Каньякумари
Каньякумари - самая южная точка Индии
Каньякумари (Kanyakumari), также иногда Канньякумари, Каниякумари и мыс Коморин - это край земли, самая южная точка Индии, Индостана, и Евразийского континента. Каньякумари также место слияние Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря, это человеческая условность, конечно.
Здесь очень хорошо, как-то по особому, не то, что бы чувствуешь себя на краю света, но...
Свое название Каньякумари получил от имени местной богини Каньи (девушка) и кумари (т.е. девственница на санскрите). Поэтому мужчины, входящие в храм Канья Амман (амман - мать на тамили), должны снимать рубашки и обнажать торс.
В храм Каньякумари не индуистов пускают, а святилище - нет, о чем свидетельствует табличка, однако за плату местный пуджари проведет по всем помещениям. При входе в храм во время пуджи играют на трубе и барабане замечательную музыку... некий набор звуков, который создает внутри вибрацию, помогающую растворять себя в окружающем пространстве.
Легенда гласит, что Шива собирался жениться на Канье и начал соответствующий обряд, который должен был завершиться ночью, но тут, кто-то из его оппозиции, превратился в петуха и прокукарекал рассвет. Шива, поняв, что не успел завершить свадебный ритуал, до рассвета, ушел, а Канья так и осталась его вечной невестой.
Храм Канья Амман старый и интересный, он небольшой, всего 1 стена вокруг. Между правой стеной храма (если стоять лицом к нему) и наружней идет колоннада, на колоннах вырезаны женщины в полный рост, с протянутыми руками-светильниками, в ладони наливают масло, используемое в качестве горючего, ничего подобного не встречала. В храме очень темно, но он очень уютный, в нем приятно просто посидеть среди колонн, только надо мазаться антимоскитными средствами, кровососущих тут полно. Снимать в храме и сам храм запрещено, фото камеры и мобилы конфискуют при входе.
Местные люди рассказывали, что во время цунами, который бушевал в Каньякумари 6 часов подряд, волны перекатили через храмовые стены и смыли много домов и людей, храму однако цунами совсем не повредил.
Вокруг храма много книжных и сувенирных лавочек с открытками и путеводителями. Если обойти храм слева, выходишь на набережную заполненную лотками с ракушками. Ракушки в Каньякумари пожалуй самые дешевые и тут самый большой выбор.
По набережной можно выйти к гхатам, где стоит небольшая мандапа и крохотный храмик, посвященный Божественной Матери. Этот храмик был основан в 2000 году стариком-садху, который сегодня является и его настоятелем, после того как Амма, современная святая из Кералы, посетила это место. У садху несколько рыжих собак, которые живут с ним в- и вокруг храма, ночью маленькие щенки лежали на постели старика, а сам старик спал напротив своего храмика на земле рядом со своими собаками, которые услышав приближение чужаков утробно урчали и искрили глазами. Старик очень добрый и лучистый, по английски говорит, если любите животных, зайдите - собаки вас подпустят к нему.
В Каньякумари есть еще и католический костел, он стоит в рыбацкой деревушке, налево от косы, кстати здесь полно рыбаков-христиан, которые снабжают рыбой материковые города. Костел произвел впечатление странное, пустое, как будто это и не храм вовсе, а склад. Мы прошли через деревушку, когда возвращались, и я запомнила выворачивающий наружу запах несвежей рыбы, голых глазастых ребятишек лет 3-5, ползающих по улице, и удивление, но без интереса, с которым на нас смотрели здешние женщины в грязных одеждах. Если идти от берега вглубь городка хибарки сменяются белыми мазанками, а потом и небольшими домиками с садами.
Каньякумари поделен на части по религиозному признаку - те дома, что за рыбацкой деревней - украшены крестами, мы повернули от костела по дороге налево и прошли через улицу с сикхскими ладошками на стенах домов, пока не добрались до района нашего отеля, откуда улица ведет к индуистскому храму.
Географической точкой конца Индии принято считать не сам Каньякумари, а два маленьких острова в 500 метрах от берега, на одном из которых находится мемориал Свами Вивекананды, а на другом гигантская статуя тамильского святого поэта Тирумулара.
Свами Вивеканада был учеником великого индийского мистика, йогина и реформатора Шри Рамакришны Парамахамсы, он получил западное образование и активно участвовал в конгрессе мировых религий в Чикаго, что привело, к распространению в европейском мире интереса к индийской культуре и индуизму, с чего собственно официально индуизм и начал свою экспансию на запад.
Кораблики к мемориалу и статуе ходят каждый полчаса с 6 до 16.30, билет стоит 20 рупий. Вход в мемориал 10 рупий. В мемориале есть зал для медитации и хорошие книжные лавки, снимать внутри мемориала нельзя.
заметки осени 2006
Комментариев : 3
Массаж в Каньякумари
тамильцы из каньякумари рекомендуют делать
аюрведический массаж (600 рупий в час) в Девасахая госпиталь, доктор Миллас говорит по английски, адрес клиники Mankuzhi road, naduthere, thingalnager. Там есть и другие оздоровительные программы.
"Свое название Каньякумари
"Свое название Каньякумари получил от имени местной богини Каньи (девушка) и кумари (т.е. девственница на санскрите). Поэтому мужчины, входящие в храм Канья Амман (амман - мать на тамили), должны снимать рубашки и обнажать торс."
Отличная логическая цепочка "девственница - значит мужчинам обнажать торс". А я вот вчера храм, посвящённому богу Вишну, в Варкале посетил - так там тоже торс оголяют... И чего теперь мне думать?
Евгений, спасибо за
Евгений, спасибо за дополнение! Да, одетых мужчин действительно в храм вечной девственницы Каньи не пускают...
но вот почему честно говоря никто мне не смог объяснить, хотя и пыталась выяснить, это просто традиция.... поэтому видимо и в Варкале тоже :)
Напишите отзыв или вопрос