которых Вишну Вардхана привез с севера Андра прадеш. Характерным для стиля Хойсала является также использование особой каменной кладки без
раствора (ashlar). Некоторые камни скреплены с помощью железных и бронзовых костылей, или скрепами из пазов и шипов. Потолки внутри мандап сделаны в виде ступенчатых сводов, подобно потолкам джайнских храмов Раджастхана и
Гуджарата, и видны они только изнутри, что характерно для стиля Хойсала.Храм Хойсалешвара
святилище видимо посвящено Шиве и его супруге. Во всяком случае, оба святилища содержат шивалингамы и соединены между собой, напротив храма две мандапы, в которых находятся скульптуры Нанди, ваханы Шивы.
Как и другие храмы Хойсалы, храм Халебида стоит на высоком цоколе, который повторяет звездную форму храма и создает второй ярус, к мандапам ведут лестницы, украшенные по бокам маленькими башенками.
Нижние части черных отполированных колонн обработаны на токарном станке, а верхние очевидно вручную чтобы воспроизвести эффект вращения.
В Хойсалешвара мандире присутствует много вишнуитских изображений. Скульптуры обладают экспрессией, которая отсутствует в более ранней работе в Белуре. Среди них - Брахма на гусе, Кришна, поддерживающий холм Говардхану, Кришна, играющий на флейте и Вишну (Тривикрама), покрывающий всю вселенную тремя шагами. Одно из самых
замечательных изображений - демон Равана, потрясающий гору Кайлаш, населенную различными животными, на которой
сидят также и Шива с Парвати. Танцоры и музыканты, занимают место на одном уровне с богами, и предстаёт необычная (для этого места) эротическая картина, изображающая чувственных девиц, увешанных драгоценностями. Фриз с сюжетной росписью расположен на шестом уровне снизу; на нем изображены сцены из Бхагаваты и Вишну Пураны, Махабхараты и Рамаяны. Джайские храмы Халебида и храм Кедарешвара
Чоукидар в храме Паршванатха покажет вам, что гладко отполированные поверхности резных колонн при ударе издают металлический звук.
С восточной стороны - храм Шивы, Кедарешвара (1217 - 21 гг.), меньшего размера, также построенный в форме звезды. К сожалению, из-за состояния храма внутрь войти нельзя. Наружную часть храма украшает множество замечательных скульптур, в том числе необычная каменная фигура Кришны, танцующего на чудовищном змее Калии; этот сюжет чаще встречается в бронзе или живописи.
Как доехать в Халебид:
В Халебид можно добраться из Хассана на рейсовом автобусе или такси. Цена такси в оба конца по состоянию весна 2007 составляла 700 рупий, поездка из Хасана в Халебид и Белур - 1200 рупий (в общей сложности не более 8 часов), такси из Хассана на целый день 1700-1800 рупий.
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос