Культура, история Раджастана
Бурная история Раджастана, характеризующаяся придворными интригами и междуусобными войнами соседних раджей, началась с 6-7 веков с
появлением племенных кланов раджпутов, таких как Сисодии, Чауханы, Кучвахи и Ратхоры.
Никогда не превышая 8% численности населения раджпуты образовали мелкие феодальные государства в Раджастане, некоторые из которых подобно Новгороду или Флоренции включали в себя город с окрестными землями, удерживая контроль на протяжении нескольких столетий.
Их обособленному положению способствовали не столько голубые крови, сколько кодекс чести, который возвышал их над остальным обществом, ведь раджпуты считали себя не только царскими сыновьями и урожденными правителями, по легенде их предками были боги, спустившиеся на землю с солнца и луны.
Раджпутские кодексы чести, которые лежали в основе бесконечных междуусобных войн кланов проявились и в битвах с мусульманами. Мухаммед Гхори, первый, кто провел свои войска через Раджастан, встретил яростное сопротивление раджпутов, позднее раджпутские войска были побеждены, что помогло Гхори создать Султанат в Дели, впоследствии получивший название Делийского Султаната. На последующие 350 лет Раджастан и большая часть центральной и западной Индии оказалась под властью султанов, но, несмотря на все усилия султанов раджпуты так и не были сломлены.
Лишь в 1483 г. , когда наследники Гхори были вытеснены из Дели Бабуром, основателем династии Великих Моголов, и его внук Акбар пришел к власти в 1556 г. удалось умиротворить раджпутов. Осознавая тщетность использования против раджпутов военной силы Акбар предпочел вести дружеские переговоры и женился на раджпутской принцессе из клана кучвахов - Рани Джодх Бай.
В результате раджпуты получили доступ к могольскому двору и в культуре Раджастана наметилось мусульманское влияние, что заметно на примере многих дворцов, мечетей, садов и храмов, в дальнейшем синтетический стиль в архитектуре распространиться по северной Индии и будет назван индо-сарацинским.
Вместе с закатом Могольской империи стали утрачивать влияние и владетельные раджпутские вожди. После воцарения Аурангзеба в 1658 г. он предпочел вступить в коалицию с другими северо-индийскими племенами - маратхами, которые разграбили раджпутские земли. Раджпуты, в конце
концов, обратились за помощью к основным соперникам маратхов - британцам, подписав с ними договоры, касающиеся общих союзников и врагов. Не смотря на то, что британские наместники должны были сохранять нейтралитет в 19 веке они сосредоточили в своих руках больше власти, чем раджпутские князья. Однако, раджпуты никогда не утрачивали своего статуса раджей, отношения с британцами были столь дружественными, что мало кто из раджпутов присоединился к Мятежу 1857 г.
Раджпуты, богатевшие на торговле, стяжали огромные богатства, позволявшие им украшать свои дворцы шелками, коврами, драгоценными камнями и мебелью, что поражало воображение большинства обыкновенных граждан, а преуспевающие марварские купцы северо-западных областей строили и отделывали стильные особняки, храмы и залы для приемов.
Общенациональные призывы к независимости в годы перед 1947 г., в конце концов, оказались в Раджастане сильнее, чем лояльность Раджпутам, когда британское правление закончилось, Раджпуты остались в изоляции. Поддавшися обещаниям нового индийского правительства, в том числе предложениям о сохранении личных фондов, раджпутские князья согласились на присоединение к Индийскому Союзу. В 1949 г. из 22 княжеств Раджпутаны был образован единый штат Раджастан.
Начиная с 1977 г., трех коротких лет правления Джаната-парти власть в Раджастане принадлежала партии Конгресса с первых демократических выборов в 1952 г. и до 1994 г., когда решающую победу одержала BJP ражпуты были отстранены от власти, а для управления были созданы деревенские советы - панчаяты.
перевод статьи RG
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос