Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Дарджилингская гималайская железная дорога

Гималайская железная дорога

Дарджилингская гималайская железная дорога.
Узкоколейная (61 см) однопутная железная дорога в северной части индийского штата Западный Бенгал, соединяющая станции Нью-Джалпайгури (код NJP) и Дарджилинг (код DJ).

Общая протяженность дороги составляет около 86 км. При этом станция Нью-Джалпайгури лежит на равнине (высота 122 м), а Дарджилинг находится в горах на высоте 2134 м. Станция Гум (Ghoom) в 10 км к югу от Дарджилинга является самой высокогорной железнодорожной станцией Индии (2257,65 м).

Линия насчитывает 13 станций и остановочных пунктов, 3 петли и 6 Z-образных тупиковых спуска. Петля Agony Point является одним из самых маленьких сооружений подобного рода в мире (радиус всего 13,1 м).
В 1999 г. ЮНЕСКО внесло дорогу в список Всемирного наследия человечества. Дарджилингская гималайская дорога – вторая ж/д линия, удостоенная подобной чести (первой в 1998 г. стала железная дорога через перевал Земмеринг в Австрийских Альпах, построенная в 1848-1854 гг.)

История Дарджилингской ж/д.
Основанный в 1835 г., Дарджилинг превратился к концу 19 в. в быстро растущий город – горный курорт и центр производства чая. В то же время попасть в Дарджилинг можно было только с помощью конных повозок по грунтовому шоссе.
Местное население и туристы нуждались в улучшении путей сообщения. Кроме того, стратегическое положение города на границе Бутана и Тибета вынуждало правительство Британской Индии быть готовым к быстрой переброске в Дарджилинг войск и артиллерии.

Железнодорожная линия стандартной ширины (ок.1,5 м) была построена между Калькуттой и Силигури к 1878 г. В том же году инженер Франклин Престэдж, занимавший должность агента Восточно-Бенгальской железной дороги, представил властям проект новой горной линии. Проект был рассмотрен особым комитетом од председательством губернатора Бенгалии Эшли Идена и принят в 1879 г.
В том же году началось строительство дороги. Узкая колея позволила прокладывать рельсы вдоль линии существующего шоссе и избежать трудоемкого строительства туннелей и мостов. Исключение составили петли, необходимые для преодоления поездом участков с резким перепадом высот. Быстрые темпы строительства позволили уже к марту 1880 г. дотянуть рельсы до станции Тиндария (Tindharia) в 35 км от Силигури.

Первым пассажиром дороги (еще до официального открытия) стал в 1880 г. вице-король Эдвард Литтон – первый глава Британской Индии, посетивший Дарджилинг. Официальное открытие дороги на всем протяжении от Силигури до Дарджилинга состоялось 4 июля 1881 г. Первые паровозы, специально построенные для дороги в 1881 г., могли перемещать груз весом не более 7 тонн, однако после замены локомотивного парка в 1889 г. эта цифра выросла до 35 тонн.
Строительство путей и станционных сооружений продолжалось вплоть до конца 1910- годов. Все это время линия активно эксплуатировалась, перевозя к 1910 г. свыше 170 000 человек и 40 000 тонн грузов ежегодно. Последним крупным сооружением дороги британского периода стал вокзал в Дарджилинге, построенный в формах арт-деко в 1921 г. Дорога сыграла важную роль в подготовке Тибетской экспедиции британской армии в 1903 г., а также в событиях II Мировой войны. После провозглашения независимости Индии дорога была выкуплена у акционеров правительством и влилась в общую сеть железных дорог страны. В 1964 г. был построен участок дороги от Силигури до Нью-Джалпайгури, где ныне находится главная узловая станция региона.

В настоящее время Дарджилингская гималайская железная дорога является одной из немногих в мире линий, активно использующих паровую тягу. Из 35 паровозов, построенных в 1880-х – 1890-х гг., до наших дней дошло 12. Ремонтные мастерские находятся на станциях Тиндария и Нью-Джалпайгури. Дальние рейсы в NJP ныне обслуживают, в основном, современные мини-тепловозы, построенные в начале 1990-х гг. Паровозы используются на ближних дистанциях, а также обслуживают туристические рейсы, организуемые для туристов.

Посещение. Линия известна среди гостей города под именем «Игрушечная железная дорога» (англ. Toy Train). Это одна из главных достопримечательностей Дарджилинга. Рельсы проложены прямо по улицам. Часто можно видеть, как грузовики и автобусы жмутся к обочине, пропуская оглушительно свистящий паровоз, сильно уступающий им в размерах. Вокзал находится на линии главной улицы Дарджилинга Hill Cart Rd, в 10-15 мин. ходьбы от базарной площади. С площади Чоураста к вокзалу можно легко пройти, спустившись по улицам Nehru Rd и Laden La. Рядом с вокзалом имеются поворотный круг и небольшое депо с мастерской текущего обслуживания локомотивов. Это единственная мастерская, которую можно видеть: более крупные в Тиндарии и NJP для туристов закрыты. Кроме того, неподалеку от вокзала находятся индуистский храм Дирдам Мандир в непальском стиле, а также шотландская церковь Св.Колумбы (1880-е гг.).
Туристические рейсы (joy ride) дорога устраивает на участке Дарджилинг – Гум (10 км). Экскурсионные составы имеют три пассажирских вагона (обычные – два-три пассажирских (1, 2 и 3 классов и один почтово-товарный). Интересно проехаться в вагоне 1 класса, отделанном полированным деревом. Стоимость билета на экскурсионный рейс, по-моему, одна и составляет св.200 р. – точно не помню. Joy ride устраивают в высокий сезон (с октября по декабрь и с марта по май). Расписание экскурсионных рейсов, вывешенная в октябре 2007 г. на дарджилингском вокзале, выглядело так:
10:00 отпр. из Дардж. - 10:50 прибытие в Гум
12:50 отпр. из Дардж. - 13:40 прибытие в Гум
11:20 отпр. из Гума - 12:00 прибытие в Дардж.
14:10 отпр. из Гума - 14:50 прибытие в Дардж.

В Гуме можно отстать от поезда, и посетить музей дороги под открытым небом. Здесь, в частности, выставлен первый локомотив дороги Baby Sevok. Музей работает приблизительно с 8:00 до 16:00. Из Гума до Дарджилинга можно подсесть на попутный Джип (рупий 10), а можно дойти за час пешком – дорога идет под уклон. По дороге имеется несколько буддийских монастырей: Sakya Guru monastery, Samten Choling monastery, Druk Sangak Choling monastery (самый большой, называется также Dali Gompa). Все три обители молоды и, на мой взгляд, не слишком интересны. Гораздо круче Батасийская петля дороги, находящаяся на полпути к Дарджилингу. Ее построили в 1919 г., а в 1995 г. в ее центре разбили парк и воздвигли монумент солдатам-гуркхам, павшим во всех войнах Индии с 1947 г. Вход на территорию мемориала – 5 р., взамен дают красивый билетик с цветной фотографией петли. От памятника в ясную погоду хорошо видна Канченджанга, а неподалеку имеется несколько ресторанчиков.
В истории дороги были случаи, когда она прекращала свою работу в связи со стихийными бедствиями или политическими событиями. Увы, ныне на сайте дороги (www. dhr.in) вновь вывешено объявление: «В связи с беспорядками, возникшими 10 июня с.г. движение на линии временно прекращено. Следите за объявлениями». Беспорядки охватили г.Силигури: сторонники независимости «Гуркхалэнда» сцепились с ее противниками…

Стоимость проезда в обычном поезде дороги от Дарджилинга до различных станций (1, 2 и 3 классы, взрослые/дети):
Ghum 96/93,20/20,4/4
Sonada 104/93,23/20,7/4
Tung 115/93, 24/20, 8/4
Kurseong 144/95,26/21,10/5
Mahanadi 148/97,27/21
Gayabari 148/97,29/23
Tindharia 168/123,31/23
Rangtong 178/123,34/25
Sukna 203/124, 35/25
Siliguri Jn. 217/131,38/27
Siliguri Town 247/146,41/28
N.Jalpaiguri 247/146,42/29

Тепловоз Гималайской железной дороги Ширина колеи в сравнении с обувью 43-го размера Гум (Ghum)- самая высокогорная железнодорожная станция Индии Виадук Батасийской петли Прибытие вечернего поезда в Дарджилинг. Осень 2007 г. Поезд Дарджилингской гималайской ж\д Вагон поезда Гималайской дороги
Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

Митрий, собственные фото и заметки, использована информация официального сайта дороги www.dhr.in и из Википедии


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
й
Ы
Э
Я
ю
Введите код без пробелов, учитывая регистр