Живые камни Мамаллапурама
Великолепные храмы Мамаллапурама являются отражением сложившихся стилей южно-индийских храмов.
На берегах штата Тамилнаду, на восточном побережье полуостровной Индии, находится удивительный город храмов, высеченных из камня. Мамаллапурам был одним из величайших морских портов древнего мира. В прежние времена это был шумный город с многонациональной культурой. На его рынках можно было увидеть, как люди из Юго-Восточной Азии общаются с римскими солдатами. Монеты, найденные здесь, подтверждают широкие торговые связи с Римом и другими регионами, начиная примерно с 1-го века. Известно также, что в этой части Тамилнаду в то время присутствовали римские поселения. Этот портовый город назывался Мамалай, что значит «великий холм».
В 7-ом веке Нарасимхаварман Паллава, известный как Мамалла или «Великий Воин», расширил возможности порта. Суда постоянно отправлялись в Шри-Ланку и Юго-Восточную Азию. Нарасимхаварман изменил имя порта на Мамаллапурам или «город Мамаллы». Здесь, приблизительно в период с 630 по 728 гг. н.э., были высечены восхитительные скульптурные памятники из открытых залеганий серого гранита. Безликие обрывы гор были превращены в богатый мир животных и людей. Валуны преобразились в изящные храмы. Камни приобрели формы животных.
Великолепные храмы Мамаллапурама являются отражением сложившихся стилей южно-индийских храмов. Очевидно, что подобные храмы начали создаваться еще задолго до того периода, однако самые ранние из них не сохранились в силу того, что были сделаны из недолговечных материалов.
Напротив древнего порта и неподалеко от него находится одно из чудес скульптурного искусства Индии. Огромная гранитная плита размером почти 100 на 50 футов была преобразована в мир небесных и земных существ. Этот гигантский барельеф предположительно относится к началу или середине 7-го века.
На этой живописной картине запечатлен волнующий момент нисхождения Ганги, которая ниспосылает миру свои благословения и плодородие.
Нисхождение Ганги, Мамаллапурам, 7-й век. Одной из удивительных характеристик, присущих искусству Мамаллапурама, является чуткое и натуралистичное изображение животных. Слон выглядит живым, а любовно изображенный слоненок завоевывает наши сердца.
Некоторые исследователи толкуют эту сцену, как покаяние Арджуны, героя эпоса «Махабхарата». Глубокие расщелины в камне были искусно использованы для изображения великой реки и ее нисхождения. К тому же, наверху установлен резервуар.
Во время церемониальных событий резервуар открывают и вода, находящаяся в нем, устремляется вниз заполняя расщелины, придавая чувство реальности сакральной сцене.
Вокруг реки изображен лес с многообразным миром. Около сотни фигур животных, мужчин, женщин и богоподобных созданий склонились в благоговении перед дающей жизнь рекой. Все фигуры сделаны почти в натуральную величину с большой точностью и натурализмом. Многие из этих изображенных существ, живущих вокруг реки, полны жизни.
Мастерам довольно точно удалось воплотить в своих творениях то чувство свободы и радости, которое переполняло их самих. Необыкновенно реалистично передана природная пластика слонов. Тщательность, с которой переданы мельчайшие детали слоненка, говорит о большом внимании художника ко всем существам в окружающем мире. А момент, где олень чешет свой нос, свидетельствует о необыкновенной чуткости и наблюдательности к живому миру.
Недалеко расположен еще один барельеф на ту же тему. Однако, он не закончен. Немного левее от великого «Нисхождения Ганги» из валуна высечена сцена «Кришна Говардхан». Она изображает Кришну, поднявшего гору Говардхан, чтобы защитить деревню от гнева бури. Это завораживающее произведение. Когда мир восстановлен и буря забыта, пастух играет на флейте, другой доит корову. Это одно из прекрасных изображений деревенской жизни в индийском искусстве.
Во времена династии Паллавов, когда был сделан этот рельеф, перед ним не было возведено мандапы (холл с колоннами для поклонения). Поэтому, мы могли ясно видеть целую гору над Кришной, которую он поднял вверх. Позже, с появлением определенных норм, напротив барельефа была возведена мандапа в соответствии со статусом божества. К сожалению, из-за этого была утрачена большая часть зрелищности произведения.
