Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Храмы Каджурахо

Храмы Каджурахо в центральной Индии называю "храмы камасутры", "храмы секса", "эротические храмы", и известны они благодаря этому обстоятельству в первую очередь, и именно этот аспект притягивает к ним внимание туристов и исследователей. Однако Каджурахо является одним из шедевров мировой скульптуры и архитектуры и внесен в реестр мирового наследия ЮНЕСКО, как вы понимаете не за эротическую скульптуру.

Вот и давайте посмотрим на Каджурахо как на место, где сосредоточено много красоты, относящейся к периоду средневековья. Сразу хочу оговориться, что храмы Каджурахо не единственные средневековые храмы, отмеченные в числе архитектурных шедевров, и о некоторых я уже написала и здесь, и на ачадиди.народ.ру, например про Белур и Халебид. Но поскольку я недавно вернулась из путешествия по северной Индии я хочу рассказать об архитектуре Каджурахо.

Как известно из путеводителей храмы в Каджурахо были построены начиная с 9-10 веков правителями раджпутской династии Чандела, изначально храмов было 85, сейчас осталось только 20, причем находятся они в разной степени сохранности, некоторые были отреставрированы, до некоторых очередь пока не дошла. Все храмы открыты для посещений в дневные часы, некоторые за плату, остальные бесплатно.

Не смотря на то, что храмы относятся к северному стилю индийской архитектуры, они имеют много особенностей, характерных именно для стиля Чандела.

Храмы Каджурахо построены из мелкозернистого камня типа песчаника, некоторые возможно из сланца. В отличие от многих других собратьев на их постройку не знаю умышленно или просто так получилось шел камень разных цветов и оттенков от бежевого до розового, зеленого, серого, коричневого, желтого. Благодаря этому обстоятельству храмы во-первых выглядят по-разному в разное время суток, и второе- они кажутся жемчужными, переливаясь мягкими оттенками цвета, особенно это заметно на шикхарах - храмовых башнях.

Общий вид храмов, украшенных параллельными фризами с высоким рельефом, показывает редкое богатство форм, пульсирующих жизнью и теплом. Над рядами фризов в ломанном рельефе стен расположены также параллельные ряды скульптур. Если нижние ярусы отданы войнам и прочим бытовым вопросам, то выше появляются уже мифические прекрасные танцовщицы апсары и небожители, которых можно отличить по характерной символике.

Храмы покрыты скульптурой снаружи, некоторые внутри также имеют скульптуру, резные колонны и прочие декоративные элементы. Скульптура вплетена в архитектурное оформление храмов и смотрится так гармонично, как будто апсары и гандхарвы сами встали на свободные места и приняли удобные им позы, что впрочем характерно и для архитектуры династии Хойсала.
Основание храмов массивно и выглядит достаточно тяжело благодаря высоким платформам и фризам, из которых вырастают резные и легкие башни. Храмовых башен несколько - то есть в каждом храме одна шикхара, но она состоит, как бы слеплена из десятков башенок поменьше, которые накладываясь друг на друга, уменьшаются к вершине, создавая эффект стремления ввысь.

В Каджурахо 12 индуистских - вишнуитских и шиваитских храмов расположены на северо-западе и являются наиболее важными. Среди них храм Шивы Кхандария Махадева мандир - крупнейшей и самой изысканный из всех храмов Кхаджурахо. Храм был построен как двойной крест, окруженный галереей скульптур, украшающей его стены.
Построены в том же стиле, но меньшего размера храмы Шивы Вишванатх (Viswanath) и храм Вишну Чатурбхудж (Chaturbhuj), датированные 10 веком. Храм Вишванатх выстроен на одной платформе с небольшой святыней Нанди, где находится его монолитная статуя - ваханы и верного спутника Шивы.
Храм Деви Джагамба посвященный богине Кали изначально был храмом Вишну, были еще 4 святыни, но они исчезли, видимо просто разрушились.
Чххатра - ка - патра (Chhattra-ka-patra) мандир посвящен Сурье , богу Солнца, он известен своими элегантными пропорциями.
Еще одним заметным храмом, который нельзя не заметить является святыня Варахи, аватара- кабана воплощения бога Вишну, в нем находится колоссальная монолитная статуя Варахи, тело которого в свою очередь украшено рядами рельефов.

В основном похожие на индуистские 6 джайнских храмов сгруппированы на юго-востоке и замечательны тем, что в них почти нет оконных проемов.
Паршванатх (Parsvanath) является самым крупным и самым красивым джайнским храмом в Кхаджурахо. Современный образ Паршванатха был установлен в конце 19 века. Важно отметить присутствие в этом храме образов индуистких богов и богинь.
немного в стороне от основной группы можно увидеть 12 колонн, это все, что осталось от храма Гхантаи (Ghantai). Помимо джайнских храмов юго-восточная группа также включает в себя индуистские, Kunwar Math, лежащий к югу от джайнской группы, пожалуй, лучший пример.

Каждый храм имеет уникальную модель в размещении его скульптурного оформления и сотни божеств, высеченные на стенах и в нишах внутренних залов, концептуально интегрированы с центральным божеством, находящимся в гарбха грихе, в святая святых.
Для любителей архитектуры скажу, что остатки Чандельских храмов, принадлежащих к той же эпохе и тому же типу, были также обнаружены в округе Рева в штате Мадхья-Прадеш, например, храм Вишварант в Марибаге (Maribag) и других местах.

Храм в Каджурахо


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
рево_юция: