Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Искусство Санчи

ЧУДО БУДДИСТСКОГО ИСКУССТВА

Искусство периода династии Шунгов с 185 по 73 гг. до н. э. положило начало богатым традициям в области искусства, которым следовали в последующие столетия. Самые древние образцы буддистского творчества, с сюжетами из жизни Будды и историями Джатаки, были выполнены при правлении царей из династии Шунгов, которые поклонялись брахманическим божествам. Эти правители щедро даровали доход от многих деревень на содержание буддистских храмов.

Искусство периода династии Шунгов с 185 по 73 гг. до нашей эры положило начало богатым традициям в области искусства, которым следовали в последующие столетия. Гармония и взаимосвязанность единства творения являются основной темой. Здесь всегда можно найти непрерывно вьющуюся лозу жизни, которая преподносит нам щедрый подарок в виде множества форм, которыми изобилует мир вокруг нас. Эти формы изображены с полным признанием их красоты и щедрого изобилия, которое обеспечивает продолжение жизни.

Эти формы мира выполнены в виде ограды и ворот, которые отделяют обычный, будничный мир от внутреннего святилища. Образы на них помогают нам понять ценность всех форм жизни в их истинном свете, как отражение бесформенной вечной истины, по направлению к которой нам должно продвигаться. За оградой и воротами находится простое изображение: ступа, напоминающая нам об Истине, к которой мы должны стремиться, оставив всю привлекательность и все привязанности внешнего мира.

Другая традиция, возникновение которой в тот же период отчетливо прослеживается, - это попечительство царей (во всех случаях косвенное), оказываемое всем священным памятникам.

Город Видиша, в настоящее время Беснагар в штате Мадхья-Прадеш, находился на торговом пути, который соединял долину Ганга с западным побережьем. Он также играл роль огромного рынка в самом центре обширных и плодородных равнин центральной Индии. Одним из самых древних сооружений, найденных здесь, является большая каменная колонна с надписью, датируемой периодом около 120-100 гг до нашей эры. Она была воздвигнута греческим богопослушником по имени Гелиодор в честь Васудевы, что является одним из имен Господа Вишну.

В Санчи, на возвышенности недалеко от Видиши, находятся прекрасно сохранившиеся раннебуддистские ступы. На полпути к вершине холма воздвигнута ступа, в которой хранятся мощи выдающихся буддистских учителей эпохи Маурьев. Ограда или ведика, построенная вокруг ступы, датируется примерно 100 г. до н.э. Ведика украшена медальонами и полумедальонами с рельефами. Угловые колонны при входе полностью покрыты резьбой.

Богиня процветания и изобилия Лакшми изображена здесь в окружении слонов, проливающих на нее воду. Резьба на рельефе неглубокая, и стиль напоминает рельефы Бхархута. Величайшая сохранившаяся буддистская ступа периода до н.э. возведена на вершине холма в Санчи. Вполне вероятно, что в ней хранились мощи Будды. Изначально ступа была воздвигнута в 3 веке до н.э. При южных воротах ступы находится колонна Ашоки. В середине 2 века до н.э. она была увеличена вдвое, и ее прежняя деревянная ограда была заменена на массивную каменную.

К концу 1 века до н.э. правители Сатаваханов, династии царей из района Декана, расширили свои владения до центральной Индии. Они поклонялись богам индуистского пантеона. Однако, благодаря масштабным работам по обновлению каменной облицовки в период их правления, эта ступа стала одним из значительных буддистских памятников. Были возведены четверо каменных ворот, или торанов, высотой 34 фута, украшенных изумительной резьбой. Их строительство закончилось в 1 веке н.э. Традиции искусства, заложенные в период династии Шунга, достигли еще большего совершенства в этих великолепных торанах.

631 надписи на торанах рассказывают нам, что резьба была выполнена на пожертвования жителей Видиши. Это произведение искусства было создано для садовников, торговцев, банкиров, рыбаков, домохозяек, домовладельцев, монахинь и монахов. Практически половину пожертвований внесли женщины.

Массивная ведика, или ограда, выполнена просто, без какой-либо резьбы. Тораны являют собой два вертикальных столба, которые держат три горизонтальные балки или архитрава. Между колоннами и архитравами, обращенные на восток и на север, расположены великолепно выполненные слоны. На западных воротах изображены карлики. На южных – львы.

Карлики, или ганы, изображены с жировыми складками и толстыми животами, которые нависают над дхоти. На их лицах запечатлены определенные выражения. Ганы остались любимым мотивом индийских скульпторов в последующие столетия. Они усиливают ощущение реальности, исходящее от произведений искусства, где элементы комического и возвышенного сосуществуют, напоминая нам, что в природе существует все. Позднее, ганы стали одним из основных сюжетов в храмах Шивы.

