Поезда в Индии
Путешествие поездом в Индии обеспечивает вам гораздо больший комфорт, нежели автобусная поездка, особенно на дальних расстояниях. Некоторые большие города Индии располагают разветвленной сетью пригородных железнодорожных путей, которые открывают большие возможности для путешественников. При этом следует помнить о том, что в часы пик индийские «электрички», как правило, переполнены пассажирами.
Часть мест в большинстве поездов дальнего следования квотирована для иностранных туристов. Билеты могут быть приобретены в специальных отделах или кассах, имеющихся в основных городах и туристических центрах страны (если вы намерены платить за билет в рупиях, следует иметь при себе квитанцию обменного пункта либо распечатку банкомата).
На многих станциях имеются недорогие камеры хранения багажа с посуточной оплатой.
На время праздников, а также при увеличении пассажиропотока на пике туристического сезона, на некоторых направлениях вводятся дополнительные поезда. В это время следует быть особенно осторожным, т.к. были отмечены случаи смерти и увечий пассажиров в давке на переполненных платформах станций.
Если вы намерены много путешествовать поездом, рекомендуем приобрести на любой крупной станции информационный буклет «О поездах в двух словах» (Trains at a Glance), содержащий, помимо всего прочего, расписание всех поездов для данного региона.
Официальный веб-сайт индийских железных дорог:
Расписание индийских поездов между основными станциями можно посмотреть по ссылке (ссылки постоянно меняются!) на сайтах
Классы индийских поездов
Самыми быстрыми и дорогими поездами в Индии являются экспрессы «Шатабди» (Shatabdi Exp.), курсирующие между основными городами страны в течение одного дня. В этих поездах есть только два класса: «сидячий кондиционированный» (AC chair) и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» (AC executive chair). «Шатабди» комфортабельны, однако стеклопакеты вагонных окон ухудшают обзор, так что в этом плане экспрессы проигрывают обычным некондиционированным вагонам более медленных поездов, в окнах которых вместо стекол вы увидите решетки.
Экспрессы «Радждхани» (Rajdhani Exp.) обеспечивают сообщение между Дели и столицами штатов и располагают следующими классами:
- «первый кондиционированный» (AC 1st class, 1AC) - это аналог нашего СВ, двухместное купе с закрывающейся дверью, с широкими сиденьями, шкафом, зеркалом и даже умывальником. Стоимость этого класса не сильно отличается от стоимости билета на самолет.
- «двухполочный кондиционированный» (two-tier AC, 2AC). «Двухполочный» означает, что в каждом отсеке вагона имеется два яруса полок + боковые места, то есть всего 6 мест, отделенных занавесками. Такой отсек чуть больше, а полки чуть длиннее, чем в «трехполочном» классе.
- «трехполочный кондиционированный» (three-tier AC, 3AC) - 8 мест, занавески не положены;
- «второй класс» (2nd class).
Стоимость билета в «двухполочном» и «трехполочном» классах составляет, соответственно, примерно половину и треть стоимости билета в первом классе. Оба класса подходят для длительных путешествий.
Другие экспресс- и почтовые поезда, как правило, располагают классами 2AC, «сидячим» (chair car), «некондиционированным спальным» (non-AC sleeper, захватите собственное постельное белье), и «вторым некондиционированным» (non-AC 2nd class). Стоимость билета в «некондиционированном спальном» вагоне составляет примерно четверть стоимости «двухполочного».
Кондиционированный вагон АС в поезде (не зависимо от его названия) предполагает наличие проводника, постельного белья и одеяла, сравнительную чистоту, отсутствие в вагоне посторонних (или попрошаек) и, естественно, приятную прохладу или настоящий холод, поэтому верхние полки в 3АС, расположенные прямо под кондиционером, брать не рекомендуется.
Преимущество класса АС состоит в том, что за вами закреплено место, которое вы можете использовать в течение всей поездки. В некондиционированных поездах места указываются номинально, кроме того занять свое место полностью вы можете только ночью, в дневное время на нем могут сидеть еще 1-2-3 незваных попутчика, купивших билет без места.
Поезда класса пассажирский, следующие на небольшие расстояния, это аналог наших электричек, в зависимости от штата и направления вид поездов колеблется от вагонов с лавками, дверями на рельсах (типа теплушек) и пропеллерами на потолке до купе на 8 человек. В свою очередь такое купе может иметь как деревянные лавки и полки для багажа, так и мягкие сиденья, причем вагоны разного типа могут быть даже в 1 поезде. Места в такие поездах также пронумерованы, но условно, здесь действует принцип «кто успел - тот и сел».
Большим плюсом индийских поездов является наличие туалета (кроме вагонов-теплушек), в вагонах по 2 туалета в начале и к конце. В вагонах класса АС с каждой стороны обычно имеется 1 индийский туалет и 1 европейский.
Персонал крупных железнодорожных станций, как правило, владеет английским. На маленьких станциях по-английски, как правило, говорят старшие сотрудники.
Стоимость ж/д билетов в Индии
Тарифы исчисляются в зависимости от расстояния. Полную информацию о тарифах можно получить на сайте Индийских ж/дорог (см.выше) либо в брошюре «О поездах в двух словах». Как правило, если вы путешествуете на расстояние более 500 км, вы можете сделать в пути одну остановку (не более чем на два дня); в этом случае вам необходимо отметить свой билет у начальника станции (station master) либо у билетного ревизора (ticket collector) на той станции, где вы решите задержаться.
Постельные принадлежности в классе 1AC (и часто в 3AC) предоставляются бесплатно. В некондиционированном первом классе они стоят 20 рупий. В поездах «Шатабди» и «Радждхани» предоставляется бесплатное питание, в других поездах дальнего следования можно заказать дешевое питание.
Билеты можно сдать с возвратом стоимости (не позднее 12 часов после отправления поезда). При возврате билета за 2 часа до отправления нам возвратили 50% его цены. Возврат денег за утерянный билет не осуществляется.
Есть скидки для пассажиров пожилого возраста (30% для лиц старше 60 лет).
Индийские вокзалы
На крупных вокзалах всегда имеются рестораны, иногда даже весьма приличные. В таких рестиках продается фирменная вода, упакованная специально для ж\д, покупать рекомендуется именно ее. Кроме того, на всех вокзалах на платформах есть ларьки и передвижные киоски с едой, где можно купить кроме тали бананы, печенья и воду.
Основные станции располагают «комнатами отдыха». «Комнаты отдыха железнодорожных станций будут доступны для вас при наличии билета либо Indrail Pass. Качество комнат может варьироваться от очень плохого до неожиданно хорошего и часто зависит от класса вашего вагона (АС или нет). Хороший вариант – в том случае, если вам предстоит посадка на ранний поезд. В то же время комнаты отдыха на главных станциях бывают шумными. Есть как общие спальни (dormitories), так и номера (private rooms)» - «Лонли Плэнет», с.1031.
Achadidi несколько раз пыталась вселиться в такую комнату отдыха, но никогда не было мест.
На всех ж\д станциях есть камеры хранения, которые работают как правило с раннего утра до позднего вечера, не забудьте уточнить время работы на табло у входа в камеру хранения. Стоимость 1 места багажа в сутки составляет около 10-15 рупий в зависимости от срока хранения. Вещи в камеру хранения лучше сдавать в закрытом на замок или упакованном в полиэтиленовый пакет виде, так как в противном случае их сохранность не гарантируется.
На всех вокзалах есть комнаты ожидания, причем на крупных станциях они разные для пассажиров АС и всех остальных. В комнатах ожидания не АС есть пропеллеры, но туалет часто платный, для АС пассажиров есть бесплатный туалет, душ, часто кондиционер и мягкие сиденья, где можно даже поспать.
Покупка ж/д билета в Индии
Покупка билетов на именные экспрессы осуществляется в офисах резервации, на пассажирские поезда в кассах вокзала. Если билет на экспресс может быть куплен на любой день, то на локальный поезд только в день отправления. Все вокзалы в Индии имеют систему интернет бронирования, почти все офисы резервации, крупные города также имеют туристические офисы.
