Гуджаратцы
Гуджаратцы - народ в Индии, основное население штата Гуджарат.
Название народа гуджаратцы происходит от "гуджаратта" или "гурджарта" - "земля, находящаяся под властью гурджаров".
Общая численность гуждаратцев по данным 1992 г.около 47 млн чел.; в настоящее (2007 г.) время — более 60 млн чел., из них основная масса — более 46 млн чел., представляет собой основное население индийского штата Гуджарат, также гуджаратцы проживают и в других районах Индии, Большое количество гуджаратцев, проживают в штатах Раджастхан, Махараштра и Андхра-Прадеш.
Около 1 млн гуджаратцев проживают в Пакистане, куда они переселились после разделения Индии и последующего создания независимого Пакистана в 1947 г. Гуджаратцы, родившиеся уже в Пакистане, все равно считают своим родным языком гуджарати. Большая диаспора гуджаратцев в Великобритании, а также в Южной и Восточной Африке (Танзания, Уганда) и Юго-Восточной Азии (Мьянма, Малайзия).
Язык гуджаратцев — гуджарати принадлежит к индоарийской группе индоевропейской языковой семьи. Выделяют 3 основных диалекта гуджарати: южный (суратский), северный (ахмадабадский), западный (катхияварский). В северном диалекте много заимствованных слов из арабского и фарси, а в южном диалекте больше заимствований из английского и португальского. У гуджаратцев есть своя письменность (гуджарати), родственная деванагари. Визуально, наиболее заметным отличие деванагари от гуджарати в том, что в гуджарати отсутствует верхняя вертикальная черта, присущая деванагари. Распространены также хинди, бхили, раджастхани, английский и другие языки.
Религиозные верования гуджаратцев: большая часть — индуисты, распространён вишнуизм, почитаются женские божества. Клановые божества (кулдео) - Питхад, Кходияр, Барундев, Ашапурадеви, Чамунда и другие; деревенские божества (гандео) - Кшеторпардада, Мата, Баджангбали. Среди гуджаратцев Дели особенно популярен культ Свами Нараяны. Имеются также мусульмане-сунниты, джайны, христиане (в основном протестанты).
Ряд учёных считает, что предки гуджаратцев и родственных им каст гуджар (гуджара) проникли на территорию Гуджарата в начале 1-го тысячелетия нашей эры и частично ассимилировали местных бхилов и потомков ариев; другие считают их потомками древних ариев. В средние века достигли высокого уровня этнической консолидации, населяли область Гурджардеша (включающую земли современного Гуджарата и южного Раджастхана). Топоним Гуджарат зафиксирован в период Чалукья (Х в. н. э.). В 1406 г. образован Гуджаратский султанат с центром в Ахмадабаде, особенно усилившийся в конце XV - начале XVI вв. В ХIХ - ХХ вв. развивается промышленность (ведущая отрасль - текстильная), формируются рабочий класс и интеллигенция. После завоевания Индией независимости в 1947 усилились процессы национальной консолидации.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (джавар - вид сорго, баджра - вид проса, пшеница, кукуруза, арахис, на поливных землях - рис), скотоводство - буйволы, зебу, овцы, козы. Высоко развиты ремёсла: ткачество из хлопка и шёлка (парча кинкхаб, чундари, батик), вышивка кутч, роспись керамики, знаменитая живопись катиавар, резьба по дереву и камню, чеканка, ювелирное дело.
Традиционная городская застройка общеиндийского типа, дома из кирпича или каменных (даже гипсовых) блоков, с крытыми галереями и внутренними двориками, ворота, окна и двери часто украшены резьбой. Крыша покрыта черепицей. Существуют круглые в плане жилые дома с центральным столбом, стены внутри которых инкрустированы зеркальцами.
Города - Ахмадабад, Вадодара (Барода) - богаты архитектурными памятниками. Деревни большие, свыше 1000 жителей.
В одежде наряду с общеиндийскими сари и дхоти (особенно у представителей высших каст) бытуют и характерные формы костюма, мужчины носят штаны - пайджама со сборками на голени, рубахи, присборенные на кокетке, с узкими очень длинными рукавами. Женщины - широкие однотонные юбки с вышивкой по подолу и вышитые кофты, голова и плечи покрываются шалью, в которую вшивается множество маленьких зеркал. Женщины носят очень много украшений. Мужчины, носящий золотую цепь и колокольчик. Замужние женщины, также традиционно носят красный бинди. В отличие от индийских женщин, которые носят бинди вне зависимости от того замужем они или нет.
Пища - горячие лепёшки (чапати) с горохом и овощами, рис, рыба, домашняя птица, мясо (козлятина). Большинство гуджаратцев, за исключением представителей низких каст и кшатриев Раджастхана, частичные или полные вегетарианцы. Среди гуджаратцев - кшатриев Раджастхана (Джайпур, Удайпур, Аджмер) невегетарианскую пищу иногда едят преимущественно мужчины и вне дома. Основу пищи составляют пшеница и рис, а также баджра и бобовые. Среди низких каст распространены алкогольные напитки домашнего приготовления.
Семьи моногамны, патрилокальны. Среди гуджаратцев имеются несколько эндогамных каст: брахманы (находящиеся на вершине социальной иерархии, подразделяются на группы нагар, анавил, аудих, шримали, модх), кшатрии, раджпуты, бания, лохана, пател, каччи, низкокастовые группы дарджи, кумбхар, ряд зарегистрированных каст и другие; все имеют субгруппы. Практикуется групповая эндогамия; экхогамия на уровне готра практикуется среди высших каст. Кросс-кузенные браки крайне редки в высших, часты в низших кастах. Обычен сестринский брачный обмен. Развод встречается крайне редко. Практикуется повторный брак вдового мужчины. Во время беременности на женщину распространяется множество запретов и предписаний.
У гуджаратцев есть своя уникальная культура, которая тесно переплетена с остальной частью индийской культуры. На самые ранние этапы развития гуджаратской культуры сильно влиял индуизм. Это выражено в форме ритуалов и танцев, которые дожили и до сегодняшнего дня. Влияние, на более поздних этапах оказывал джайнизм. Одной из основоположниц школ индийской миниатюры является гуджаратская школа. По своему содержанию миниатюры гуджаратской школы почти целиком иллюстрируют религиозные книги джайнов, «Калпа-сутры» — жизнеописания Махавиры. До второй половины 14 в. миниатюры выполнялись на длинных, узких пальмовых листьях, на которых писались также и тексты. Их композиция отличалась простотой и условностью (плоские фигуры располагались в профиль или четверть оборота, часто горизонтальными рядами один над другим), тонкий рисунок контурных линий и орнаментальных украшений сочетался с яркими локальными красками. Со второй половины 14 в. бумага вытеснила пальмовые листья, композиция усложнилась, стали вводиться элементы архитектуры и пейзажа. При гуджаратских шахах для миниатюр стали характерны динамичность фигур, четкость рисунка контурных линий, обилие декораций. Школа гуджаратской миниатюры сыграла обольшую роль в формировании ранней раджпутской школы, возникшей в 16 в. Развиты профессиональная литература и музыка. Разнообразны народные танцы (праздничные гарба и раас, исполняемые на Навратри), театр, архитектура, народные певцы-сказители - чараны.
Использованы материалы: 1/
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос