Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Музей подводного флота Индии

Южноиндийский штат Андра-Прадеш популярен среди белых обезьян главным образом благодаря человеку, известному под именем Сатья Саи Баба. Те из гостей штата, кому не интересно ехать в ашрам покойного гуру, могут найти кое-что любопытное на берегу Бенгальского залива – в городе Вишакхапатнам. С этим портом тесно связана история подводного флота Индии.

Уже первый план развития национальных ВМС, принятый в 1948 г., предусматривал приобретение 4 подлодок. В действительности к решению этой задачи индийцы приступили только в 1964 г. Наиболее вероятным продавцом подлодок казалась Великобритания. Выслушав просьбу бывших подданных, англичане согласились выделить кредит на постройку новой дизельной ПЛ класса «Оберон» и предоставить субмарину одного из устаревших типов для обучения моряков. Такой путь не обещал быстрых результатов, а потому индийцы продолжили поиски.
В конце 1964 г. министр обороны Яшвантрао Чаван прибыл с визитом в СССР. В Ленинграде гостя пригласили на борт одной из подлодок Балтийского флота. Далее завязался серьезный разговор, завершившийся в сентябре 1965 г. контрактом на поставку Индии первых 4 дизельных субмарин проекта 641 (по классификации НАТО – «Фокстрот»).
Пока эти корабли строились, на Ближнем Востоке разразилась очередная арабо-израильская война, надолго закрывшая для навигации Суэцкий канал. В результате первым индийским субмаринам пришлось совершать длительные переходы вокруг Европы и Африки, а затем пересекать Индийский океан. На роль базы был определен Вишакхапатнам. Все четыре лодки благополучно прибыли туда в период с июля 1968 по май 1970 г.

Первые две субмарины – «Калвари» и «Карандж» - шли в сопровождении надводных кораблей ВМФ Индии (это не только повышало безопасность перехода, но и позволяло проводить в пути разного рода учения). Две следующие лодки – «Кандери» и «Курсура» - совершали переход самостоятельно. Впоследствии в СССР было куплено еще несколько кораблей этого класса. «Карандж» стал настоящим долгожителем, окончив службу в конце 2003 г.

В настоящее время в составе ВМФ Индии все еще имеется два «Фокстрота». Кроме того, службу несут 10 советских дизельных подлодок проекта 877 (по классификации НАТО – «Кило») и 4 германских дизельных подлодки проекта Т-209. В 1988 г. Индия приступила к созданию атомного подводного флота, арендовав в СССР субмарину проекта 670 (по классификации НАТО – «Чарли»). В 1991 г. корабль вернулся в состав российского ВМФ. 26 июля 2009 г. в Вишакхапатнаме была спущена на воду АПЛ «Арихант» - первая атомарина, спроектированная и построенная в Индии. На церемонии присутствовали премьер Индии Манмохан Сингх с супругой, министр обороны страны и флотское командование. В ближайшее время Индия должна получить арендованную у России многоцелевую АПЛ проекта 971 (по классификации НАТО – «Акула»).

Одна из первых индийских субмарин – ПЛ «Курсура» (INS Kursura) – была выведена из состава флота 27 февраля 2001 г. В отличие от своих сестер, эта лодка не была утилизирована, а превратилась в мемориальный корабль. Проект музея был разработан Центром изучения и конструирования судов ВМФ Индии. Субмарину подняли из воды и установили на пляже Рамакришна (RK Beach), полностью сохранив оборудование, вооружение и интерьер внутренних помещений. 9 августа 2002 г. первым посетителем музея стал чиф-министер Андра Прадеш г-н Чандрабабу Найду. 24 августа того же года лодка была открыта для широкой публики, став первым музеем такого рода в Азии. Ежегодно ее посещают более 20 тысяч человек.

Музей на Викимапии: http://wikimapia.org...

Автор и источник публикации: 

Митрий, по материалам http://indiannavy.ni..., www.globalsecurity.org, Wiki и др.ресурсов. eum

"Курсура" - почти "Аврора" Вид с кормы Оружие субмарины


Комментариев : 8

Визакхапатнам

george аватар

Да, действительно ПЛ "Курсура" была выведена из состава ВМС Индии в феврале 2001 г. По этому поводу состоялась официальная церемония на которую были приглашены многие адмиралы индийского флота. Лодка к этому моменту уже была вытащена на пляж, напротив были сооружены временные трибуны для важных гостей. Под звуки гимна флаг боевой субмарины был торжественно спущен в последний раз. Мы в это время как раз находились в Визакхапатнаме (Вишакхапатнаме) для изучения береговой инфраструктуры (существующей еще со времен АПЛ "Чакра") для нашей АПЛ "Нерпа", которую планировалось передать Индии в аренду - ну и нас тоже пригласили как почетных гостей.

