Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Правила в храмах Индии

Монастырь Копан

Немного об индийских храмах
Религиозная и духовная жизнь занимает большое место в жизни индийцев, поэтому к ней нужно относится с максимальным уважением и пониманием.
Даже если вы планировали совершить просто экскурсионную туристическую поездку вы обязательно попадете в какой-нибудь из индийских храмов, которые есть даже в маленьких городках.
Для начала храмы Индии называются по разному в зависимости от религии,

если к католическим костелам и мусульманским мечетям все привыкли, то при посещении Индии надо знать, что храмы сикхов называются гурудвары, индуистские и джайнские храмы - мандиры, буддийские храмы - гомпы, часовни - ступы, а раскрашенные камни - чортены.

Ограничения на посещение храмов
Некоторые мечети и индуистские храмы (например, Лингарадж) закрыты для туристов вообще.
Некоторые мечети (Джаму Масджид в Дели), джайнские храмы (Дилвара) можно посетить только в специально установленные часы, в остальное время храм открыт только для верующих или вообще закрыт. В индуистских, правда, тоже есть "часы работы", мандиры как правило открываются рано утром (от 6 утра) и работают до полудня, второй раз открываются в 4-5 дня и закрываются в 9-11 вечера. В других храмах тоже иногда есть расписание, работникам культа тоже нужно отдыхать и кушать.
В некоторых храмах вы можете дойти только до определенного места (4 стена в Шрирангаме) или в храмах есть запрет на вход в центральный алтарь (Минакши Сундарешвар), в таких случаях обычно висят таблички: Only for hindu или подобные. Если есть сомнения - всегда лучше спросить.

В мечетях, многих индуистских храмах есть разделение на женскую и мужскую половину, для каждой может быть отдельный вход или проход.
В джайнские храмы не могут входить женщины в период месячных.
В джайские и индуистские храмы нельзя проносить никаких кожанных вещей, включая ремни для брюк и часов.

Храмы, в которых не ведется служб, но имеющие большое культурное и историческое значение, причисляют к монументам (Бадами), за вход берут деньги, часы работы обычно с 9 до 17.30. Иногда даже в храмах-монументах проходят пуджи (Халебид), доступ к ним в таких случаях открыт, однако это не значит, что стоит лезть в алтарную часть, лучше любопытствовать со стороны, из-за спин местных жителей.

Одежда для посещения храма
как правило должна быть подобрана максимально закрытая - ноги, руки и плечи, жалетельно также накинуть платок на голову.
В Индии, как правило, не придается такого значения как в церквях что на женщите одето - юбки или брюки, длина важнее. Однако, в гурудварах и мечетях дам могут попросить обернуть вокруг бедер платок, платки часто выдают на входе. Тоже самое касается косынки, голова должна быть покрыта также и у мужчин, посещяющих гурудвары.

В некоторые индуисткие храмы пускают только женщин в сари (слышала, но не была), в другие мужчин не пускают в рубашках (Каньякумари).
Как правило в храмах не требуется сдавать фото и мобильные, но может быть и такое условие (Сомнатх, Дилвара), причем такие требования встречаются даже в недействующих храмах типа Акшардхама.

Фотографирование в индийских храмах
В буддийских храмах и храмах-монументах как правило разрешено снимать, в прочих как правило запрещено, то есть вы можете снимать храм только снаружи, а иногда даже только за пределами ограды (Дандешвар). Поэтому прежде чем досать камеру спросите можно ни это делать.
В некоторых храмах существует фото-билет, дающий право на съемку, обычно от 10 до 50 рупий за камеру, если вы достали камеру в таком храме будьте готовы что фото-билет придется показывать каждые 5 метров. Если есть запрет на съемку - лучше не рисковать, камеру могут отнять и разбить, а нарушителя сдать охране, были прецеденты.

Что делать в храме?
При входе в любой храм необходимо снять обувь, обувь можно оставить у ворот или у хранителя за 1-6 рупий. В некоторые храмы обувь можно взять с собой, положив ее в рюкзак, однако в джайнские и индуиские храмы с собой взять кожанную обувь нельзя. В некоторых храмах за входом расположена неглубокая ванночка шириной с метр, это для омовения ног, не бойтесь. Если вы посещаете храмы в жаркое время года в дневные часы очень рекомендую брать с собой толстые носки, иначе можно сжечь кожу на стопах.

Все храмы, часовни, ашрамы принято обходить по часовой стрелке, слева-направо, и внутри и снаружи.

При входе в храм лучше всего выразить свое уважение к божеству или духовному лицу, которому посвящен храм или ашрам поклоном, так же необходимо поклониться ему, если вы подошли к алтарю, руки при этом нужно сложить в молитвенном жесте на груди.

Индийцы на службе в храмах обычно сидят либо на корточках, либо по-турецки, подвернув под себя стопы. Во время службы могут предложить сесть на специальные циновки или коврик, или просто на пол. При этом сидеть никогда нельзя так, что бы стопы ног были повернуты к другим людям, это рассматривается как оскорбление, не только в храмах, а вообще в общественных местах.

В храме вам могут предложить сделать пуджу или еще какое нить священнодействие - если не знаете зачем оно вам лучше откажитесь. За пуджу придется платить, обычно пуджи и вообще любые телодвижения или скороговорки, сделанные для белых туристов, оценивают от 100 рупий и выше. Торг естественно уместен даже в храме, но в некоторых местах есть твердые расценки (Кедарнатх), так что пуджари не демпингуют, а скандал устроить могут.

Получать прасад (ритуальное угошение) и вообще что-либо можно только правой рукой, в крайнем случае можно поддержать ее снизу левой.

После посещения монастырей и храмов принято оставлять немного денег - от 10 рупий (чем больше храм - тем больше денег:), деньги можно положить на блюдо для приношений или бросить в специальный donation box либо отдать служителю. Так же принято раздавать деньги местным попрошайкам, для этого надо разменять рупийных монеток и обойти нищих по кругу, индийцы делают именно так.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 
achadidi специально для indonet.ru google


Комментариев : 3

Правила в храмах

achadidi аватар

Правила в храмах Индии

Yadudas • 4 года назад
В Шри Рангаме нет никаких проблем со входом в храм, если вы в духовной одежде - мужчины в дхоти, женщины в сари или гопидрессе. Only for Hindu обычно означает, что иностранцы, следующие принципам ведической религии, могут войти без помех. В Шри Рангаме пуджари даже обрадовались мне и надавали много махапрасада у самого алтаря :)
В храме Венкатешвары в Тирупати висят щиты с правилами, просят надевать духовную одежду, но все индийцы идут в обычной. Пройдет ли так европеец - вопрос. Там же фотокамеры, телефоны и т.п. сдают в спец. департамент, при выходе из храма получаешь назад.
При посещении храмов в качестве туристов лучше не светиться особо и не лезть к самому алтарю, тогда и на предложение сделать пуджу не нарвешься; если уж вам предлагают прасад - возьмите его в любом случае! Не будете его есть - так просто вынесите из храма и потом предложите его реке или дереву.
Пожертвования храму, конечно, делать нужно - это как минимум уважение к традиции. Если сделать это сознательно, то и благо получишь ;)
Спасибо, нужная статья!

Achadidi Аннушка Adm > Yadudas • 4 года назад
И вам спасибо за комментарий, только вот относительно духовной одежды.... мы были в европейской обычной приличной, не думаю, что ее можно назвать бездуховной, не думаю, что вообще к одежде такой эпитет применим... как гласят некие шлоки: са я шчаям пурошо яшча савадитьям са эках са я эвамвит... вы же меня поняли? а индусы вообще и без напоминания знать должны, если они брамины не только по праву рождения, а и по сути... но увы...

Онли фо хинду в разных храмах значит очень разное, куда то я заходила случайно и меня не прогоняли, а где то санатана дхарма определяется только и исключительно цветом кожи.

Вам кришнаитам проще в вайшнавских храмах конечно, чем всем прочим :) Так что коммент ваш думаю порадует ваших собратьев по вере, прасад это всегда хорошо :)

На предложение сделать пуджу можно нарваться даже не подходя к храму, к слову сказать, ибо алчность не зря смертным грехом называют, грех это повальный и мало я видела пуджари, которых минула чаша сия....

Yadudas > Achadidi Аннушка • 4 года назад
Да, кришнаитам проще...) Но, собственно, храмы Вишну и созданы, какбэ, для кришнаитов и вишнуитов, т.е. для тех, кто принимает Вишну высшим объектом поклонения. Так что логично.
Термин "духовная одежда" режет слух, но это буквальный перевод со щита с рекомендациями :)
Кстати, недалеко от Шри Рангама есть храм, где есть алтари и Вишну, и Брахмы, и Лакшми, и Шивы, которому служат шиваиты; кришнаитов-вайшнавов везде хорошо принимают. Мне кажется, что деление на индусов-неиндусов всё же оправдано, ибо храмы есть места для поклонения и даже любви, и далекие от этого туристы не только сбивают этот вкус, но и сами могут пострадать, совершив что-то викармическое. Ну а стать индусом совсем легко

Да, прасад - это всегда хорошо; хотя в некоторых древних храмах раздают, к примеру, бетель от Божеств, который кришнаиты не могут употребить, ибо это легкий наркотик, но можно найти ему и другое применение. Для них это - подарок, и даже если подарок не пригодится, в нем заключена любовь, и потому он ценен. Так что храмы - места для обмена любовью. Может быть, поэтому и "онли фор хинду"? :)

ас пушкин > Yadudas • 4 года назад
в тирупати я ходил к Господу Баладжи 2 раза. тип одежды при посещении никого не интересует. хоть я и был в лунгах. а в шрирангаме там хоть в сарях, хоть в лунгах, тебя пустят только в оранжевой кришнаитской одежде....не вводите людей в заблуждение.

Yadudas > ас пушкин • 4 года назад
Вот уж нет! Я был не в оранжевой кришнаитской одежде! Я был в белой кришнаитской одежде ))) поскольку домохозяин, а не монах. Но насчет сарей - не понял: все женщины там в сари, разве что в гопидрессе кто. Хотя да, мужчину в сари, да еще и белого, вряд ли пустят. :)
Извиняюсь, как я вводил людей в заблуждение? Написав, что был в дхоти? Так это и есть "кришнаитская одежда", а заодно и духовная одежда всей Индии.

Здравствуйте! Скажите

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что значит, если парень носит на левой руке розовую нить? И кто мог ему повязать ее? Могли ли ему эту нить повязать в храме! Он живёт в Индии, или что значит розовая нить на левом запястье?

Вариантов много, могли в

achadidi аватар

Вариантов много, могли в храме, могли на праздник бандана мела, а не лучше спросить у него?

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
К
к
ж
Н
Я
Введите код без пробелов, учитывая регистр