Танджавур (Танжор)
Танжор (Танджавур, Танжавур, Танжвур...) - районный центр в штате Тамил Наду с населением более 200 тыс.человек.
Танджавур находится на пути из Чидамбарама в Тиручираппалли (Тричи) в 200 км к югу от Ченнаи (Мадрас), 105 км к западу от Транкебара и 55 км к востоку от Тричи.
С древности Танджавур известен как важный политический, религиозный, культурный центр Южной Индии. Тамильское название Танджавур связано с легендой о демоне Танджане, который некогда терроризировал округу, а будучи прижат к ногтю, в качестве последнего желания попросил назвать его именем город.
Название было сокращено англичанами до удобного Танжор – это название иногда используется до сих пор. Танжор – центр большого сельскохозяйственного района («Рисовая чашка Тамил Наду»). Танжор является также крупным паломническим центром благодаря Брихадешвара мандиру (Thanjavur Brahadeeswara)- крупному шиваитскому храму, который является одним из чудес древней Южно- Индийской храмовой архитектуры.
История Танджавура
В древности город носил имя Танджапури и с I по XII вв. был столицей империи Чола. От этого периода в городе сохранилось около 100 храмов, включая храм Брихадешвара, объявленный ЮНЕСКО частью всемирного культурного наследия.
В 1535 г. Танджор стал столицей государства Наяк, первым властителем которого стал Севаппа Наяк, правивший до 1561 г. Он начал постройку королевского дворца, расширенного преемниками.
В середине XVII в. Шанджи Бхонсле, маратхский военачальник на службе раджи Бангалора, был послан в Танджор для сбора дани. Вместо этого он захватил власть, объявил себя королем, однако в 1661 г. был вынужден вернуться в Бангалор. В 1676 г. город был взят Венкоджи – братом знаменитого предводителя маратхов Чатрапати Шиваджи.
В 1677 г. последний отдал власть над королевством другому брату – Сантхаджи. С тех пор все короли Наяк происходили из этого маратхского рода. В 1799 г., при Серфоджи II королевство попало в вассальную зависимость от британской Ост-Индской компании. Важную роль в этом сыграл учитель и друг Серфоджи, протестантский миссионер Кристиан Шварц. Серфоджи умер в 1833 г., передав трон сыну Шиваджи. Последний опочил в 1855 г., не имея наследника по мужской линии. По закону, принятому незадолго до этого генерал-губернатором Далхузи, англичане присвоили себе королевство, как выморочное имущество. Интересно, что вдова последнего короля безропотно согласилась с этим, тогда как знаменитая рани Лакшми Бай – рани Джанси, в абсолютно схожей ситуации предпочла взяться за меч.
Достопримечательности Танжора
Храм Брихадешвара Мандир (он же Раджараджешварам, Перувудайар Коил или просто Big Temple) построен королем Раджараджа Чола I в 1002-1010 г. Снаружи Брихадешвара, хотя и превосходит размерами прочие храмы Чола, довольно похож на них. В отличие от других великих храмов Южной Индии, его самым высоким сооружением является не гопурама (надвратная башня, коих имеется несколько), а вамана – башня главного святилища, которая здесь достигает 63 м в высоту. Башня увенчана куполом, высеченным из цельной гранитной глыбы весом около 80 тонн (!), привезенной из каменоломен, расположенных в 4 км от города.
На территории храма установлена самая большая в Индии статуя Нанди (священного быка Шивы) весом 25 тонн, также высеченная из монолитной каменной глыбы. По периметру храмового подворья воздвигнуты 250 лингамов, а в главном святилище находится махалингам высотой 4 м.
Со временем храм оказался окружен укреплениями форта. Выйти из храма на территорию крепости нельзя, однако ее сильно разрушенными стенами можно полюбоваться справа от храмовых ворот. Храм открыт с 6:00 до 20:00 (перерыв с 13:00 до 15:00), белым обезьянам разрешено посещение главного святилища. В храме 3 входа - центральный, украшенный исполинскими металлическими дварапала (хранителями ворот), и боковые поскромнее. У главных ворот храма часто можно видеть живого храмового слона, благословляющего паломников. Местные пуджари активно навязывают при входе покупку приношений, гирлянд и свечей-непроливашек по цене от 10 рупий на штуку.
Напротив Брихадешвары (слева, если стоять спиной ко входу) находится небольшая мандапа, превращенная к магазин, рекомендую заглянуть к него, здесь можно купить не только альбомы, но и совершенно уникальные диски с мантрами.
В начале кругового обхода храма находится исторический музей, который хранит фрагменты росписей и 108 поз танца Шивы, снимать запрещено.
Королевский дворец занимает обширную территорию к северо-востоку от храма (50 р., 9:00-18:00). Билет позволяет посетить дворец (внутренняя обстановка не сохранилась), Дурбар Холл (зал приемов) и колокольню, расположенную в северо-западной части комплекса. Рядом с ней стоит арсенальная башня, для маскировки построенная в виде храма.
От входа во дворец (ул.East Main Rd) можно пройти в восточном направлении на улицу Восточного Вала (East Rampart). Как следует из названия, когда-то здесь проходила городская стена, от которой сохранился один из бастионов. На его площадке установлена гигантская кованая железная пушка «Раджгопал», созданная в правление короля Рагунатха Наяк (1612-1634).
Еда и проживание в Танджавуре
Большинство бюджетных отелей и рестораций находится вокруг центральной автостанции (между дворцом и храмом). Несколько неплохих едален есть на улице East Main Rd. напротив королевского дворца.
Транспорт в Танджавур (Танжор)
Город связан регулярными автобусными рейсами со всеми важнейшими городами штата. В центре города (между королевским дворцом и храмом Брихадешвара, 10 мин. пешком до любого из них) находится автостанция, обслуживающая рейсы в Ченнаи (8 часов, ок.130 р.), Пондичери (6 часов, ок.60 р.) и Ути (10 часов, ок.120 р.). Автобусы в Тричи (Тиручираппали) расстояние 55 км. идут 1,5 часа, 20 р., каждые 15 мин. и Мадурай (4 часа, 50 р.) отправляются с автостанции, расположенной в 3 км к югу от центра.
Рядом с храмом Брихадешвара есть еще одна автостанция, откуда можно уехать в Чидамбарам (около 110 км., 4 часа, 50 р.). Между тремя станциями целый день курсирует городской автобус № 74 (3,5 р.).
В Танджоре есть ж/д вокзал, откуда можно уехать в Ченнаи (Rock Fort Express, 9,5 часов) и Тричи (сидячие вагоны, 12 р., 1,5 часа, восемь поездов в день). Вокзал находится к югу от храма Брихадешвар, в конце улицы Gandhiji Rd. Аэропорта нет, местная военная авиабаза начнет обслуживать гражданские рейсы с конца 2008 г.
В окрестностях Танджавура находится еще несколько чолских храмовых городов, таких как Дарашурам, Кумбаконам и Гангайкондачолапурам (Гангакондачолапурам), так что если вы возьмете такси (день 1600 рупий в ценах 2006 года) сможете получить представление об архитектурном мастерстве династии Чола.
Комментариев : 8
Спасибо, что поправили
про высоту и вес... перепутала... но я точно помню, что где-то читала, что ваману катили, чтобы установить на храме по наклонной плоскости длиной 55 км... хотя индийцы могли и приврать;)
Что касается отличий, наверное стоит уточнить, что храмы Чола вообще отличаются от других индийских дравидских храмов высокой ваманой, низкими стенами и гопурамами, ведь в Дарашураме и Гангайкондачолапураме храмы почти также построены как и Брихадешвара...
Чольские храмы вообще больше похожи на стиль нагара, чем на прочие тамильские храмы... башня и просторная закрытая мандапа... в отличие от Мадурая или Чидамбарама с их относительно низкими запутанными коридорами и колоннадами под плоской крышей и огромными гопурами.
Наверное история Индии может дать ответ на этот вопрос, но я ее плохо знаю...
Чтобы насыпать пандус длиной 55 км...
... пришлось бы выполнить объем работы, на порядки превышающий тот, что был затрачен на возведение самого здания. Египтологи тоже считали, что пирамиды строились по такой технологии, но сейчас, насколько я знаю, господствуют другие теории. Хотя в Индии народу на такой подвиг хватило бы, трудодни никто и считать не стал бы;)
Храм в Танджоре однозначно приятнее своих собратьев в Чидамбараме и Рамешвараме. Такое впечатление,что дравиды сознательно старались исключить возможность любования храмом. Снаружи видишь, в лучшем случае, гопураму над входом, внутри - ближайшие колонны в полумраке и пятно света где-то впереди. А архитекторы Брихадешвара, напротив, ту же массу на той же площади распределили так, что обзору доступно все, причем с самой выгодной точки.
это на вкус и цвет
кстати мне храмы Чола показались похожими на огромные торты;)
Таких же вкусных пастельных тонов с розочками и завитушками как будто в них вареной сгущенки добавили и заварного крема
Про 55 км. конечно приврать могли, они это любят. В Варанаси показывали храм, которому 5 тыщ лет, а если поближе подойти то можно увидеть в нижней части фундамента бетон и куски арматуры.
Но бульник на Брихадешвару в любом случае они тащили как-то и не подъемным краном, полагаю, что и в наше время это сделать не легко
Цвет у камня и правда приятный...
... А вот что действительно смахивает на торт - так это храмы современной постройки. Помню, как меня на Юге умиляли эти буйные нагромождения гипсовой скульптуры, раскрашенной глянцевыми масляными эмалями.:)
А бульник поднять не так уж сложно, был бы под рукой дисциплинированный народ и веревки покрепче. Вон Царь-Колокол целых 203 тонны весит, а Монферран его вытащил из ямы и поставил на постамент за 2 часа. И понадобилось, кстати, всего 400 солдат.
инфа от марта 2009г.
Танджор автобус из Тричи 103, выехали в 6-15, 37 рупий, 2 часа едет, приезжает на дальний бас-станд. До темпла рикша 60 рупий, 7км. Кушать лучше в отеле Гнамем, с кондиционером. Вегетарианский. Далее у нас был джип на полдня за 2000 рупий с а/с - 37км. до Кумбанконама, потом до Тричи 57км.
а жили где?
Инна,
пожалуйста допиши в статью про ваш отель
мы в Танджоре не жили,
жили в Тричи (в главе про Тричи я написала), причем нам там не показалось уж так шумно и пыльно. Танджор нормально индийцы на слух воспринимают. Но мы там полдня провели, потом полдня в Кумбаконаме и обратно в Тричи вернулись. Неплохой отель в Танджоре Gnanam http://www.hotelgnanam.com/ , где и ресторан, но там порядка 1500 рупий за дабл.
Вот что Юрий писал, он за 2 недели до нас шел: "В Танжавуре все рядом - городок то небольшой. Мы рикши не используем, хотя вам от станции прийдется. Кстати, там в ЛП про отели рядом со станцией написано. Наш отель находится рядом со старой автостанцией (их там 2, но сюда вроде все автобусы заезжают), рядом рынок, но окна выходят на другую сторону, так что ОК. Горячая вода есть и даже bucket висит, но как им пользоваться непонятно, может басурмане электричество отключили ради экономии, но он и не нужен. Кондиционера нет, но вертушка ночью работает так, что надо простыней укрываться и мы даже ее скорость вращения делали поменьше. Если окно ночью не открывать и
ванну закрывать, то комары не беспокоят. Название отеля нашего Kasi A/C Lodge (нам сразу почему-то показали комнату без А/С) на улице
South Rampart (оранжево-желтое здание с темными стеклами. Утром поесть проблема: безде предлагают dosa. Рядом с нами и вечером большинство заведений предлагают fix menu: рис на банановом листе в разных реинкарнациях. Сегодня ходили завтракать в отель TMTC (как-то так, есть в ЛП - это бывший дворец, кстати double A/C от 800 рупий, но на вид старый), так ту же досу и принесли. Будем искать где поужинать.
Жара чувствуется. С 13:00 до 15:00 стараемся как-то пережидать, например, сидеть в интернете. В Танжавуре храм понравился (бесплатно), дворец не очень (50 рупий + 30 фото + по-мелочи за вход в музеи)."
Танджавуру 1000 лет
Город Танджавур (Танджор, Танжор и еще 10 вариантов) отметит 25-26 сентября свое тысячелетия, как сообщает thehindu.com 25 кроров рупий выделено из федерального бюджета на ремонт и реставрационные работы в храм Брихадешвара, кроме того будет произведена модернизаций инфраструктуры города.
Напишите отзыв или вопрос