Плавные изображения и тонкие формы стиля династии Паллавов также видны в Вараха Мандапа, которую относят к середине 7-го века.
Вараха Аватара, пещера Варахи, Мамаллапурам, 7-й век. В борьбе против смущения и зла невежества Бог Вишну представлен спускающимся на землю в аватаре могущественного вепря Варахи. Он спасает Богиню земли Бху Деви от потопления, символизируя нашу великую внутреннюю силу, которая может спасти нас от океана невежества. Изображение пропитано изысканностью и изяществом, которые характерны для искусства эпохи Паллавов.
Здесь мы также видим развитие иконографии и архитектурного стиля Паллавов, характерной чертой которого являются колонны в виде сидящих львов.
Пещера состоит из четырех основных скульптурных панелей. Вишну изображен в аватаре вепря Вараха, который спасает Богиню земли БхуДеви от погружения в океан. Все индийские мифы имеют несколько уровней прочтения и этот миф обозначает спасение человечества от океана невежества. Вишну также представлен в форме Тривикрама, покорителя трех миров.
На задней стене пещеры изображена Гаялакшми. Лакшми, которая олицетворяет процветание, изображена рядом со слонами. Также на задней стене присутствует барельеф Дурги, которая символизирует победу над невежеством.
Гаялакшми, пещера Варахи, Мамаллапурам, 7-й век. Это история о том, как Богиня Лакшми прошла обряд очищения слонами. Еще со времен буддистского искусства 2-го века до н.э., Гаялакшми была излюбленной темой в индийском искусстве. Более того, в то время как в те времена в основном преобладали изображения якши и якхи, она была первой изображаемой Богиней. Так же как и якши, она символизирует плодородие и изобилие природы.
В искусстве династии Паллавов, фигуры изображаются изящно и утонченно, в натуральную величину. Глубину придают рельефы, поворот фигур внутрь, в то время как за ними видны другие. Такие же композиции фигур можно увидеть на изображениях Аджанты, которые относятся к 5-му веку, а также в искусстве района долины реки Кришна в штате Андхра-Прадеш.
Одной из наиболее завораживающих работ в Мамаллапураме является пещера Махишасурамардини, датируемая 7-м веком.
Она совершенно отличается от ранних изображений этой темы. Дурга, убивающая демона в облике буйвола или Махиша, который является демоном невежества.
Это наиболее динамичная сцена, выполненная в натуралистичном размере, в отличии от более ранних подобных сцен. Здесь демон имеет человеческое тело и голову буйвола. Естественные позы фигур, выступающих с одной стороны и отступающих с другой, усиливают драматизм и реализм тематики. Запоминаются и самоуверенные карлики-ганы из Армии справедливости Дурги.
Пещера Махишасурамардини, Мамаллапурам, 7-й век. Несмотря на то, что в Мамаллапураме многие великие изображения высечены в виде барельефов из скал, в холмах выкапывались пещеры, продолжая традиции Западной Индии. Находясь в глубине и безмолвии пещеры, перед человеком открываются истории божеств, олицетворяющих хорошие принципы и качества внутри нас.
Пещера Адивараха знаменита тем, что в ней находятся портреты короля Нарасимхавармана с его королевами. Так же есть изображение его сына с женами. После периода Кушанов, которые в 1-ом веке пришли с юга Китая и создавали свои портреты в королевских усыпальницах, это
самые ранние из сохранившихся портретов индийских королей. В древней Индии цель искусства всегда была в отвлечении разума от происходящей вокруг реальности и приближения его к вечным ценностям. По этой причине, в искусстве традиционно не изображались смертные личности. Здесь же мы видим смещение акцентов на личности монархов.
Здесь есть девять монолитных отдельно стоящих храмов, вырезанных из валунов. Пять из них организованы в группу. Они являются самыми ранними подобного рода зданиями в Индии и были высечены как сзади, так и спереди камня. В народе они называются ратхами, или храмами-колесницами. Поскольку речь идет о храмах, то такое название несколько ошибочно.
