Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Матхура

Матхура - место рождения Кришны.
Матхура находится в 141 км на юг от Дели и 58 км на северо-запад от Агры, на берегах реки Ямуны.
История Матхуры начинается с мифов о том, что город основал Сатругна (Satrugna), младший брат Рамы (герой Рамаяны и аватар Вишну).
Самые ранние упоминания Матхуры датируются периодом приблизительно 5 веком до н.э., сам Будда основал здесь монастыри и буддийское влияние в первом тысячелетии было здесь сильным. Матхура была известна грекам как торговый город (Madoura ton Theon, Матхура Богов. Расцвет Матхуры пришелся на времена индо-бактрийского царства в 1 веке н.э.
Китайский путешественник в 400 г. н. э. писал, что в Матхуре было 20 буддистских монастырей и около 3000 буддийских монахов.
Матхура находится на одивленном торговом пути, что с одной стороны обеспечивало ее процветание, а с другой привлекло к ней внимание завоевателей. Первым ударом было нападение Махмуда Газни в 1017 г. Сикандер Лоди продолжил опустошение в 1500 г., за ним последовал Аурангзеб.

Несмотря на свою выдающуюся историю и религиозное наследие, Матхура сегодня является одним из самых густонаселенных и грязных городов Индии.
Недавно отреставрированные песчаниковые Ворота Холи (Holi Gate) у входа в старый город являются одной наиболее значительных достопримечательностей Матхуры, их окружают такие же украшенные храмы, которые отличают могольские островерхие арки и замысловатая резьбы с изображениями цветов и божественных существ.
На востоке у реки вокруг гхатов беспорядочно разбросано множество храмов, которые по сравнению с Варанаси незначительны. По бокам каждого храма расположились магазинчики, в которых продаются куклы, изображающие Кришну, с наборами одежды, в которую их можно одевать, а также различные аксессуары, необходимые для религиозных отправлений.
Вдоль реки на север руины форта, построенного раджой Ман Сингхом из Амбера и перестроенного Акбаром, от которого остался токль фундамент.
На юге находится ярко раскрашенный Вишрам Гхат (Vishram Ghat), который является “гхатом отдыха”, где, как говорят, Кришна восстанавливал силы после того как убил злобного Кансу. Прежде чем входить в храмовый комплекс или идти к гхатам вы должны снять обувь, независимо от того насколько там грязно. Здесь можно арендовать лодки для экскурсий по реке (25 рупий с человека).
Направившись через сеть улочек от Вишрам Гхата вы попадете на Базар Радха Дхирадж (Radha Dhiraj Bazaar), а также большому храму начала 20 в. Дваркадхиш (Dwarkadhish).

Немного на север, на приподнятом цоколе находится Джами Масджид, которая была построена в 1661 г. губернатором Аурангзеба Абд-ун-Наби (Abd-un-Nabi). Она давно уже лишилась своей оригинальной яркой глазурованной плитки, но ее по-прежнему окружают четыре минарета и несколько внешних павильонов. Примерно в пятистах метрах на запад стоит еще одна мечеть Аурангзеба
- внушительная Катра Масджид из красного песчаника. Она была воздвигнута на месте останков некогда знаменитого храма Кешава Део, разрушенного могольским императором, который в свою очередь был построен поверх руин буддистского монастыря. Некоторые части этого индуистского храма можно увидеть позади мечети, где сейчас находится Шри Кришна Джанамстхан (Shri Krishna Janamsthan), или комплекс Джанамбхуми (Janambhoomi) (ежедневно с рассвета до полудня и с 16.00 до заката; вход бесплатный).
Прямо за мечетью, через коридор, стоит алтарь, который отмечает точное место рождения Кришны (janamsthan); его похожее на клеть обрамление означает, что он родился в неволе, когда его родители были пленниками короля-тирана Кансы. Внутри соседнего Бхагват Бхавана (Bhagwat Bhavan) — кричаще современной, возвышающейся в виде башни громады, известной также под названием
Гита Мандир, — на безвкусно размалеванном потолке представлены сцены из жизни Кришны. Снимать внутри комплекса не разрешено и, несмотря на то, что магазины и алтари все вместе создают атмосферу парка развлечений, ничто не может скрыть тяжелого военного присутствия, что является напоминанием о существующей индуистско-мусульманской напряженности. В расположенном поблизости впечатляющем бассейне из красного песчаника с ведущей к нему лестницей - Потара Кунде (Potara Kund) - предположительно стирали детские вещи Кришны.

Недалеко от центра Матхуры в Парке Дампьер (Dampier Park) находится Археологический Музей (вт - сб с 10.30 до 16.30; вход бесплатный), в котором особое место уделяется буддистской и джайнской скульптуре, датируемой периодом Кушан (1 - 3 в.в. н. э.) и Гупта (4 - 6 в.). Эта скульптура известна под общим названием Матхурской школы, для нее характерно использование пятнистого красного
песчаника, и она отражает поглощение ранних примитивных культов последующими джайнскими, буддистскими и индуистскими пантеонами. Достопримечательностью музея, одним из прекраснейших образцов гуптского искусства является чудесным образом сохранившаяся статуя Будды в положении стоя. Он изображен с чудесным кротким выражением лица, красивым ореолом вокруг головы и в легких волнистых одеждах, делая рукой жест абхая, выражающий успокоение и бесстрашие. Эта статуя, а также сидящий Будда, на этот раз показанный уже Просветленным, предположительно обе были созданы монахом Динной (Dinna) приблизительно в 434 г. н. э.
Среди других представленных здесь образцов кушанского искусства можно упомянуть безголовое изображение короля Канишку в тунике и сапогах иноземного стиля, а также несколько изумительных частей резных ограждений, украшенных цветочными узорами и человеческими фигурками.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

по материалам путеводителя RG


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
авиапе_елет: