Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Пещеры Канхери

БОГАТОЕ БУДДИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Национальный парк в центре шумной метрополии Бомбея, столицы штата Махараштра? А если вам еще скажут, что этот покрытый лесом район также является местом, где в древности жили буддийские монахи, то вы, наверное, этому не поверите. Однако это так. Мы говорим здесь о Канхери, расположенном на восточном краю Национального парка Боривили.

Этот парк является одним из крупнейших по своему лесному покрову в Азии и богат разнообразием флоры и фауны. Войдя в парк и двигаясь в сторону буддийских пещер Канхери. на своем пути вы увидите множество разнообразных деревьев - бамбук, стеркулию, розовое дерево, шелковую акацию, фикусы, эвкалипты и т.д. К тому времени, как вы приблизитесь к пещерам, вас уносит в иной мир покоя и безмятежности, далеко от суеты и шума Бомбея.

Пещеры Канхери высечены из склонов холмов. Ич них открывается прекрасный вид на окружающие их ущелье и лес, особенно на восточную сторону. Махараштра может похвастася самым большим числом высеченных из скал пещер в Индии. Канхери является крупнейшим будиийским монашеским поселением на побережье Конкана.

Полагают, что -эти пещеры были созданы в период с III до VI века до пашей эры. Насчитывается около 100 таких пещер. Археологическая служюа Индии, ведущая уход за мим важным местом, пронумеровала нее пещеры. Их всех невозможно посетить, однако нельзя не посмотреть па пещеры № 3, 10, 11 и 90.

Среди этих пещер находятся огромная чайтья (буддийский храм), многочисленные вихары (кельи), кухня и большой зал для молитв. Самая впечатляющая из всех пещер- пещера №3, имеющая большую чайтью. По обеим сторонам входа в нее стоят 2 гигантских статуи Будды высотой почти 7 метров. Эта чаитья является не архитектурным чудом, а скульптурным шедевром. Процесс создания чаитьи начался с постепенного срезания слой за слоем вершины горы, двигаясь затем вниз и внутрь. Эти пещеры свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников, которые их создали. Португальский вице-король Дом Хоао Красто. побывавший здесь, был настолько ими зачарован, что он сказал : "Эти пещеры так замечательны, что вместо того, чтобы принимать их за творение рук человеческих, мы видим их кик результат труда духов, плод дьявольского искусства, в чем у меня нет никаких сомнений ".

Надпись на одной из колонн, стоящей перед чаитьей, указывает на то, что она была изваяна в период правления знаменитого короля династии Сатваханов Гаутами Путры Сатакарни, который правил со 106 по 130 год. Сатваханы пришли к власти в этих местах после падения империи Мауриев. В надписи также говорится, что граждане из таких соседних городов, как Кальяна, Сопара и Тхане, помимо богатых торговцев, проезжавших через эти города, пожертвовали большие суммы денег на создание чаитьи и вихар.
В зале чаитьи стоит большая цилиндрическая ступа, окруженная колоннами. Ступы использовались для хранения реликвий Будды или других видных проповедников буддийского ордена. Тот факт, что Будда не изображен здесь в человеческом виде, показывает, что чаитья была первоначально высечена буддийскими монахами, принадлежавшими к секте Хинаяна. Они установили ступу в зале чаитьи для поклонения, только слегка декорировав колонны и стены скульптурой. Позднее из числа всех других сект выделилась секта Махаяна, и в это время были созданы идолы Будды и других в различных позах и разных размеров. Головные уборы мужчин и женщин, воспроизведенных на передней стене веранды чаитьи, проливают свет на образ жизни людей тех времен. Советуем посетить Канхери вечером, потому что мягкие лучи западного солнца не только охлаждают скалистые горные склоны и все вокруг, но и заставляют фасад смотрящей на запад чаитьи и ступу внутри её светится золотистым сиянием.

Двигаясь вперед на восток от чаитьи, мы наталкиваемся на ряд пещер различных размеров, находящихся на разных уровнях. Большинство из них является вихарами. Первоначальные вихары представляли собой простые кельи, дававшие укрытие бродячим буддийским монахам. Позднее их несколько благоустроили, чтобы монахи могли здесь некоторое время жить. В большинстве из них можно увидеть каменную скамью для сна и отдыха и веранду спереди. Для обитателей пещер были созданы подземные резервуары для хранения дождевой воды, были также приняты меры к тому, чтобы она текла.

В пещере № 10 располагалась большая кухня. Сейчас же от нее едва что-либо осталось. В этой кухне можно было готовить еду для 60-70 монахов, регулярно живших здесь. Напротив этой пещеры находится пещера № 8, где надпись указывает на то, что здесь была построена купа (колодец) для обеспечения водой жителей.

Пещера № 11 представляет собой большой зал для молитв с несколькими кельями, расположенными спереди. В центральной келье стоит огромная статуя Будды в сидячей позе. Прилегающие к этой келье с обеих сторон камеры использовались буддийскими учителями для медитации. Перед кельями можно видеть повышенные платформы в два ряда, на которых сидели ученики во время религиозных лекций. Существование большого числа самообеспеченных вихар с большими кухнями и залами для молитв подтверждает тот факт, что Канхери когда-то был известным буддийским университетом.

Поднявшись выше по высеченным из скальной породы ступеням, мы обнаруживаем некоторые изумительной красоты вихары на более высоком уровне. Пещеры № 55, 67 и 90 украшены замечательными панелями с образами Будды и его приближенных. Будда представлен здесь в таких различных мудрах (позах), как падмасана (лотоса), дарма чакра правартана (в движении священного колеса), бхуми спарш ("касаясь земли), дхьян (медитации) и т.д. Эти панели с их тонкой искусной резьбой убедительно доказывают, что эти вихары были созданы буддийскими монахами секты Махаяна.

Хотя Канхери знаменит своим превосходством в скульптуре, высеченной из скальной породы, мало известен тот факт, что на потолках в нескольких темных кельях все еще сохранились редкие росписи. Хотя эти росписи выполнены только в красном и белом цветах и не отличаются колоритностью фресок Аджанты. они позволяют нам получить представление о ранних стадиях индийской живописи.

Автор и источник публикации: 

Автор - писатель на темы, путешествий, фотограф РАДЖЕШ К. СИНГХ, Индия перспективы февраль 2006 года


Комментариев : 1

Санджай Ганди Парк и Канхери

Люди, кто там был, - почем туда вход?

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
к
р
В
м
9
Введите код без пробелов, учитывая регистр