Пять Ратх, Мамаллапурам, середина-конец 7-го века. Эти пять храмов, неверно называемые ратхами или колесницами, отражают различные
формы, присущие храмовой архитектуре Южной Индии. Они высечены из огромных валунов, имитируя построенные храмы. Должно быть, здесь было и много других построек этих форм, сделанных из дерева и других недолговечных материалов, которые не сохранились до наших дней. Множество разнообразных храмов, расположенных в этом месте, придают ощущение сказочности этому волшебному городу божественных построек.
Такое разнообразие - удивительное доказательство
того, какое количество различных форм существовало в храмовой архитектуре Южной Индии того времени.
Эти монолиты названы в честь пяти братьев Пандавов и их общей жены Драупади из эпоса «Махабхарата». Они сформированы в законченную группу и сделаны приблизительно в середине 7-го века.
Построенный прямо перед набегающими волнами моря, один из красот Мамаллапурама, это храм с двумя башнями, известный как Береговой храм. Искусно сделанные изящные башни входят в число наиболее красивейших сооружений индийского субконтинента. Храм скорее всего был возведен Нарасимхаварманом II или Раджасимхой в начале 8-го века. Он, как полагают, установил традицию построения каменных храмов в Тамилнаду.
Береговой храм, Мамаллапурам, 8-й век. Баланс и пропорции двух изящных башен Берегового храма делают его одним из ярчайших примеров храмового строительства в Индии. Скульптурные детали находятся в полной гармонии с общей концепцией. Быки Нанди, находящиеся вдоль внешней стены, приветствуют вас и приглашают зайти внутрь в святилище.
Наверное, наиболее запоминающийся аспект в архитектуре Мамаллапурама это изображение большого числа существ, населяющих мир: оленей, коров, слонов и других. Человек изображается посреди мира природы, как одно из многих ее проявлений.
Индийским скульпторам удается передать переживания, изображая характер и эмоции животных с необычной эмпатией. Что придает искусству древней Индии особое место, так это особая концепция мира: концепция единства каждого из нас, мужчин и женщин, с животными, растениями, деревьями и даже ветром, играющим с листвой. Это единство во всем созидании является источником великой гармонии и милосердия.
Примечание автора к последнему фото (см.внизу):
Портрет короля Нарасимхавармана, пещера Адивараха, Мамаллапурам. После 1-го века н.э., периода правления Кушанов, которые пришли с юга Китая, эпоха Паллавов подарила нам первые в Индии портреты правителей. Здесь изображен король Нарасимхаварман, а на панели рядом – его сын. Этот портрет знаменует начало нового осознания королевской важности и величия, которое впоследствии оказало сильное влияние на развитие индийского искусства и архитектуры.
Текст и фотографии: БЕНОЙ К. БЕХЛ, ИНдия перспективы № 1 за 2010 год
Комментариев : 3
Хорошая статья, но хочу
Хорошая статья, но хочу поправить некоторые неточности.
Гаялакшми - правильно Гаджалакшми. Гаджа значит слон.
Кушаны происходят не с юга Китая, а из Бактрии, то есть это территория современных Таджикистана и Афганистана. Среди них также было много греков.
Согласна, но эта статья из
Согласна, но эта статья из журнала, что что слова из этой песни не выкинешь :) Не смотря на некоторые ошибки, она все таки познавательная, за что и была опубликована здесь.
В случае с GajaLakshmi - это просто неправильная транслитерация, видимо переводчик просто не в теме :)
Всё правильно! Гая или Гайя -
Всё правильно! Гая или Гайя - древнее название Матушки-Земли. Имён же у Матери много, как и у Её супруга Триденди - Одного в трёх Ликах. И Гаялакшми, и Гаджалакшми будет правильно, смотря по происходящему действию. Например, Сапрараджни - имя Земли как царицы всего, что движется на ней. Спасибо за материал, Аннушка, такой заботливо-любовный!
Слово "куш, куша" чисто индийско-санскритское! Народам всех геологических Рас дан был совершенный язык. Во эпохи это был санскрит (ранний, средний и нынешний), а как народы его преобразовали в свои наречия - это дело их общего поля сознания. Греки же имели неродной дом по книгам Е.П.Блаватской на Востоке и Индии, откуда потом ушли("Страницы эзотерической истории" Е.П.Блаватская).
Напишите отзыв или вопрос