На следующий день все высокие начальники разъехались и на "Курсуру" был открыт доступ широкой публике, для того чтобы зайти на лодку необходимо было купить билет. Гостиница "The Park", где мы проживали, находится в 200 м от места вечной стоянки ПЛ "Курсура" и после завтрака мы делали небольшой моцион по пляжу. Подойдя к лодке мы вежливо поинтересовались, можно ли зайти внутрь без билета, т.к. наши деньги остались в гостинице. Среди нас был главный конструктор питерского КБ "Малахит"-головной проектант подводных лодок проекта 641 (в том числе ПЛ "Курсура"). Однако сей факт нисколько не смутил наших индийских друзей (видимо наш вид в шортах и босиком не внушил доверия) и нам был предложено купить билет (мол, мало ли здесь главных конструкторов шляется - каждого пропускать, другие тоже захотят за бесплатно).
Через месяц лодку закрыли для свободного доступа для того что бы укрепить пляж и провести необходимые работы внутри корпуса и открыли музей официально уже в 2002 г.

В середине 90-г годов музеи советских ПЛ проекта 641 ("Фокстрот") были открыты в Сиднее, Зеебрюгге (Бельгия), Копенгагене, Хельсинки, Лондоне. Таким образом ПЛ "Курсура" стала шестым музеем такого рода.

Что касается ПЛ "Карандж" - официально лодка была выведена из состава ВМС Индии в 2003 г., однако фактически лодка уже не выходила в море с 1996 г. когда в Визакхапатнаме ее поставили на средний ремонт. Индийские специалисты умудрились "отремонтировать" лодку так, что потом было принято решение использовать эту лодку в качестве тренировочного объекта для отработки всякого рода ремонтных работ.

Интересно, а тема

Митрий аватар

...боевых действий на море в войну 1971 г. на мемориальной лодке отражена? "Курсура", вроде, тоже принимала участие... Где-то недалеко от лодки-музея должен находится мемориал с громким названием "Победа на море - 1971" (Victory at Sea 1971).
Насчет шортов - эх, забыли в Индии британских сахибов в их труселях цвета хаки! :) А может, наоборот, слишком хорошо помнят

Мемориал

george аватар

ПЛ "Курсура" (INS "Kursura", INS - аббревиатура Indain Navy Ship) непосредственно сама является частью мемориала Victory at Sea 1971. Все экспонаты мемориала (рубка еще одной ПЛ, сторожевой катер, несколько корабельных пушек и т.д. - все настоящее) расположены прямо напротив ПЛ "Курсура", через дорогу. Естественно, на каждом экспонате есть подробное описание боевых действий в 1971 г. Как нам рассказывал один из участников военного похода на Пакистан контр-адмирал R.Vohra, в то время командир одного из ракетных катеров, отряд из двух индийских ракетных катеров (советской постройки) ночью незамеченными подошли к Карачи и произвели несколько залпов из (советского) ракетного комплекса П-20. Официально ракетный удар пришелся по пакистанским кораблям, однако из устных источников (и в чем можно не сомневаться), ракетный удар также поразил несколько кварталов Карачи. Таким образом результат Victory Sea 1971 был предрешен той самой ночью. Фактически паки были полностью деморализованы и более не могли оказывать морского противодействия индийским кораблям (торпедирование пакистанской лодкой индийского фрегата явилось единственной потерей индийского флота в ходе этой морской войны). Через 2 недели после ночного ракетного обстрела Карачи пакистанская армия капитулировала.

А, вон он где!

Митрий аватар

А обломки пакистанской ПЛ "Гази" (которая 1971 г. в гавани Визага то ли была потоплена, то ли сама себя подорвала) - тоже там же выставлены? "Рубка еще одной ПЛ" - не от нее ли случайно?
Кстати, паки в 2006 г. списали свою французскую лодку, потопившую индийский корабль, и в пику индийцам тоже собираются сделать из нее музей в Карачи. А может и сделали уже...

Дима

achadidi аватар

я таки с вас удивляюсь! и чего вы только не знаете, и чем тока не интересуетесь...

в этой связи короткий флуд
меня (кстати) тут один юзер, Андрей Малашенок спросил про китайские пирамиды. я ему сказала, что вы китаист. такие правда есть? если это условные пирамиды? он чето говорил, про терракоторых воинов, ну которых целая долина, но я не поняла какая связь... если вы гденить писали про это выложите ссылочку, пожалуйста, ну и мне будет полезно для общего развития...

Угу, на востоковедном форуме...

Митрий аватар

... был разговор за пирамиды. Я не участвовал.) Гляньте http://polusharie.com/index.php?topic=115912.0
Это скорее некие искусственные холмы (курганы или основания храмов). В Китае - обычное дело.

не участвовали?

achadidi аватар

хм, значь оно того не стоит....)) я конечно от китая далека, но про пирамиды там никогда не слышала, в детстве пирамидами интересовалась очень и вообще всякими древностями... да, холмы и курганы многие народы делали под дворцы и храмы. и над могилами - от наших древних скифов до современных индийцев, они кстати тоже холмики сооружают над непрогоревшими останками...
за линк спасибо

Когда очень хочешь увидеть пирамиду...

Митрий аватар

... - увидишь ее везде. В том числе и в Китае ))) Меня Господь привел родиться в Петропавловске-Камчатском. Там есть такая сопка Мишенная - если смотреть со стороны городского центра, она состоит как бы из двух частей неравной величины. Так меньшая выглядит точь в точь как пирамида, с очень четко выраженным ребрышком.)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
9
ц
Е
Р
Ш
Введите код без пробелов, учитывая регистр