Прогулки с султанами. Часть 1. Туглакабад Форт - крах Мечты
Особенно смотреть здесь нечего, однако побывать здесь стоит – чтобы непосредственно почувствовать как смелые замыслы, блестяще реализованные в действительность, в одночасье превращаются в крах – это руины Туглакабад Форта.
Туглакабад Форт, или как его еще называют –цитадель Туглаков, это крепость, построенная в нескольких км от Дели, к югу от Кутуб Минара.
Стратегически, крепость была построена специально для защиты делийского султаната от набегов мусульманских мародеров.
Мощные крепостные стены, высотой до 12 м, вызывают восхищение при приближении к Форту. Однако, как только вы проходите через крепостные ворота, вы становитесь свидетелями общего уныния, царящего здесь на каждом шагу. Известно, что крепость так никогда и не выполнила той цели, ради которой была построена – и это только усиливает жалкое зрелище.
Лишь только разрозненные, разрушенные почти до основания каменные строения, с большой долей живой фантазии могут дать представление о том, как это было здесь в период расцвета – шумные восточные базары, многотысячный воинский гарнизон, дома знати, мастерские ремесленников, слоны, домашние животные – в общем целый город с площадями и улицами и резиденцией самого султана Гийасуддина Туглака.
Сегодня неплохо сохранилась лишь длинная подземная галерея с арочными сводами и помещениями для хранения продовольствия, несколько оснований башен, огромный глубокий карьер для сбора и хранения дождевой воды, военные казармы, основание мечети и, конечно – сами крепостные стены. Редкие туристы, нетвердой поступью опасаясь свернуть себе шею, иногда забредают в это странное место. Если не полениться и невзирая на жару все-таки подойти к стенам крепости с внутренней стороны, можно легко вскарабкаться на смотровые площадки, при желании даже устроить небольшой пикник на парапете крепостной стены (под стать мушкетерам при осаде Ла-Рошеля), наслаждаясь прекрасной панорамой на высоте более 10 м и полюбоваться видом на мавзолей султана Гийасуддина Туглака, что расположен напротив Форта.
Ясным солнечным утром 18 апреля 1320 г. делийский правитель султан Алауддин прогуливался со своим пенджабским генерал-губернатором Гази Маликом. Гази Малик обратил внимание своего султана на интересную в стратегическом отношении большую каменную возвышенность, мол неплохо бы здесь построить Форт. На что Алауддин снисходительно заметил своему прыткому подчиненному: «когда будешь султаном, тогда и строй его сам». Знал бы Алауддин что произойдет совсем скоро, не сносить бы головы Гази Малику. Буквально через полгода, после череды смутных событий, Алауддин был убит и Гази Малик сам воцарился на троне уже под именем султана Гийасуддин Туглак. Так было положено начало новой династии султанов – Туглаков.
Гийасуддин Туглак яростно взялся за исполнение своего проекта и крепость начала подниматься не по дням а по часам. Несмотря на то, что Туглак слыл либеральным правителем, свою мечту он начал реализовывать с бешенным фанатизмом. Чтобы поскорее закончить строительство Туглак приказал всем делийским рабочим каждый день, не щадя живота своего трудиться во славу султана. Все бы хорошо, да вот как на беду Sufi Низамуддин (популярный в народе в то время святой, т.е. учитель, к тому же еще и новатор) вздумал строить в Дели огромный водоем. Индийский рабочий класс - народ послушный, Маркса не читали, приказы не обсуждали, поэтому днем работали на Туглака, ночью на Низамуддина. Ясный перец, такое положение вещей не по нраву было Туглаку и он приказал запретить продажу лампового масла, дабы насолить упрямому Низамуддину. Строительство водоема остановилось.
Да уж….. епрст …. так вот – наш Низамуддин оказался парнем не из робкого десятка, недолго думая взял да и проклял Туглака вместе с его строительством - Ya rahey hissar, ya basey gujjar произнес дословно Низамуддин, что в переводе означает: «так пусть же этот (форт) навсегда останется неплодородным и только гуджары (т.е. дикие племена кочевников) будут жить здесь».
Пророчество сбылось очень быстро – через 4 года Гийасуддин погиб, не без помощи своего сына Мухаммада, под ложным тяжелым деревянным балконом. Мухаммад не захотел жить в Форте, где все напоминало о его отце и переехал в Джаханпанах.
Так или иначе, после смерти Гийасуддина, недолгая слава Туглакабада очень быстро пришла к своему концу и уже в 1327 г. город опустел совсем. Пророчество Низамуддина сбылось – Туглакабад действительно заселили гуджары.
После этого события карма династии Туглаков была испорчена окончательно и всего лишь несколько поколений Туглаков бесславно правили делийским султанатом и через 80 лет армия Тимура захватила и разграбила Дели, убив при этом более 100 тысяч жителей.
Однако, наглядный урок всем последующим поколениям - даже всесильная воля всемогущих правителей беспомощна перед проклятьем всего лишь одного человека.
Сегодня, войдя внутрь Туглакабад Форта, где живут лишь мелкие зверьки и змеи, попадаешь под ощущение того, что проклятье Sufi Низамуддина все еще отзывается гулким эхом на всем протяжении призрачных руин……
Георгий Мельников. Фото сделаны 6 июня 2010 г. специально для Indonet.ru
Комментариев : 17
Интересно...
про историю с проклятьем из-за масла я читала, в Индии вобщем-то кого-то проклясть дело обычное...
Конарк в Ориссе тоже обязан своим появлением проклятью, кажется он был построен сыном Кришны, которого проклял какой-то мудрец, и он заболел проказой и только Сурья мог его вылечить... на сколько я помню....
Георгий, а есть ли в Индии еще и другие проклятые места?
наверняка не мало
если уж столько святых мест, то и проклятых не мало. Из всего что я видел - Калькутта очень угнетающе тяжелый город, с тесными каменными джунглями закопченных домов, непонятным дорожным трафиком, ржавыми гремучими трамваями без окон без дверей, разбитыми смрадными тротуарами и влажным болотным климатом. Уж не знаю из-за кого или чего славному городу Калькутте такое наказание. А насчет проклятий не надо далеко ходить - уже в наше время семья Ганди до третьего колена была обречена проклятьем, что в общем то и подтвердилось.....
про Ганди
про Ганди можно поподробнее, про проклятье до 3 колена, я про это ниче не знаю
кто и за что их проклял?
Спасибо за отличные фотографии! И Туглакабад на фото выглядит весьма не плохо, кстати, я видела более запущенные места.
кармическое проклятье
Индира Ганди, дочь Дж Неру, принадлежала к высшей касте брахманов. Однако, несмотря на протесты своей семьи вышла замуж за Фероза Ганди (однофамилец Махатмы Ганди) из рода торговцев, который по вере был парсом (огнепоклонником). В индуизме межкастовые браки строго караются кармическим проклятием. В свою очередь младший сын Индиры, Санжай Ганди, делавший политическую карьеру, был женат на девушке из сикской семьи - погиб в подстроенной авиакатастрофе, старший сын Раджив Ганди, в последующем премьер-министр Индии, женился на итальянке - был убит террористкой смертницей. Зная о родовом проклятии своей семьи, Рахул и Приянка Ганди (внук и внучка Индиры) не спешат активно заниматься политикой, что касается Сони Ганди, то т.к. она по происхождению итальянка, родовое проклятие непосредственно на нее не действует.
проклятье
Да, про Индиру известно, что ей и в жизни приходилось расплачиваться за брак с парсом, где-то писали, что ее из храма выгнали чуть ли не пинками...
Но вот чтобы прямо проклятье... кармическое... за брак с не-индусом...
Довольно много ведь смешанных браков, и среди публичных людей, в том числе...
А потом Раджив был уже полу-индусом полу-парсом, а Рахул вообще индус только на 1\4.... и его избирательные компании довольно успешны. Его смешанное происхождение наделило его ровным отношением к разно-кастовым избирателям и многие низко-кастовые его активно поддерживают, поскольку он действительно не делает различий... В прошлом году компания была основана именно на том, что все граждане Индии равны, и она ему удалась, кажется.
Да и карма вобщем вещь все таки индивидуальная, на мой взгляд. Нет преступления в браке с человеком другой веры, это же не насилие и не причинение вреда, так за что же отвечать?
Впрочем Вы правы, такая цепочка смертей не может быть простой случайностью...
С другой стороны началась она до Джавахарлала, который ведь умер своей смертью при том, что на брак дочери согласие он дал, а вот Ганди, который себя вроде ничем анти-индусским не запятнал, как раз был убит фанатиком-индусом...
Прошу прощения за офф-топ.
че-т подумалось,
не про политиков, правителей, про них мне кажется, что они люди видные, и богам сверху тоже видно, зарвался человек, посчитал себя уже и не человеком, вот тебе и проклятие, исполнители найдутся. Не думаю, что Индира ушла не по своей воле из-за брака с парсом, а просто последила в религии неправильно, может, в тот момент и не было у нее другого выхода, как та расправа с сикхами. Жалко женщину, очень, но с этой расправы в Золотом храме, мне кажется, и началось проклятье над всем кланом.
А подумалось про проклятые места. Мне одним из них почему-то кажется Тадж Махал, вот прям пахнет каким-то проклятьем. Но он так красив! Особенно при рассвете (в закат не видела). Насколько помню, архитектор был ослеплен после возведения проекта (а что для художника свет не видеть? Лучше умереть), а инициатор заказа из тюремного застенка смотрел на это творение и вспоминал о той, что там лежит (тоже подобно и не жизни существование). Товарищи тоже к богам приблизились в любви и творчестве. Чего-то я начинаю верить в "зависть богов", страшная вещь.