Почитание плодородия и изобилия природы в камне, наблюдаемое в Бхархуте, прослеживается и здесь. Двадцать четыре мистические женщины выполнены в виде опорных фигур на воротах. На восточной торане великолепно изображена Якши, которая держит ветвь мангового дерева над собой. Представление о творческой энергии природы и ее плодородии убедительно изображено здесь. И хотя она присоединена к столбу, можно представить, что она находится внутри круга. На задней стороне ворот все детали проработаны так же тщательно и отчетливо. Как и в Бхархуте, мы видим мужские фигуры на входных воротах. Одна фигура облачена в индийскую одежду, дхоти и тюрбан. На другой – греческие одеяния, и в руках щит и копье нездешнего вида. Рельефы на торанах знакомят нас с джатаками из предыдущих рождений Будды, а также событиями из жизни Гаутамы Будды. Оформление сюжета подробно изображает жизнь городов и деревень периода создания этого произведения искусства. Рельефы Санчи являются наиболее значительным наглядным свидетельством архитектуры и образа жизни того периода.

И здесь нет акцента на личности Будды. «Буддство» и здесь изображено посредством символов. Колесо символизирует первое учение о буддистской Дхарме; дерево Бодхи символизирует Просветление, а отпечатки ног и зонт над пустым пространством провозглашают присутствие Просветленного. Тораны ступы в Санчи дают представление о бурной и активной жизни. И если в Бхархуте фигуры изображены по отдельности, то здесь они представлены в больших группах. Они запечатлены в различных позах посреди праздника жизни. Тут уже можно найти не только фронтальные изображения, но и фигуры с поворотом лица в три четверти. Скульпторы Санчи играючи изображают широкий спектр выражений лица. Скульпторы Санчи применяли метод множественных перспектив и точек наблюдения. Это позволяло им представлять фигуры в таком виде, чтобы объекты или люди были легко узнаваемы. Произошедшие события и фигуры на расстояни и представлены в верхней части панели, тогда как фигуры, ближе всего расположенные к зрителю, представлены в нижней части. Здесь не применялась техника удаляющейся перспективы. Поскольку все элементы имеют значение, они выполнены крупно и предельно детальным образом. С древних времен прослеживается еще одна особенность индийского скульптурного творчества – листья растений или деревьев изображаются очень крупно, чтобы их было легко узнать. В другой небольшой ступе в Санчи хранились мощи ближайших учеников Будды – Модгальяны и Сарипутры. Одна из торан здесь также была выполнена под руководством царей династии Сатавахана в 1 веке н.э. Как и в ступах более раннего периода, здесь видение мира представлено как нескончаемый ритм всего творения. Виноградная лоза творческого расцвета ползет вслед за кипучей жизнью по всей ведике. Она показывает нам жизнь в разнообразии форм: цветы, фрукты, животные, люди и мифические создания. Восточные ворота ступы в Санчи украшены надписью, которая гласит о том, что изысканная резьба на воротах выполнена резчиками по слоновой кости из Видиши. Действительно, резьба выполнена столь тонко, что в ней отражается тщательность и детальность, характерная работам из хрупкой слоновой кости. Тогда же династии Сатавахана и Кстрапа правили обширными областями западного и восточного плато Декана. И хотя сами правители поклонялись брахманическим божествам, они оказывали поддержку буддистским учреждениям. Десятки пещер, посвященных Будде, и внушительные ступы были воздвигнуты в период их правления.

Примечания к фотографиям Санчи:
2. Принц Вессантра – это ипостась Будды в прошлом рождении. В этой Джатаке он воплощает собой щедрость и благородство. Он дарует все, что имеет, и сам остается ни с чем.
3. Великолепный пример сцен из жизни, на этой изображен сон королевы Майи. Согласно буддистским источникам, Будда явился к королеве Майе в образе белого слона в ее сне и вошел в ее чрево.
4. Когда Сиддхартха решил отказаться от своего чрезмерного аскетизма, обезьяна принесла для него мед. Сиддхартха осознал, что лишение своего тела питания в суровом самоотречении только привело к ослаблению его тела и ума. Для лучшей концентрации и медитации ему требовался полный и позитивный рассудок.
5. Лакшми, Богиня изобилия и процветания. Также интерпретируемая как королева Майя, мать Принца Сиддхартхи. Начиная с самых ранних ступ Санчи и до ступ Бхархута, Лакшми, символизирующая процветание и изобилие природы, является одной из самых первых Богинь, изображаемых в индийском искусстве.
6. Посколько в тот ранний период в индийском искусстве не использовались изображения отдельных людей, символы, подобные этой ступе, указывают на Будду в искусстве Санчи.

(Впервые опубликовано в журнале Frontline.)
◆ Автор – известный искусствовед, кинематографист и фотограф.

Автор и источник публикации: 

Текст и фотографии: БЕНОЙ К БЕХЛ, Индия перспективы октябрь 2009

Санчи. Северные ворота, вид изнутри. Фрагмент, Вессантра Джатака, Северные ворота, внутренняя сторона. Принц Вессантра – это ипостась Будды в прошлом рождении. Сон королевы Майи, Восточные ворота. Фрагмент, Обезьяна приносит мед для Господа Будды, колонна, Северные ворота. Лакшми, Богиня изобилия и процветания, в окружении слонов, Восточные ворота. Санчи. Поклонение Ступе, колонна, Северные ворота.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
л
Щ
Г
Ю
ш
Введите код без пробелов, учитывая регистр