Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

История Тамил наду

Тамил наду является уникальным индийским штатом почти не подвергшимся арийскому влиянию севера. Недаром тамильцы(тамилы) и вообще жители юга Индии требуют включения тамили (тамильского языка) в перечень официальных языков Индии наряду с хинди и английским.
Цивилизация Тамила была сформирована к 4 веку д.н. дравидийскими народами неизвестного происхождения, сильно отличными от северных индо-ариев.
Язык тамилов не смотря на то, что письменность тамили основана на общем для Индии пра-алфавите брахми, развивался независимо от северных языков и от языков соседних штатов.
На момент встречи с северо-индийским индуизмом Тами наду имел собственный пантеон Богов и Богинь, которые впоследствие ассимилировались с божествами индуистскими, однако их имена и артибутика зачастую свидетельствуют об их прежде самостоятельном характере.

К началу 1 тысячелетия Земли тамилов, включавшие и Кералу, управлялась тремя династиями:
Черами - Малабарское (западное) побережье,
Пандиями - на крайнем юге;
Чолами - власть которых простиралась на Коромандельское (восточное) побережье.
Тамилы вели оживленную торговлю как с соседними странами, так и с Римом, поставляя диковинных зверей, специи, драгоценные камни и металлы.

Вероятно, что первоначально столица династии располагалась в Ураюре, а затем была перенесена в Танджавур. Первые цари династии правили с 1 по 4 в. н.э. Самым знаменитым из них был Карикалан, при котором во 2 веке была построена плотина – великое достижение строительного искусства, используемая до сих пор.
В 4 веке династия Паллавов образовала могущественную империю со столицей в Канчипураме и основав крупнейший порт в Мамаллапураме.
В 7 веке императоры Паллавов воевали с южными Пандиями и Чалукьями из Карнатаки. Династия Паллавов объединила значительные территории и разбогатела, что способствовало расцвету искуств, от архитуктуры до литературы. Возникшая в это время традиции бхакти, религиозного поклонения в форме преданности и любви, поставило храмы в центре религиозной и социальной жизни общества, что способствовало в свою очередь развитию храмовых танцев.
Самыми великими правителями Паллавов считаются Махендраварман-I и его сын Нарасимхаварман. Среди самых знаменитых храмов, построенных при Паллавах, храмы Канчипурама, Капалисварар и Патхасаратхи в Ченнаи, а также великолепная поэзия в камне в Мамаллапураме. Канчи был подробно описан китайским путешественником Хуан Цзяном. Посетив город в середине 6 в. н.э., он впоследствии назвал его важным образовательным центром.

В 10-11 веках тамильские Чолы значительно расширяют свои владения - им принадлежит большая часть Тамил Наду, часть Анхра Прадеш, они строят дороги Карнатаке и Ориссе.
Поздние Чолы, которые показали себя как силу, с которой необходимо считаться после победы над Паллавами и Пандьями, заявили о себе в 9 веке в правление Виджаялая Чола и продолжали доминировать на юге до 13 века. Самым великим из последних Чолов был Раджараджа Чола (985 – 1014 н.э.), во времена правления которого были завоёваны несколько островов в Индийском Океане (Лакшадвип и Мальдивы) и Шри-Ланка. Именно при нём архитектура достигла своего наивысшего расцвета. В это время был построен храм Брахадишварар в Танджавуре.
Раджендра Чола – I , сын и преемник Раджараджа, укрепил и расширил границы империи, унаследованной от отца. Империя Чолов простиралась до Центральной Индии, Ориссу и часть Западной Бенгалии. В знак победы над последней Раджендра – I построил новую столицу и назвал её Гангаконданчолапурам. Здесь он воздвиг ещё один храм, по своей архитектуре напоминающий Брихадишвар.
Пандьи попали под власть Чолов, и только спустя два века после смерти Раджендры - I у них появилась возможность нанести ответный удар. В результате в 1267 году ослабленная империя Чолов была разгромлена. Чолы были хорошими администраторами и строителями не только храмов, но и других общественных сооружений. В сфере искусства, в частности в литье из металла и изготовлении бронзовых фигур, они достигли значительных высот, о чём свидетельствует великолепная скульптура космического танцора в Чидамбараме. Даже сегодня, Танджавур славится своими бронзовыми и металлическими поделками, технология изготовления которых досталась в наследие от величайшей династии, правившей когда-то на Юге.

Для народа Мадураи Пандии являются синонимом самого города. Как гласит легенда, Мадураи был основан первым царём Пандеев Куласекарой в 6 веке до н.э. Считается, что город был построен в том месте, где упали несколько капель нектара с волос бога Шивы, когда он пришёл благословить людей. Имя Пандеев также связывают со старой и возможно более захватывающей и увлекательной легендой Мадураи о богине Минакши – дочери царя Пандиев Малаявасана и королевы Качанамалы.
Своё восхищение Мадураи выразил греческий путешественник Магатенес в 3 веке. Пандьи имели торговые контакты с Грецией и Римом. Несколько раз их завоёвывали Паллавы и Чолы. После падения империи Чолов, Пандии вновь усилились в начале 14 века, но в 1316 году завоеватели Хилджи с севера окончательно разрушили империю и превратили в руины город Мадураи.

Из четырёх упомянутых династий роль Черов в развитии штата наименее примечательна. Империя Черов простиралась на юго-западное побережье и включала территории нынешней Кералы и часть западного Тамилнада.
На смену Пандьям приходит могущественная империя Виджаянагара со столицей в Хампи в штате Карнатака. Они изгнали мусульман, вторгшихся в Мадураи, и установили там своё господство. Именно губернаторы или Наяки новой империи вернули городу его прежние блеск и славу. Вклад династии Наяков в искусство и архитектуру Мадураи, Танджавура и Тиручи сделали Тамилнад популярным местом для туристов и паломников. Лучшими образцами архитектуры являются храм Минакши в Мадураи, восстановленный из руин Тирумалаи Наякаром.

В 14 веке империя Виджаянагаров из Карнатаки набирает силу.
Потесненные с Деккана мусульманскими завоевателями Виджаянагары отступают на юг и в 16 веку их губернаторы (Наяки) уже контролируют центральный Тамил над, делая своей столицей Мадураи, который переживает втрое рождение.
В 16 веке в Керале высаживаются португальцы, которые вытесняют дравидов и монополизируют индийскую торговлю.
В 17 веке в Южную Индию приходят британцы и французы. Французы основываются в Пондичерри, британцами в Мадрасе.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

achadidi. Использована информация путеводителя Rough Guides


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
акклиматизацион_ый: