Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Храмы Осиана

Храмы Харихары в Раджастане

Примерно в 60 км. от Джодхпура лежит сонная деревушка Осиан, когда-то бывшая важным культурным и коммерческим центром Марвара. Она расположена почти в самом центре округа Джодхпура и поражает зрителя своими песчаными дюнами. Монотонность огромного засушливого пространства вокруг прерывают высохшие русла речек, перемежающиеся с холмами. Тем не менее предварительное изучение здешних мест показало, что они не всегда были такими залушливыми.

Осиан стоит как оазис посреди великой индийской пустыни, охраняя свои бесценные культурные останки. Утверждения в том, что в древности Осиан был большим городом, подтверждаются наличием здесь руин храмов, монументов и других останков. И хотя сейчас он лучше всего известен как центр паломничества джайнов, колыбель общины освалов в Раджастане, ученые все еще дебатируют вопросы о его древности и историческом прошлом. В настоящее время больше всего паломников устремляется к группе храмов Сачия Маты и Махавиры. Однако же просвещенных туристов и ученых Осиан влечет тремя своими храмами, которые, как полагают, являются самыми древними в Раджастане. Это храмы Харихары под номерами 1, 2 и 3.

По сравнению с гигантскими храмами Южной Индии или даже с храмами Кхаджурахо эти храмы имеют небольшие размеры. Однако это вполне возмещается элегантностью их архитектуры, разносторонностью дизайна, индивидуальностью концепции и оригинальностью композиции, что превращает их в драгоценности архитектуры. Хотя в противовес экспансивности храмов Кхаджурахо храмы Осиана отличает трезвость и сдержанность, они однако же лишены строгости и не ограничены в декоративном репертуаре. Их ритмическая акцентировка характеризована гармоничным слиянием скульптуры и архитектуры. Их образы прекрасно сбалансированы, и сами храмы вибрируют элегантностью и грацией. Все еще сохранившиеся скульптуры представляют собой поразительные образцы синкретической традиции в раннем индийском искусстве.
Два из храмов Харихары по своему плану и высоте построены по типу панчаятаны (то есть расположены в шахматном порядке). Это означает, что они стоят на прямоугольной возвышенной платформе или террасе (джагати). В центре находится главная святыня (мулапрасада), а в каждом из четырех углов структуры стоят меньшие по размеру святыни (карнапрасада).

Третий храм тоже построен на джагати, однако без малых святынь. Эта платформа придает дополнительную высоту всей структуре, выделяя её из своего окружения, что позволяет иметь открытый променад и возможность обойти храм по окружности. К променаду ведут ступеньки. Вспомогательные малые храмы построены таким образом, что как только верующий достигает террасы, два из них спереди открываются перед ним слева и справа, в то время, как два сзади тоже встают перед ним слева и справа. Таким образом в одно и то же время пилигрим находится в присутствии всех пяти главных богов храма.

Вспомогательные храмы связаны балюстрадой (какшасана), имеющей уклон внутрь. Она действует как спинка для установленных повсюду каменных сидений (асанапаттаки). Эти асаиапаттаки являются уникальной характеристикой ранних индийских храмов. Позднее же сидеть в присутствии богов стало считаться немыслимым. Однако в те ранние времена, похоже, что люди обычно сидели на этих скамьях, любуясь скульптурами, украшающими внешние стены храмов. Это, наверно, было время, когда, чтобы понять изящные искусства, не было необходимости в литературных текстах, разъясняющих их смысл.

Джагати храма Харихары №1 разделена на ниши с колоннами, которые образуют нечто наподобие остова для установления образа внутри.
У дверного проема храма Харихары №1 есть четыре косяка, богато украшеные резьбой. Дверной порог (удумбара) покрыт панелью с изображением калпы в'рикши(дерева желаний). По обеим его сторонам узоры резьбы передают картину травы (грасамукха) с мотивами густых крон деревьев (гхатапаллава). Образы богинь Ганги и Ямуны стоят в симметричных позах под деревьями, держа в руках кувшины с водой. Колонны веранды имеют квадратное основание и тоже богато украшены лепкой.

Лестница храма Харихары №2 сверху покрыта крышей, так же, как и вход (сабхамандапа или рангамандапа)в него, прилегающий к санктуму. Платформа (джагати) этого храма покрыта прекрасной лепной работой в виде кувшинов для воды (калашеи) и узоров в стиле чаития. Храм насчитывает такое же количество скульптур в нишах, что и храм №1, и расположены они в таком же порядке. Вестибюль сооружения занимает в ширину всю террасу и имеет балюстраду, каменные сидения, а также наклонную балюстраду, из которой выступают три слоновьи головы (гаджамунды). Крышу вестибюля первоначально, как видно, поддерживали четыре высоких и шесть низких колонн, которые опирались на сиденья и были украшены резным узором в виде зелени и горшков. Остальные колонны имеют квадратное основание, причем некоторые из них являются рифлеными. Задняя сторона вестибюля остается открытой, чтобы позволить верующим обходить санктум по окружности. Все четыре вспомогательных храма сейчас уже исчезли, от них остались только основания в южном углу.

По другую сторону дороги от храмов Харихары №1 и 2 стоит, глядя на восток, храм №3, на платформе которого нет вспомогательных храмов. Отсутствие на ней резьбы, делает платформу простой. Однако же стены храма богато покрыты резьбой с узором чаитии. Ниши внешней стены со вкусом украшены узорами в виде кувшинов и зелени, колоколов и цепей, а также цветов. Пьедесталы носят на себе узоры из лотосов. Распустившиеся полу-лотосы приходят на смену висячим колоколам в петлях, образованных цветочными венками.
Дверная рама этого храма имеет больше сложной резьбы, чем все остальные. Верхний фриз декорирован узором калпаврикши, по обеим его сторонам стоят резные слоны. Панели богато украшены гирляндами с " видиядхарами, фигурами львов с поднятыми хвостами и калашами. Прекрасные шалабханджики (юные девушки), узоры с декоративными круглыми вазами и листьями зелени на каждой стороне пилястров завораживают глаз.
Колонны вестибюля имеют квадратные основания с лепкой в виде узоров чайтании, выполненной по обеим главным сторонам, сверху спускаются на цепях колокола с четырех сторон. Они украшены декоративными медальонами с изображениями богов Ганеши и Кубера или же мифических птиц и животных. Ни одна из колонн не является рифленой.

Самой странной чертой этого храма является выполненная в виде купола крыша вестибюля, который представляет собой открытый зал с колоннами и каменными сиденьями. Его наклонные балюстрады покрыты балками вместо плоского потолка. Это явно является симуляцией постройки из дерева и похоже на потолки залов-чаитий, которые можно увидеть в Аджанте. Они относятся к VI и VII векам. Низкие колонны опираются на каменные сидения. Центральная часть потолка состоит из квадратной плиты, поддерживаемой четырьмя высокими колоннами, и трех квадратных плит, увенчанных рифленым бугром.
Автор - исследовательница из Университета имени Джавахарлала Неру, Нью-Дели.

Автор и источник публикации: 

МАДХУРИ ГУПТА Индия перспективы июль 2005


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
и
з
1
Э
г
Введите код без пробелов, учитывая регистр