Для покупки билета на экспресс в Индии необходимо заполнить форму, в которой указываются название поезда, его номер и класс, который вам необходим. Для поездки на дальнее расстояние лучше всего купить билет заранее – хотя бы за пару дней до отправления. Если на станции нет специальной кассы для иностранных туристов, вам придется постоять в очереди с местными жителями. Часто встречаются отдельные кассы (и очереди) для мужчин и женщин, например «для женщин, путешествующих в одиночестве»..
Если вам не хочется стоять в очереди, можно обратиться в одно из туристических агентств, которое обеспечит вас билетом за небольшую комиссию. При этом следует опасаться ушлых турагентов, которые могут попытаться продать вам билет на почтовый поезд по цене экспресса. Не оставляйте агенту полную предоплату и тщательно изучайте билет, прежде чем закончить расчет.
В билете четко указаны номера места и вагона. Кроме того, список пассажиров с указанием места может быть вывешен у входа в вагон. Номер вагона зачастую написан мелом рядом со списком.
Если мест на нужный вам поезд нет, можно попросить кассира поставить вас на лист ожидания. Еще один вариант решения проблемы – купить билет в нерезервируемый класс и попытаться сделать ап-грейд «в полете». Для этого нужно пройти в вагон хорошего класса и отыскать кондуктора (или TTE, Travelling Ticket Examiner). В случае удачи вам зачтут стоимость уже купленного билета и возьмут с вас разницу и небольшой сбор в размере ок.30 рупий.
Возможно онлайн покупка билетов с помощью Инструкция по покупке билета на индийский поезд лежит на indonet.ru/articles/irctc, инструкция про подробности и проблемы регистрации в cleartrip .
Примите также к сведению, что купив билет на поезд, при наличие мест в вагоне лучшего класса, вы можете «вселиться» в него при помощи проводника, доплатив разницу в цене.
Train Passes
Позволяют путешествовать по индийским ж/дорогам без ограничений в период срока своего действия. Стоят дорого и не дают вам никаких привилегий по сравнению с другими пассажирами. Чтобы полностью оправдать покупку, вам придется проезжать по 300 км каждый день. Продаются турагентствами во многих странах, а также во всех крупных городах Индии.
Дети от 5 до 12 лет путешествуют по индийским ж/дорогам за полцены».
Митрий, собственные материалы и информация «Лонли Плэнет-Индия» (11е изд., сентябрь 2005, с.1086-1088), перевод собственный, achadidi, еще об индийских поездах, покупке билетов через интернет и т.д. см. раздел технология путешествий
Комментариев : 17
Королевский Раджастан на колесах
В индийской столице Нью-Дели в эксплуатацию пустили роскошный туристический поезд под названием "Королевский Раджастан на колесах". Он создан по образу и подобию знаменитого состава "Дворец на колесах". Этот поезд был поставлен на рельсы в 1982 году. Индийские власти считают, что новый состав можно сравнить со знаменитым "Восточным экспрессом". В роскошном поезде – 13 вагонов класса люкс, один салон суперлюкс и четыре вагона для персонала. В поезде могут одновременно разместиться 82 пассажира. За восемь дней путешествия из Дели до Агры, туристам предлагается познакомиться с культурой Раджастана и насладиться чудесной поездкой. Стоимость путешествия - 2000 долларов на человека в сутки.
http://rian.ru/video/20090112/158983761.html
Из Дели до Агры - восемь дней?!
При том, что расстояние всего 204 км!:) 8 дён по 2 тонны бакинских - итого 16 000 или по 78 $ за км! Вот это развод на бабки, я понимаю!:)
Если без шуток, то этот чудо-эшелон, очевидно, делает большой крюк по Раджастану через Джайпур. Все равно на машине дешевле, быстрее и удобнее - больше мест охватить можно!
в машине
нет туалетов с золотыми унитазами... или мраморными...
и наверное в эту цену все таки жрачка включена
и дюжина расшаркиваний в полный рост в день;)
Мечта бухгалтера Берлаги:
сикхи в павлиньих перьях, слоны и магараджи, кунаки и абреки!:) "Чего желает мэм-сахиб?" и все такое... Потомки британских вице-королей и комиссионеров Ост-Индской компании должны оценить. Но мне, рядовому бенгальскому улану, так не кататься. ;)
да и мне
тоже,
те, кто пишет про путешествия имхо вообще так не катаются
ну может тока редактор Индийского путеводителя ЛП ;))
Карта-схема железных дорог Индии
http://www.indianrailways.gov.in/Tag0708/Pdf/Map_Table_No_2007.pdf - очень неплохая карта - схема всех индийских железных дорог в формате pdf
на карте разными цветами нарисованы главные и второстепенные ж\д ветки с указанием всех крупных и не очень городов по пути следования поезда и номерами таблиц с расписанием поездов
наконец-то сайт железных дорог Индии сделал нормальный интерфейс, за что большое спасибо его разработчикам, нашла нужное с трудом и почти случайно, но ведь нашла же;)
Indian Railways Map
карта переехала. кто ищет, конечно, всегда находит... но лучше новую ссылку указать: http://www.indianrailways.gov.in/Tag/PDF/IR_Map.pdf
спасибо за ссылочку
меняются они, не успеваю уследить за всем;)
И эта карта тоже переехала...
Не понимаю замысла (умысла) или полета фантазии индийцев! зачем все время менять адреса ссылок?!
выложила эту карту ее на индонете уже в подразделе https://indonet.ru/i...
о расписании поездов индии
Расписание всех поездов по своим маршрутам я распечатывала с сайта mustseeindia.com Толковое и достоверное. Проверено на практике. Последний раз в 2012.
А почему не с оф сайта ж\д
А почему не с оф сайта ж\д индии? Вопрос с достоверностью инфы оттуда априори не возникает :) а вообще все поисковые и прочие сайты которые продают билеты показывают расписание :)
просто понравился сайт. я
просто понравился сайт. я заранее не бронирую поезда, а беру с собой распечатку и на месте, отметив по ней нужные варианты поездов, заказываю билеты. Он удобен для составления маршрута. Задаёшь 2 пункта и одновременно с поездами тут же указаны и другие виды транспотрта: самолёт, автобусы и такси с примерной стоимстью, расстояние между ними, краткое описание достопримечательностей. Может кому-нибудь для этих целей тоже понравится.
Женский батальон
министр железных дорог Индии Мамата Банерджи внесла в парламент проект бюджета индийских железных дорог, в котором предусмотрены расходы на создание специальных женских спец.подразделений (The women Railway Protection Force (RPF) по обеспечению безопастности женщин, путешествующих в одиночестве, сообщает http://www.headlinesindia.com/government-policy-news/railway-budget/from-now-women-commandos-to-be-deployed-on-trains-15801.html
ж\д билет на почте
Железнодорожные билеты теперь можно будет купить не только на станциях и в интернете, но также и в мобильных фургонах и и отделениях почтовой связи в сельских и городских районах по всей стране. Вот такую программу запустила министр ж\д транспорта Мамата Банерджи поскольку многие бедные люди не имеют возможности поехать на ж\д станцию за билетами.
http://www.indianexp...
В 2009 году будет запущено 50 мобильных фургонов, которые будут колесить по Индии и останавливаться в публичных местах, на рынках и площадях.
Пассажиры смогут купить билеты также в 5000 почтовых отделений в городах и поселках Индии, которые подключены к компьютерной сети железных дорог.
Г-жа Банерджи сказала также, что индийские железные дороги пассажиров продолжают развертывание система резервирования, которая захватит еще 200 новых поселков и городов.
GPS на крыше электрички
Оборудование GPS установят на индийские поезда в течение ближайших двух лет
об Индии от novoteka - Ср, 25/08/2010 - 07:00
Проект Simran, представляющий собой сервис спутниковых снимков для железнодорожной навигации, прошел успешные испытания и способен предотвратить большинство несчастных случаев. Для предотвращения столкновений необходимо использовать совместно данные спутниковой съемки и GPS.
Напишите отзыв или вопрос