ловлю на слове
Аня, вот здесь ты немного не права. Ты прекрасно знаешь о межкастовых отношениях в современной Индии. Как раз межкастовые браки являются и поныне большим грехом (преступлением) и мягко говоря не приветствуются в обществе. Если семья не принадлежит к высшей касте, никогда человек (даже имея блестящее образование) не займет руководящие посты в компаниях и гос органах управления. Отсюда большой процент самоубийств срнди городской молодежи - когда родители не дают разрешение на брак с человеком не из своей касты. Однако, это не относится к сикхам - они прекрасно делают военную карьеру, многие становятся генералами и адмиралами, командующими.
неправда ваша...
межкастовые браки стали проблемой давно и являются ей конечно и сейчас, о чем недавно писала https://indonet.ru/Statya/Brak...
но сейчас далеко не везде! посмотрите газеты в части поиска жениха\невесты, в некоторых из них указано cast no bar каста не имеет значения
опять таки вспоминаем недавнюю историю... Амбедкар был из неприкасаемых, а он видный политик и отец индийской конституции
межконфессиональные браки запрещены почти у всех религий, однако они есть в большом количестве, здесь то речь как раз об этом! я тока что писала об этом в комменте к вашему видео на https://indonet.ru/Statya/Poli...
конечно
приведенные тобой примеры, акцентрирующие исключения из аксиомы межкастового кодекса, только подтверждают мой предыдущий коммент.
Что касается Амбедкара известно, что Махатма Ганди не одобрял радикальные взгляды Амбедкара по поводу предоставления неприкасаемым равных прав со всеми другими, что по мнению Ганди неминуемо приведет к расколу общества. И то что Амбедкар отрекся от индуизма (перейдя в буддизм) и публично осудил индуистскую философию не делает ему чести. Не будучи буддистом по убеждению, а лишь используя буддизм в качестве политических спекуляций в своей демагогии (как например его известное выражение: "Индуисты верят в богов. У буддистов нет никаких богов. Индуисты верят в душу. Согласно буддизму, нет никакой души. Индуисты верят в кастовую систему. В буддизме нет места для кастовых предрассудков" вряд ли можно считать Амбедкара искренним человеком.
Кстати, Амбедкар принял буддизм еще до обретения Индией независимости, так что твой пример с Амбедкаром не есть аргумент в пользу твоей точки зрения.
более того
вслед за Амбедкаром в буддизм перешли тысячи низко-кастовых индусов...
но переход в буддизм ни в коей мере не умаляет значимости этого политика, который стал известен еще в те времена, когда он был неприкасаемым.
я ж не говорю, что все неприкасаемые могут похвастаться таким положением, как он, но были же такие,
так же как были рабские династии султанов
а вообще... о чем мы собственно? при чем тут касты?
Индира же не за шудру замуж вышла, а за парса, а он не кастовый индус...
более того
вслед за Амбедкаром в буддизм перешли тысячи низко-кастовых индусов...
но переход в буддизм ни в коей мере не умаляет значимости этого политика, который стал известен еще в те времена, когда он был неприкасаемым.
я ж не говорю, что все неприкасаемые могут похвастаться таким положением, как он, но были же такие,
так же как были рабские династии султанов
а вообще... о чем мы собственно? при чем тут касты?
Индира же не за шудру замуж вышла, а за парса, а он не кастовый индус...
вот именно
Что б закончить спор, маленькая деталь - когда Амбедкар потерпел фиаско в споре с Махамтмой Ганди, он моментально сменил тактику (что же он не продолжил защищать свои принципы ?) и стал призывать низкокастовых перейти в буддизм - чем добавил себе сторонников из числа вероотступников. Отличный пиар ход что б поправить свой пошатнувшийся имидж! т.е. по идее Амбедкара все неприкасаемые должны стать буддистами - а раз нет неприкасаемых, значит и проблем нет. В итоге тысячи неприкасаемых перешли в буддизм не по убеждению а из меркантильных соображений. Аня, извини, но это ведь чистой воды политическое шарлатанство нашего уважаемого Амбедкара.
и правильно сделал!
имхо, если человек верит он прекрасно может обойтись без формальностей и механистических ритуалов, и уж тем более без кастовых извращений, его ж как неприкасаемого вообще в храмы не пускали!
... все таки я юрист от мозга до костей, и права человеков вобщем не совсем просто фраза, хотя не могу похвастаться большой любовью к этому виду животных...
и кто не пускал? благородные, понимаешь, брамины! сколько ж я на них насмотрелась... и наслушалась... как это все красиво поеца, а потом тебя начинают на бабло разводить или в койку тащат. или устраивают массовое побоище, о чем даже ООН услышала и расследование учредила.
от них можно не тока в буддизм, но даже и в китай;)) конечно не все такие, но именно таких очь много, и много их в святых местах, по которым я активно лазить имею обыкновение.
так что прально товарищ Амбедкар поступил, ибо Будда в каждом из нас, просто не все об этом знают, как и о том, что Будда на самом деле 10 аватар Вишну, а впрочем Один Брахман и с серера и с юга, как в Упанишадах говорица, так что все это никакого значения вообще не имеет...
Как мы искали Тукхлахабад
...мы взяли такси и попросили отвезти нас в Тукхлахабад.
Мы долго, долго ехали из центра Дели. Проехали длинную магистраль, напоминающую МКАД. По бокам - парки, стены, электрический крематорий, стройки...
Нас привезли в шумный район, к зданию муниципальной школы.
- Это Тукхлахабад?
- Да, это Тукхлахабад...
- А где тут крепость? Руины огромной крепости, с громадными крепостными стенами...
- Не знаю крепость. А Тукхлахабад - вот он.
Чешем затылки. Пока чешем, нас окружают школьники в голубых сорочках. Достопримечательность в этом районе - мы.
Про крепость никто не знает.
Карта в Лонли Плэнет закончилась примерно за 5 км до нужного места. Тскть, Тукхлахабад - далее, Х км на юг...
Кругом толпы людей и громкая глушь. Мы привлекаем внимание и явно не к месту.
Возвращаться?
Но мы же уже приехали!
Пешая прогулка вдоль оживленной трассы длилась около 40 минут.
Идем в условно-нужном направлении - на юг...
Знойный день.
Но мы же уже приехали!
Трасса, нескончаемая трасса. По обочине вдруг доходим до новенькой ограды и калитки: вход в парк.
Решаем зайти внутрь: вдруг кто-то из прогуливающхся тут отправит нас в точно-нужном направлении?
Но в парке только обезьяны (тысячи их, ох черт) и ЛАНИ!
В парке прохладнее, и мы просто гуляем, переводим дух.
Парк странный: длинный и довольно узкий, идет вдоль высоченной какой-то горы, поросшей деревцами, гора огорожена кирпичной стеночкой где-то в 1,7 м, местами осыпавшейся.
Мы решаем: заберемся-ка на гору, обозрим окрестности. Крепость ведь большая, ее должно быть видно со стороны.
Забирается на гору самый стойкий из нас: менее стойкий стоит внизу с рюкзаком и мысленно отпугивает от себя стаи обезьян.
Итак, забирается... Скрывается за кустами..
Пять минут нету, десять нету.
На одиннадцатой у отгоняющего внизу обезьян начинается паника.
На пятнадцатой самый стойкий появляется в зоне видимости, дико жестикулируя и что-то крича.
Спускается с горы со счастливой дрожью: оказывается, гора - и есть крепость! Это то ли валы, то ли что-то подобное, что огораживает место с крепостью от внешнего мира. И с хребта открывается офигительный вид...
Сверху видно, что недалеко отсюда есть большие ворота - вход на территорию крепости.
Но недалеко отсюда - это если с высоты смотреть. До входа чесали минут 20 еще...
На входе в крепость стал понятен смысл заборчика 1,7 м, огораживающего гору в парке: вход-то в крепость платный :))
Зашли - и перед нами РАСКИНУЛОСЬ.
Увиденное словами не передать.
Ощущение, что под землей - несметные сокровища архитектуры и истории, потому что раскопано ну от силы 2%, ну ладно 2,1%, от ВСЕГО.
Все люди ходят, условно, на уровне самых крыш и макушек - все главное под землей.
От этого просто мурашки по коже.
Мы прогуляли там часа полтора...
Руины - наша страсть, и руин круче мы еще не видели :))
Когда из-под земли вдруг ВЫРАСТАЕТ двухуровневая башня... Огромная, монументальная.
Когда под ногами вдруг - огромное "окно", размером с половину футбольного поля, и внизу - уже заросшие деревцами - арки, переходы, кладка...
Это надо видеть, но это невозможно обозреть глазами - настолько огромное, настолько _историческое_ место.
Обязательно добирайтесь туда.
Только маршрут сначала уточните :)
пдскажите
Слушайте, а ктонить в курсе, в форте перед входом в подземные торговые ряди расположена канавка в фоме круга...в канавке - каменное колесо.. для чего собственно это сооруженице... моё предположене - молть зёрна. Вобще форт - место классное, но приезжать туда лучшене не вечером и трезвым)) иначе поимеете все шансы куда-нибудь да провалиЦа))
Напишите отзыв или вопрос